Горный туризм




Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

 

Е.Буянов
Техника горных маршрутов

Конструкция маршрута: временной график с подтекстом

 Чем сложнее, насыщенней спортивный поход или система сезонных восхождений, тем тщательнее надо проработать их "внутреннюю конструкцию". Временной график - план похода, задающий перемещение группы во времени и пространстве, это своего рода "скелет", "остов" этой конструкции. Чтобы дать ему "живую плоть и кровь", надо проработать его внутреннее содержание, - оно должно отражать реально достижимые цели и средства похода. Временной график должен учитывать следующие ОБЩИЕ МОМЕНТЫ:

— реальные технические и физические возможности группы;

— специфику района путешествия: высотность, климатические условия, транспортные возможности, связь, наличие населенных и спасательных пунктов; например, поход по Памиру с его длинными подъездами, общей высотностью, перепадами высот и масштабами рельефа нельзя планировать как "кавказский";

 — постепенность нарастания нагрузки, процесс высотной акклиматизации, режимы набора и сброса высоты (от них зависит скорость передвижения), отдых после наиболее тяжелых участков, снижение общей нагрузки к концу похода вследствие усталости;

— возможные задержки из-за непогоды и прочих "непредвиденных" обстоятельств;

— зависимость скорости передвижения от возможностей группы, характера преодолеваемых препятствий.

 В тексте и подтексте временного графика должны быть четко проработаны следующие вопросы.

 ПОДЪЕЗДЫ в район похода к началу участков маршрута, между участками и ВЫЕЗДЫ из участков, из похода с использованием транспортных возможностей района, различных видов транспорта. При этом дополнительные подъезды внутри маршрута могут быть применены для расширения района, фактического проведения двух-трех походов подряд. Надо также знать возможности местных средств связи на предмет посылки аварийных сообщений (это следует уточнить на контрольно-спасательных постах). Оформление пропусков и преодоление кордонов может отнять значительное количество времени, средств и даже испортить и сорвать весь поход. Все эти манипуляции должны быть заранее проработаны и учтены.

УЧАСТКИ МАРШРУТА: линейные отрезки, радиальные "лучи" и "звезды" (несколько лучей из одной базовой точки), кольца ("лепестки") и реальный вклад этих участков в содержание маршрута (вклад этот неравноценен, в частности, прохождение одних и тех же участков, участков “тягучих” и несодержательных, менее ценно).

ДНЕВКИ, ПОЛУДНЕВКИ и резервные дни (последние обычно закладывают в график как дополнительные дневки или сокращением норм дневных переходов).

ЗАПАСНЫЕ ВАРИАНТЫ, - особенно для обхода наиболее сложных, неизвестных и потенциально опасных участков маршрута.

АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ: пути отступления группы в случае аварии, заболевания участника, помощи другой группе...

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: перевалы, вершины, реки, долины, ледники и ледопады, прижимы и т.п.

ОБЪЕКТЫ ПОСЕЩЕНИЯ: местные достопримечательности (природные, исторические, познавательные, панорамные точки). Случается, что туристские группы в спортивном порыве "пролетают" мимо интереснейших объектов, совершенно не подозревая об их существовании...

ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ, УЧАСТКИ ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЯ - предмет особо пристального изучения, особо тщательной проработки, связанный не только с чисто "природной" спецификой района, но также с взаимоотношениями на маршруте с местным населением, различными властями.

 Ответы на перечисленные вопросы надо найти в литературе, отчетах других групп, проконсультироваться у опытных туристов. Вести группу по хорошо подготовленному маршруту для руководителя - огромное удовольствие. Если же маршрут подготовлен плохо, начинается "дерганье", блуждание с потерей времени и сил, поход по содержательности резко проигрывает, становится более опасным...

