Е.Буянов
Техника
горных маршрутов
Конструкция
маршрута: временной график с подтекстом
Чем
сложнее, насыщенней спортивный поход
или система сезонных восхождений, тем
тщательнее надо проработать их "внутреннюю
конструкцию". Временной график - план
похода, задающий перемещение группы во
времени и пространстве, это своего рода
"скелет", "остов" этой
конструкции. Чтобы дать ему "живую
плоть и кровь", надо проработать его
внутреннее содержание, - оно должно
отражать реально достижимые цели и
средства похода. Временной график
должен учитывать следующие ОБЩИЕ
МОМЕНТЫ:
—
реальные технические и физические
возможности группы;
—
специфику района путешествия:
высотность, климатические условия,
транспортные возможности, связь,
наличие населенных и спасательных
пунктов; например, поход по Памиру с его
длинными подъездами, общей высотностью,
перепадами высот и масштабами рельефа
нельзя планировать как "кавказский";
—
постепенность нарастания нагрузки,
процесс высотной акклиматизации, режимы
набора и сброса высоты (от них зависит
скорость передвижения), отдых после
наиболее тяжелых участков, снижение
общей нагрузки к концу похода
вследствие усталости;
—
возможные задержки из-за непогоды и
прочих "непредвиденных"
обстоятельств;
—
зависимость скорости передвижения от
возможностей группы, характера
преодолеваемых препятствий.
В
тексте и подтексте временного графика
должны быть четко проработаны следующие
вопросы.
ПОДЪЕЗДЫ
в район похода к началу участков
маршрута, между участками и ВЫЕЗДЫ из
участков, из похода с использованием
транспортных возможностей района,
различных видов транспорта. При этом
дополнительные подъезды внутри
маршрута могут быть применены для
расширения района, фактического
проведения двух-трех походов подряд.
Надо также знать возможности местных
средств связи на предмет посылки
аварийных сообщений (это следует
уточнить на контрольно-спасательных
постах). Оформление
пропусков и преодоление кордонов может
отнять значительное количество времени,
средств и даже испортить и сорвать весь
поход. Все эти манипуляции должны быть
заранее проработаны и учтены.
УЧАСТКИ
МАРШРУТА: линейные отрезки,
радиальные "лучи" и "звезды" (несколько
лучей из одной базовой точки), кольца
("лепестки") и реальный вклад этих
участков в содержание маршрута (вклад
этот неравноценен, в частности,
прохождение одних и тех же участков,
участков “тягучих” и несодержательных,
менее ценно).
ДНЕВКИ,
ПОЛУДНЕВКИ и резервные дни (последние
обычно закладывают в график как
дополнительные дневки или сокращением
норм дневных переходов).
ЗАПАСНЫЕ
ВАРИАНТЫ, - особенно для обхода
наиболее сложных, неизвестных и
потенциально опасных участков маршрута.
АВАРИЙНЫЕ
ВЫХОДЫ: пути отступления группы в
случае аварии, заболевания участника,
помощи другой группе...
ТЕХНИЧЕСКИЕ
ПРЕПЯТСТВИЯ: перевалы, вершины, реки,
долины, ледники и ледопады, прижимы и т.п.
ОБЪЕКТЫ
ПОСЕЩЕНИЯ: местные
достопримечательности (природные,
исторические, познавательные,
панорамные точки). Случается, что
туристские группы в спортивном порыве
"пролетают" мимо интереснейших
объектов, совершенно не подозревая об их
существовании...
ПОТЕНЦИАЛЬНО
ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ, УЧАСТКИ
ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЯ - предмет особо
пристального изучения, особо тщательной
проработки, связанный не только с чисто
"природной" спецификой района, но
также с взаимоотношениями на маршруте с
местным населением, различными властями.
Ответы
на перечисленные вопросы надо найти в
литературе, отчетах других групп,
проконсультироваться у опытных
туристов. Вести группу по хорошо
подготовленному маршруту для
руководителя - огромное удовольствие.
Если же маршрут подготовлен плохо,
начинается "дерганье", блуждание с
потерей времени и сил, поход по
содержательности резко проигрывает,
становится более опасным...
Проанализировать
внутреннюю динамику похода можно путем
построения графиков: высотного,
нарастания дальности, графика
технической сложности и др. Их вовсе не
обязательно строить на бумаге, но четко
представлять необходимо. Особенно это
касается высотного графика похода на
больших высотах Памиро-Алая, Памира и
Тянь-Шаня. Пример такого графика для
сложного спортивного похода (9 перевалов,
20 суток) дан на рис.
