|
Борисова
(Карасева) Наталия Николаевна (1941-2002) -
родилась в Ленинград, житель блокадного
Ленинграда. Окончила Ленинградский
Электротехнический институт им. Ульянова
(Ленина) в 1965 г. Работала в ИРПА,
институтах Ленинграда - Петербурга (ЛТА,
ЛИИС и др.), к.т.н., доцент. Начала
заниматься альпинизмом в 1963 г. в секции
ЛЭТИ (ДСО "Буревестник"), с 1965 - в ДСО
"Труд". Инструктор альпинизма с 1979 г.,
проработала инструктором 176 дней. 1-ый
разряд выполнила в 1980. Общее количество
восхождений - 64, из них восхождений 5-ой к/тр.
- 4. Последнее восхождение - на Эльбрус в 2001
г. в ходе "Альпиниады-100", посвящённой
100-летию альпинизма в России. Самое
необычное восхождение - в 1967 г. на п. Мао
Дзе Дуна на Тянь-Шане с целью его
переименования (3а к/тр., рук.). Наташа
обладала хорошим художественным вкусом,
музыкальным слухом и голосом, играла на
шестиструнной гитаре. Она часто
исполняла романсы, альпинистские и
собственные песни на сборах в горах,
встречах альпинистов, благотворительных
концертах, по радио, выступала за рубежом.
Ее художественные работы (женские
украшения) экспонировались на выставке
народного творчества в Лондоне.
Последние годы с мужем А. Карасевым много
путешествовала и создавала видеофильмы,
посвященные памятникам природы, культуры,
религии и истории различных стран и
народов. Эти фильмы с успехом
демонстрировались в залах
Географического общества, ДК Ленсовета и
в других местах. Её фильмы неоднократно
занимали призовые места на конкурсах, в
том числе 2-е место на международном
конкурсе некоммерческих видеофильмов в
2001 году.
Памяти
Наташи Борисовой
Судьба, как ты сегодня не права,
Как ты жестока и не справедлива!
От этого кружится голова
И на душе становятся тоскливо...
Случившееся - нам как в спину нож,
Когда внезапно сердцем понимаешь,
Ты никогда нам больше не споешь,
И на своей гитаре, не сыграешь...
Ты в свои песни вкладывала жизнь,
Ты в свои песни вкладывала душу
В них все - любовь, друзья и альпинизм.
Уменье говорить и просто слушать...
Нам остается - помнить и любить,
Справляясь, как умеем с этой болью,
И верить - эти песни будут жить
В горах и наших дружеских застольях...
Мы знаем - песням время нипочем.
Они как вехи встречам и разлукам,
И даже когда мы совсем уйдем
Они о нас расскажут нашим внукам...
Давайте же их помнить и хранить
К ним обращаясь словно к близким людям.
А ту, что нам смогла их подарить,
Собравшись - вспоминать почаще будем!
###
В краю старинного романса
Давно уж ты была своей
Звучали песенки как стансы
И сердцу было веселей...
Узнала ты дорог немало.
Порой и в бурю и в туман
Гитара верная звучала
Под небом самых равных стран...
Сейчас нам горечь сердце гложет
За что ж судьба так страшно бьет?!
Никто из нас принять не может
Твой этот прерванный полет.
Мир без тебя и вправду тесен.
Звучит мелодия в груди
"Еще не спето столько песен,
Не уходи, не уходи!"
Терзает душу песней старой.
Когда вдруг явь, страшнее сна.
И замолкает вдруг гитара,
Когда в ней порвана струна...
И. Виноградский, 23.03.2002 г.
Запоздалое
письмо
Наташа!
Это мое намерение написать тебе письмо,
возможно у наших с тобой друзей вызовет
некоторое удивление...
Но, с другой стороны, ты сама всегда была
женщиной удивительной. С другой - ты
любила удивляться миру, его красотам, его
загадкам, удивляться искренне и светло.
Мне помнится, мы даже с тобой говорили на
этот счет. Ночью. В Париже. Я говорил, что
не могу воспринимать красоты природы,
когда мне хочется спать.
А ты искренне не понимала: "Как можно
спать в Париже?!" Да еще с Эдиком
Часовым (светлая ему память), с которым мы
попали в один номер размером в платяной
шкаф, положенный на спину. Ты, помнится,
была готова самоотверженно идти пешком
на другой край этой столицы Франции,
чтобы своими глазами увидеть какой-то
особый католический собор, о котором ты
прочла в каком-то путеводителе... Я сонно
сострил, что помню эту замечательную
фразу, мол, увидеть Париж и умереть, но
почему это нужно делать тогда, когда мне
так хочется спать?! Впрочем, если говорить
правду, то твоя непримиримая позиция по
отношению к сну в столице Франции
возымела свое действие... И на другой день
группа А. Карасева, ты ж его знаешь,
вечером направилась правда не к
очередному католическому Храму, а на
Монмартр, а если говорить точнее, то на
знаменитую площадь Пляс Пигаль, с ее
удивительными обитательницами всех
полов, возрастов, расцветок и расценок.
Конечно, согласись, нас больше
интересовали художники Монмартра, но тем
не менее, помнится ты с улыбкой
согласилась со мной, что и это знать надо,
ибо бесполезного знания не бывает...