 Проанализировать внутреннюю динамику похода можно путем построения графиков: высотного, нарастания дальности, графика технической сложности и др. Их вовсе не обязательно строить на бумаге, но четко представлять необходимо. Особенно это касается высотного графика похода на больших высотах Памиро-Алая, Памира и Тянь-Шаня. Пример такого графика для сложного спортивного похода (9 перевалов, 20 суток) дан на рис. 1. Рис. 1Примерно так же должен быть построен и график высотных и высотно-технических восхождений альпинистов. На рисунке даны три варианта. Для каждой основной ломаной варианта, показывающей чередование подъемов и спусков построены три дополнительные ломаные: огибающие максимумов и минимумов (пунктиром) и "средняя" ломаная, соединяющая места ночлегов. На местах ночлегов участники пребывают достаточно длительное время, поэтому их высота имеет существенное значение. Последняя задает высоты, на которых группа пребывает значительное время в период отдыха, бивачных работ и сна. Поход, имеющий высотный график 1 или 2, спланирован неудачно. График 1 предусматривает слишком быстрый набор высоты и выход на максимальные высоты тогда, когда группа еще достаточно не акклиматизируется: это один из случаев "кавказской" планировки памирского или тянь-шаньского похода. Планируемые дневные перепады высот также велики. График 2 относит выход на предельные высоты к концу похода, когда группа уже минует пик спортивной формы и начнет сказываться физическая и моральная усталость. Эти два режима не скажутся благоприятно на здоровье участников. График 3 спланирован более тщательно: постепенный набор высоты, выход на предельные высоты в пике спортивной формы по окончании акклиматизации и плавное уменьшение высот к концу похода. Подобный график носит название "пилы" маршрута, т.к. напоминает перевернутую пилу-двуручку. Его верхняя и нижняя ломаные-огибающие и внутренняя ломаная ночлегов идут достаточно плавно, с одним большим максимумом в середине похода. График "двугорбый" с провалом в центре является еще более неудачным, чем графики 1 и 2. При анализе высотных графиков следует обратить внимание и на еще одну закономерность: длительное пребывание на большой высоте (особенно в начале похода) чревато самыми неожиданными, неблагоприятными последствиями. Пики подъемов в зоны временной адаптации к высоте должны сменяться спусками до высот природной акклиматизации, — до таких высот, где человек может жить долго и при этом восстанавливать силы, резервы организма (в зонах временной адаптации такого восстановления не происходит).

 Примерно те же закономерности должны наблюдаться и на графике технической трудности проходимых участков: рис. 2,Рис. 2 хотя здесь допустимы несколько большие отступления, чем в высотном графике. Но и здесь обязательна постепенность нарастания технической трудности в начале похода, связанная с технической адаптацией к рельефу.

 График нарастания дальности (рис.3) задает динамику прохождения километража маршрута. Средняя скорость передвижения характеризуется наклоном прямой А. В начале похода надо планировать скорость, близкую к средней или даже немного меньшую, т.к. группа не акклиматизировалась, идет больше с набором высоты, чем на спуск, и с тяжелыми рюкзаками. Начало похода - физически очень тяжелый этап. Недостаточно точный учет перечисленных факторов очень часто приводит либо к срыву походных графиков, либо к переутомлению и заболеванию участников в начале похода. Входить в поход и в "горную среду" надо осторожно. Технические препятствия увеличивают нагрузку на группу и их надо "добавлять", если группа начала уверенно преодолевать переходы на несложных участках. При выходе на основные технические препятствия похода скорость передвижения (наклон отрезков ломаной) должна падать. Поэтому варианты, близкие к ломаным В, С следует признать неудачными. Обоснованным будет вариант, близкий к ломаной D. И только на длинных участках промежуточных спусков и в конце похода можно обоснованно планировать увеличение скорости передвижения за счет того, что группа в хорошей форме, более идет на спуск, чем на подъем, а фактор усталости компенсируется уменьшением веса рюкзака. Обоснованный график набора километража для похода с высотным графиком на рис. 1 задан на рис. 3 ломаной Е.

 Возможно построение или представление и других графиков, например, графика скорости передвижения (как производного от графика нарастания дальности), графика динамики веса рюкзаков и др. (вовсе не обязательно графики строить, но представлять сами процессы надо).

 Описанные выше приемы анализа плана похода должны помочь группе избежать тактических ошибок еще в период подготовки, "верстки" маршрута. Плохо, если анализ проводится уже после заявки или, хуже всего, в самом походе: цена такого анализа уже невелика, а допущенные огрехи начнут "ломать" и принятый график похода и маршрут. В конце июля 1989 года на Центральном Памире пропала в полном составе и так и не была найдена группа П.Клочкова. Явных промахов маршрут, заявленный этой группой, не содержал. Но более скрупулезный анализ, в частности, обнаружил, что высотный график примерно соответствовал графику 1 на рис. 1. По-видимому, эта ошибка явилась одной из причин столь тяжелой аварии, гибели шести опытных туристов.

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru

.

Пишите нам