Альпинисты Северной Столицы




Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

 

Ширвани Гаджи Зейналабдин  Ширвани Гаджи Зейналабдин (1780-ок.1838)

По многочисленным статьям Интернета.

Редакторы Андреев Г.Г.  и Ицкович Ю.С.

 

Гаджи Зейналабдин Ахунд Искандер оглы Ширвани – Азербайджанский путешественник и географ. Почти всю свою жизнь – около 40 лет – провел в путешествиях по различным странам Азии и Африки. Его пути пролегали через хребты Гиндукуша и Каракорума, через выжженные солнцем песчаные пустыни Аравии и Египта, тропические леса Индии. Он прошел более шестидесяти тысяч километров, что в полтора раза больше длины окружности экватора.

 

 

Гаджи Зейналабдин Искандер-оглы Ширвани родился 16 августа 1780 года в городе Шемахы,

Шемахы 1734

 бывшем в те времена одним из центров науки и культуры Азербайджана. Это − один из древнейших городов мира. Возраст города Шемахы 2500 лет. В северо западной его части, обнаружили поселение, относяшееся к 5-4 вв до нашей эры. Возможно, Птоломей (2 в. н.э.) упоминает ШЕМАХЫ под названием ШЕМАХИЯ. Изначально ШЕМАХЫ назывался Эщ-Шемахийе − перевод с арабского «город свечей». ШЕМАХЫ расположен у подножия горной цепи Большого Кавказа обшая высота над уровнем море составляет 800 метров. Это – старинный азербайджанский город с населением в 20 тысяч жителей. Город возник в V в. до н.э. столица Ширвани в IX-XVI вв. и Шемаханского ханства. В 1742 разрушен иранцами. Исторические достопримечательности :

Шемахы 12 kunbez

мечеть Джума, мавзолей Едди Гумбез и крепость Гюлистан. Шемахы воспет Пушкиным (Шемаханская царица) и Г. Г. Гагариным (Шемаханские баядерки). Так выглядит город в наше время.

Шемахы

В беседе с правителем Бадахшана султаном Мухамедом Суфи Ширвани сообщает, что он родом из города Шемахы, страны Ширвани. Отец его, ахунд Искандер, был известным ученым и видным представителем местного духовенства.
В 1785 году, когда Зейналабдину исполнилось пять лет, семья ахунда Искандера переселилась в город Кербелу (недалеко от Багдада). Там отец будущего путешественника занимался преподаванием в медресе. У него и у других духовных лиц Кербелы Зейналабдин обучался двенадцать лет, приобретя преимущественно духовные знания. Естественно, что любознательного юношу с его пытливым умом подобная учеба не могла удовлетворить. Впоследствии он запишет: «Образование не давало никаких результатов, кроме пустого времяпрепровождения; драгоценная жизнь проходила зря и напрасно, ничего не выяснилось ни о начале мира, ни о конце вселенной, и годы моей жизни достигли семнадцати». Единственно полезное, что он приобрел, – это знание основ нескольких языков. Кроме своего родного азербайджанского языка Ширвани владел персидским (фарси), арабским, турецким, туркменским языками. В дальнейшем он изучил еще и другие языки, в том числе хинди, и свободно на них говорил.

В 1796 году Ширвани направляется в Багдад

Ширвани в Багдаде

для продолжения своего образования. Багдад в те времена был одним из крупнейших культурных центров Востока. Там Зейналабдин встречается с видными учеными, главным образом из среды духовенства, и они помогают ему пополнить те же духовные знания.
Но не только духовные книги изучал Зейналабдин в Багдаде. Знание языков открыло ему доступ, как к произведениям классиков, так и к трудам современных ему ученых. Он общается не только с теологами. Люди науки, литературы, искусства – всё, чем богат духовный мир тогдашнего Багдада, попадает в его поле зрения. Но особенно глубокое впечатление на юношу производили рассказы путешественников, паломников, странствующих дервишей. Они пробудили в нем неодолимую жажду к путешествиям.

После сравнительно недолгого пребывания в Багдаде Ширвани отправляется в путь. Этот путь протянулся более чем на шестьдесят тысяч километров и продолжался сорок лет. Он пролег через Малую Азию, Иранское нагорье, среднеазиатские, аравийские и североафриканские пустыни, через леса и саванны Судана, тропические леса Индии, острова Индийского океана; он пересек горные хребты – Гиндукуш, Парапамиз, Загрос, Сулеймановы горы, Памир. Путь этот вел и во многие другие области Азии и Африки.

В своих трудах Ширвани не разделяет свои странствия на части. Однако можно выделить три основных его путешествия.

