![]() |
|
Альпинисты
Северной Столицы |
|
|
![]() |
Зайцев |
Зайцев, в недавнем прошлом – первый командир сменного Памирского отряда и строитель Памирского поста (ныне – поселок городского типа Мургаб), известный исследователь природы Памира, сразу взял молодого офицера под свою опеку. Сравнительно простые служебные обязанности оставляли достаточно свободного времени, которое Корженевский делил между поездками в ближайшие горы на охоту и оружейной ремонтной мастерской, в которой он начал строить небольшую динамо-машину. Через несколько месяцев упорного труда она была готова и ко всеобщему изумлению дала ток! Жители Оша называли Корженевского кто «профессором» – за увлечение техническими новинками и рассеянность, а кто – «фонарщиком», т.к. он самолично зажигал установленные на улицах города селеновые фонари.
В 1903 г. осуществилась, наконец, мечта Корженевского предпринять путешествие на Памир. Командование распорядилось организовать для нужд Памирского отряда беспроволочный телеграф. Выступил Корженевский на Памир. На высшей точке перевала Талдык (3.615 м) Корженевский обнаружил столб с именами людей, принявших участие в проектировании и прокладке дороги на Памир.
![]() |
Перевал Талдык |
Это были подполковник Б. Громбчевский, инженеры путей сообщения Мицкевич, Бураковский, Зараковский и подпоручик Ирмут. Между тем, очень долго считалось, что первую колесную дорогу через перевал Талдык построили в 1916 г. пленные австрийцы. Дневник путешественника свидетельствует о другом: первая колесная дорога в Алайскую долину из Ферганской проложена на 22 года раньше (1894 г.) русскими саперными частями. И именно этой дорогой («старым трактом») в начале 30-х годов ХХ века в Алайскую долину и на Памир прошел первый автомобиль. За лето Корженевский прошел около 1.500 км по территории Восточного Памира, Вахана, Шугнана, определил десятки новых барометрических пунктов, собрал богатейший гербарий высокогорных растений, использованный в дальнейшем известной исследовательницей Памира О. Федченко при создании сводных работ по флоре Средней Азии.
За научные результаты своего первого памирского путешествия Корженевский был избран действительным членом Общества землеведения.
В 1904 г. исследователь совершил два похода в среднее течение реки Муксу, где он собрал богатые коллекции горных пород и открыл в хребте Петра Великого крупный ледник, названный им ледником И. Мушкетова.
В 1905 г. В экспедиции Корженевский делает 2 фотографии п. Кауфмана, открытого Федченко в 1871 г., который в 1928 г. был назван в п. Ленина.
После учебы в военной интендантской академии Корженевский отправляется в Австрию и Швейцарию – специально для изучения классических альпийских ледников. После памирских ледников европейские не внушали ему «ни малейшего уважения»: «Что это за ледник, – возмущался Корженевский, – на который можно подъехать в коляске?!».
В 1910 г. Корженевский вновь отправиться на Памир. Все большее внимание Корженевского привлекают верховья реки Муксу, где расположены мощнейшие ледниковые системы Азии. Здесь 22 августа им была открыта вершина, названная исследователем именем своего верного товарища и жены – Евгении Сергеевны Корженевской.
![]() |
Пик Евгении Корженевской |
Альпинисты впервые взошли на «пик Евгении» ровно 43 года спустя – 22 августа 1953 года.
В этом же году Корженевский создал первую карту Памира.
![]() |
Карта Памира Корженевского, 1910 г. |
В 1912 г. Корженевский, получив новое назначение в Фергану, во время отпуска вновь отправляется в экспедицию на Памир. В системе Гиссарского хребта открыл несколько ледников. В его отчете этот путь характеризуется весьма емко и своеобразно: «Дорога для нервных людей – неприятная». И далее: «Постепенно карнизы переходят в «балконы», которые висят над рекой на высоте в 50-70 сажен и по своей изумительной легкой конструкции требуют полного внимания, как от коня, так и от всадника. Они устроены из жердей, опирающихся на случайные выступы скал и колья, которые заколочены в трещины или же только приставлены к скалам, и неизвестно, каким чудом они служат для балкона опорой. Поверх жердей наложены плиты камня и хворост с насыпанным на них слоем земли. Все сооружение имеет ширину не более фута, благодаря чему едущий верхом должен поминутно наклоняться в сторону пропасти, чтобы не задеть плечом за какой-нибудь выступ и не сбросить себя вместе с лошадью в реку». Позже такие «тропы» были названы оврингами.
![]() |
Овринг |
1914-1916 гг. Корженевский был в действующей армии на Западном фронте в составе 1-го Туркестанского корпуса.
В 1917 г. он возвращается в Среднюю Азию в чине полковника. Здесь он узнает, что у жены, Евгении Сергеевны, случились неприятности из-за сочиненных ею революционных стихов. Но вскоре происходит Октябрьская революция и супруги Корженевские, не раздумывая, становятся на сторону Советской власти. Вскоре Корженевский как инженер-технолог был мобилизован в Красную Армию, в рядах которой он прослужил до 1928 г.
Возвращается в Ташкент и руководит крупными комплексными научными экспедициями, принимая активное участие в работах Среднеазиатского гидрометеорологического института. В этот период он совершает пять экспедиций на ледники Памира. Одновременно Корженевский становится также одним из основателей Среднеазиатского государственного университета (САГУ). И со временем становится заведующим кафедрой физической географии этого университета, которой руководил до конца своих дней.
Николай Леопольдович Корженевский умер в Ташкенте в 1958 г. и похоронен на Боткинском кладбище города.
![]() |
Могила Корженевского |
Итогом многолетних трудов доктора исторических наук Корженевского стал «Каталог ледников Средней Азии», вышедший в свет в 1930 г. и удостоенный премии Гидрометеорологического комитета. Исследователь являлся редактором ряда карт Средней Азии и по праву считается создателем школы среднеазиатских географов. Исследования и открытия Корженевского входят в сокровищницу русской и советской географической науки.
| |
|
Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru. При перепечатке ссылка обязательна. |