1. Примерно
так же должен быть построен и график
высотных и высотно-технических
восхождений альпинистов. На рисунке
даны три варианта. Для каждой основной
ломаной варианта, показывающей
чередование подъемов и спусков
построены три дополнительные ломаные:
огибающие максимумов и минимумов (пунктиром)
и "средняя" ломаная, соединяющая
места ночлегов. На местах ночлегов
участники пребывают достаточно
длительное время, поэтому их высота
имеет существенное значение. Последняя
задает высоты, на которых группа
пребывает значительное время в период
отдыха, бивачных работ и сна. Поход,
имеющий высотный график 1 или 2,
спланирован неудачно. График 1
предусматривает слишком быстрый набор
высоты и выход на максимальные высоты
тогда, когда группа еще достаточно не
акклиматизируется: это один из случаев
"кавказской" планировки памирского
или тянь-шаньского похода. Планируемые
дневные перепады высот также велики.
График 2 относит выход на предельные
высоты к концу похода, когда группа уже
минует пик спортивной формы и начнет
сказываться физическая и моральная
усталость. Эти два режима не скажутся
благоприятно на здоровье участников.
График 3 спланирован более тщательно:
постепенный набор высоты, выход на
предельные высоты в пике спортивной
формы по окончании акклиматизации и
плавное уменьшение высот к концу похода.
Подобный график носит название "пилы"
маршрута, т.к. напоминает перевернутую
пилу-двуручку. Его верхняя и нижняя
ломаные-огибающие и внутренняя ломаная
ночлегов идут достаточно плавно, с одним
большим максимумом в середине похода.
График "двугорбый" с провалом в
центре является еще более неудачным, чем
графики 1 и 2. При анализе высотных
графиков следует обратить внимание и на
еще одну закономерность: длительное
пребывание на большой высоте (особенно в
начале похода) чревато самыми
неожиданными, неблагоприятными
последствиями. Пики подъемов в зоны
временной адаптации к высоте должны
сменяться спусками до высот природной
акклиматизации, — до таких высот, где
человек может жить долго и при этом
восстанавливать силы, резервы организма
(в зонах временной адаптации такого
восстановления не происходит).
Примерно
те же закономерности должны наблюдаться
и на графике технической трудности
проходимых участков: рис.
2,
хотя здесь допустимы несколько большие
отступления, чем в высотном графике. Но и
здесь обязательна постепенность
нарастания технической трудности в
начале похода, связанная с технической
адаптацией к рельефу.
График
нарастания дальности (рис.3) задает
динамику прохождения километража
маршрута. Средняя скорость передвижения
характеризуется наклоном прямой А. В
начале похода надо планировать скорость,
близкую к средней или даже немного
меньшую, т.к. группа не
акклиматизировалась, идет больше с
набором высоты, чем на спуск, и с
тяжелыми рюкзаками. Начало похода -
физически очень тяжелый этап.
Недостаточно точный учет перечисленных
факторов очень часто приводит либо к
срыву походных графиков, либо к
переутомлению и заболеванию участников
в начале похода. Входить в поход и в "горную
среду" надо осторожно. Технические
препятствия увеличивают нагрузку на
группу и их надо "добавлять", если
группа начала уверенно преодолевать
переходы на несложных участках. При
выходе на основные технические
препятствия похода скорость
передвижения (наклон отрезков ломаной)
должна падать. Поэтому варианты, близкие
к ломаным В, С следует признать
неудачными. Обоснованным будет вариант,
близкий к ломаной D. И только на длинных
участках промежуточных спусков и в
конце похода можно обоснованно
планировать увеличение скорости
передвижения за счет того, что группа в
хорошей форме, более идет на спуск, чем
на подъем, а фактор усталости
компенсируется уменьшением веса
рюкзака. Обоснованный график набора
километража для похода с высотным
графиком на рис. 1 задан на рис. 3 ломаной
Е.
Возможно
построение или представление и других
графиков, например, графика скорости
передвижения (как производного от
графика нарастания дальности), графика
динамики веса рюкзаков и др. (вовсе не
обязательно графики строить, но
представлять сами процессы надо).
Описанные
выше приемы анализа плана похода должны
помочь группе избежать тактических
ошибок еще в период подготовки, "верстки"
маршрута. Плохо, если анализ проводится
уже после заявки или, хуже всего, в самом
походе: цена такого анализа уже невелика,
а допущенные огрехи начнут "ломать"
и принятый график похода и маршрут. В
конце июля 1989 года на Центральном Памире
пропала в полном составе и так и не была
найдена группа П.Клочкова. Явных
промахов маршрут, заявленный этой
группой, не содержал. Но более
скрупулезный анализ, в частности,
обнаружил, что высотный график примерно
соответствовал графику 1 на рис. 1. По-видимому,
эта ошибка явилась одной из причин столь
тяжелой аварии, гибели шести опытных
туристов.