Первое путешествие. Маршрут его Ширвани указывает в книге «Бустанус-сеяхе». Там перечисляются. Багдад, «Ираке аджам», Гилян, Ширван, Муган, Талыш, Южный Азербайджан, Хорасан, Герат, Забуль, Кабул, далее индийские области – Пенджаб, Декан, Бенгал, Гуджарат, острова Индийского океана, Синд, Мултан, затем по горным дорогам в Кашмир, Музаффарабад и «по Кабульскому пути» в Тахаристан, оттуда в Туран и через Бадахшанские горы в Хорасан, затем «по Иракскому пути» (имеется в виду путь к Ираку через территорию Ирана) в Фарс.

Второе путешествие. После непродолжительного отдыха Ширвани начинает второе путешествие. Оно началось из Шираза (Фарс), оттуда в Дараб, потом к морю в Бендер-Аббас, далее «по Ормузскому пути» в Хадрамаут, Йемен, затем в Эфиопию и Судан, потом снова на Аравийский полуостров – в Джидду,

Джидда

Хиджаз, Медину, Мекку. После этого «по морскому пути в страну Сеидов» (иначе говоря, в эс-Саид – местность вдоль Нила), из Египта через Ближний Восток «в Шам-Рум» (Анатолию) – в Диярбакыр, Караман и Айдын.

Третье путешествие. Ширвани – к Атлантическому океану и обратно – проходило по следующему маршруту: «острова Бахре Ахзар» (что означает «зеленое море» – так восточные географы называли Атлантический океан) - Рум-Эли (или Румелия, как именовали европейскую часть Османской империи) - Анатолия - Азербайджан - Тегеран - Хамадан - Исфахан - Керман - Шираз - Багдад.

Все эти путешествия были связаны для Ширвани с большими трудностями и сопряжены с немалыми лишениями. Но вместе с тем они дали ему возможность собрать огромный материал, на основе которого он создал свои труды, знакомящие нас с географией, хозяйством, историей посещенных им стран, культурой, бытом и обычаями многих населяющих их народов.

Помимо названных трех основных путешествий Ширвани многократно совершал небольшие поездки по Ирану и Азербайджану. Многие из них были вынужденными.

Долголетние путешествия, встречи и беседы с деятелями науки и культуры, с простыми людьми, с правителями народов и стран Востока стали большой школой жизни для Ширвани. Он видел, как страдают простые люди – крестьяне и ремесленники; большая часть населения жила в нищете, а кучка помещиков, Ханов, беков купалась в роскоши и богатстве. В своих книгах и в личных беседах он говорил об этом, призывая власть имущих быть справедливыми. Он замечает при этом, что Аллах тоже требует от своих подданных – людей земли – справедливости по отношению друг к другу.

Годы странствий принесли путешественнику славу одного из умнейших и образованнейших людей своего времени. Неудивительно поэтому, что знакомства с ним ищут многие видные деятели, включая правителей государств. Не стал исключением и шах Ирана.

В 1815 году Ширвани побывал в Тегеране. Узнав об этом, Фатали-шах дважды приглашает его к себе. Он сулит Зейналабдину всякие блага, предлагая остаться у него при дворе. Однако тот отказывается от заманчивых предложений, предпочитая вести жизнь вольного странника. В Тегеране Ширвани встречается с виднейшими учеными и писателями, везде его ожидают почет и уважение. В то же время духовенство, считая Ширвани атеистом, всячески чернило его в глазах Фатали-шаха и немало в этом преуспело. Фатали-шах, поверив духовенству, впал в гнев и приказал изгнать Ширвани из Тегерана. Много мучений выпало после этого на долю путешественника в Иране. Начались скитания, полные тревог и лишений. Это были едва ли не самые тягостные страницы в биографии Гаджи Зейналабдина Ширвани. Он едет в столицу Фарса город Шираз, а оттуда вместе с семьей в Керман. Правитель этой области Ибрагим-хан также под влиянием духовенства гонит путешественника из города. Однако далеко Ширвани со своими попутчиками уйти не успел: их настиг новый приказ хана. Скитальцев возвращают и три месяца держат в городе в ужасных условиях. Впоследствии Ширвани запишет: «Правитель Кермана был очень жестоким. В жестокости он превосходит всех других мучителей...».  Заболевает жена Ширвани, а затем и другие его спутники. Хан смилостивился, и с его разрешения Ширвани отвозит жену в Шираз. Оттуда он едет сначала в Иезд, а потом в Исфахан. По дороге путешественника настигла весть, что в Ширазе вспыхнула эпидемия холеры. Ширвани срочно возвращается туда, забирает семью и отправляется с ней в поселок Гумша, где останавливается в местном караван-сарае. Здесь Ширвани и его семью ждут новые злоключения Правитель области Гасым-хан (сын Фатали-шаха) решил покончить со своевольным пришельцем и издает приказ о его казни. Прослышав об этом, влиятельный ученый-теолог Маджзубалишах, в прошлом один из учителей Ширвани, ставший ему близким другом, срочно пишет письмо путешественнику и пересылает его со своим приближенным Рахматалишахом в Гумшу. Ширвани немедленно покидает караван-сарай. Люди Гасым-хана, приехав за ним и не обнаружив его, арестовывают его жену и Рахматалишаха. Узнав об этом, Маджзубалишах отправляется к Гасым-хану и добивается освобождения пленников. А затем помогает семье Ширвани вернуться в Шираз. Туда же, бежав из Гумши, прибыл и Ширвани.

На сей раз, пребывая в Ширазе, он оказался свидетелем сильного землетрясения. Это было в 1239 году хиджры (1824), 27-го дня месяца тавас город был почти полностью разрушен, имелось много человеческих жертв, к тому же снова, вспыхнула эпидемия холеры. Но даже в этой ситуации недруги Ширвани не оставляют его в покое. Правитель Шираза изгоняет путешественника из города. Друзья поселяют его за городом. Однако сановники из среды духовенства не успокаиваются, и под их нажимом Ширвани выдворяют из провинции Фарс.
Следует отметить, что враждебное отношение Ширвани встречал главным образом со стороны духовенства. У всех других слоев общества, включая большинство властителей стран, Ширвани пользовался почетом и величайшим уважением. Сам Ширвани писал о почете, каким было отмечено его пребывание в Индии. Он рассказывает о беседе с правителем одной из областей Керим-ханом. В ответ на вопрос Ширвани о причинах великого гостеприимства, с которым его встречают, Керим-хан ответил: «Я оказал вам только одну сотую долю дани уважения, которого вы достойны. Я уважаю вас по восьми причинам, одна из них это ваше человеколюбие, люди должны уважать друг друга, другая причина – вы приехали как гость нашей страны, а гостей надо уважать. И еще потому, что вы ученый, а ученых нужно уважать. И, наконец, еще одна причина та, что вы – мудрый и многознающий человек – помогаете бедным людям, а тот, кто помогает беднякам и обездоленным, тот достоин уважения. Вот за это я вас уважаю и люблю от всего сердца». 

В Каире Ширвани встречается с Ибрагимбеком – правителем Египта. Ибрагимбек, плененный глубиной ума и широтой взглядов Ширвани, прилагает все усилия, чтобы оставить его у себя, он даже предложил Ширвани в подарок целый район с семьюдесятью деревнями, лишь бы тот остался служить у него. Но и от такого заманчивого подарка Ширвани отказывается, заявляя, что он предпочитает продолжать путешествовать и познавать мир.

Точно так же отнесся Ширвани и к не менее лестным предложениям турецкого султана Махмуда, последовавшим во время бесед в Стамбуле. Любопытно, что Ширвани отклонил приглашение австрийского консула в Константинополе (Стамбуле) посетить его родину.

Сколько же лет продолжались путешествия Ширвани? Сам Ширвани пишет: «Тридцать семь лет я путешествовал по семи континентам, встречая различные препятствия и невероятные трудности, общался с представителями каждой веры, с простыми людьми каждого народа, с учеными различных направлений, со многими мыслителями, с великими деятелями каждой страны и со знающими людьми каждой провинции. Я встречался и беседовал с исследователями каждого направления науки, с людьми, которые глубоко во всех подробностях разбирались в каждой религии, с мудрыми людьми каждого континента, с правителями каждой страны».

Следует отметить, что после двадцатилетнего путешествия в 1237 году хиджры (1821-1822) в городе Кум Ширвани написал первую часть книги «Риязус-сеяхе»; после тридцатилетнего путешествия в 1242 году хиджры (1827-1828) в Ширазе – «Хадаигус-сеяхе», а после тридцатисемилетнего путешествия в 1248 году хиджры (1832) – «Бустанус-сеяхе». После написания последней книги он путешествовал еще три года, то есть путешествия Ширвани продолжались около сорока лет.

Наиболее достоверные сведения о последних днях жизни можно найти в книге Масумалишаха «Пути правды». Масумалишах передает рассказ своего старшего дяди Гаджи Мухаммедтаги. Согласно этому рассказу, когда Ширвани в последний раз с женой приехал в Аравию, он тоже был с ними, далее он говорит, что Ширвани заболел и умер по дороге в Мекку вблизи города Джидда, и тогда он, а также другие его спутники и жена путешественника привезли его тело в Джидду и похоронили на городском кладбище Умана-Гава.

По календарю хиджры-гамары год (лунный) начинается с марта. Точная дата – месяц и число – смерти Ширвани неизвестны. Но вероятнее всего, он умер в 1838 году.

Ширвани был не только географом-землепроходцем. В его трудах содержатся интересные сведения по истории, этнографии, философии народов Востока. Ширвани был также поэтом. В литературе он выступает под псевдонимом Темкин, что значит в переводе «сдержанный», «терпеливый». Труды Ширвани высоко оценены учеными России, Индии, Англии, Франции, Ирана, Турции, Афганистана и других стран. В Индии и Индонезии его имя носят музей и библиотека, в Саудовской Аравии (в Мекке и Джидде) – географическое общество, в Ширазе (Иран) есть улица имени Ширвани.

   

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru. При перепечатке ссылка обязательна.