Потом, если мне память не изменяет, вы с
кем-то из наших втиснулись в какое-то
молодежное кафе, чтобы, как у нас принято,
на два франка "оттянуться" по полной
программе, а к Эдику Часову пристал какой-то
местный художник с предложением его
нарисовать, говоря, что у вас, мол, такое
интересное лицо! Я спросил: "А у меня?".
Он ответил. И у вас, конечно, тоже, но не до
такой степени... Художник оказался нашим
соотечественником, москвичом, на
Монмартре он просто халтурил, и эту
халтуру у него здесь покупали по 25
долларов за штуку!!! В Москве, а тем более в
Питере, у него это номер не прошел бы! И не
потому, что мы такие бедные, решили мы с
тобой, как сейчас помню, а потому, что мы
просто гораздо более художественно
образованные. Наши юмористические
поединки, помнится, Наташа, очень
украшали наши длинные переезды из Парижа
в Ниццу, из Ниццы к подножью Монблана.
Жалко, конечно, что мы с тобой тогда на
этот Монблан не взошли. Тем более что
Карасев нам впереди следы топтал. Вышли
поздновато. А как мы потом все "зависли"
в кабинках канатки на высоте под 100 метров
над ледником - там выключили напряжение
электросети. И ты тут согласилась со мной,
что "свой Чубайс" есть в каждой
стране мира! А за электричество надо
платить!
Сейчас, Наташа, мы сидим с Любой
Романковой (Мясниковой) в Коктебеле, на
берегу самого синего Черного моря, у
подножья прекрасной горы Кара-Даг,
вспоминаем тебя и наших общих друзей, с
которыми прошли десятки дорог и не один
пуд соли съели. И все здесь, в общем,
хорошо. Но вот если бы ты нам по вечерам
под гитару попела, то это было бы совсем
замечательно...
Впрочем, у меня всегда было такое
впечатление, что ты пела не столько нам,
твоим друзьям и слушателям, сколько себя,
позволяя нам при этом присутствовать...
Говорят, что человек живет на земле, пока
жива память о нем. И если это
правда, а мы с Любой так и думаем, что это и
вправду так задумано Небом, то
значит ты будешь жить очень и очень долго.
Наташа, я тебя знаю, тебя же, конечно,
интересует, как это мы вместе с Любой
попали в июле в Коктебель?
Как это у нас говорится "вопрос,
конечно, интересный"! Но об этом я
расскажу тебе в следующем письме...
Я постараюсь выдержать его в более
спокойных и серьезных тонах. Если удастся.
Ты ж понимаешь, Наташа, никто не выбирает
себе характера. И мировосприятия. Через
всю жизнь свою я тащу с собой свою иронию
и самоиронию, как черепаха свой панцирь,
как улитка свой домик-раковину, как слон
свои бивни, из-за которых его порой и
убивают, потому что это же слоновая кость...
А стоит она дорого.
Что касается людей моего склада
характера, то ни один из нас не отдаст
привычки смешить и улыбаться, ни за какие
деньги. До самой той минуты, когда, как
говорят англичане, - ему выпадет срок
присоединиться к большинству.
Я не знаю сейчас, какая твоя фотография
будет на обложке посвященной тебе книги,
но почти убежден, что ты с нее будешь
улыбаться нам. А значит - будешь вместе с
нами.
Игорь Виноградский, 2002 г.
Стучит в висках...
Стучит в висках: "не верь" - не верю,
Не верю я в свою потерю.
Казалось, мимолетное знакомство,
А это было счастье просто
Сидеть, гитаре тихо вторя,
И никого - нас только трое.
Моё рождая вдохновенье,
Ты не впадала в умиленье.
О мире, мере без высокомерья
Мое меняла представленье,
И ненавязчиво учила простоте.
Не простоватости, а чистоте.
И слова каждого, нотки каждой,
Чтоб нечто зазвучало вдруг однажды.
Незаменимых нет? - Так аксиома врет.
Никто, никто так больше не споет:
"Темно-зеленый изумруд".
Забыть тебя напрасный труд.
Я осознала лишь теперь,
Лишь в час печали и потерь,
Что часть меня - уже не я
Во мне живет душа твоя.
Л. Болотникова
Это
было давно...
Л. Мясникова
Это
было давно. Ужасно давно. В прошлом веке. В
прошлом тысячелетии. Тогда, когда мы все
были открыты друг другу, когда барьеры
для общения были низки, когда можно было
придти в гости заодно с друзьями в дом, не
зная хозяев, когда даже на своем дне
рождения можно было встретить незнакомых
людей.
Ленинград город не маленький, и "слой",
который нынче тонок, был в те годы заметно
толще. Но даже в городе мы пересекались и
сталкивались со многими: с одними учились,
с другими играли в волейбол, с третьими
встречались в музеях, в театрах, на
балетных спектаклях, на студенческих
вечеринках с танцами под музыку
полузапрещенных джазовых оркестров.
Это были круги, разбегающиеся из разных
центров, которые интерферировали,
вспыхивали в пучностях, рождали новые
круги и кружочки, и так, многократно
повторяясь и, дробясь, создавали ощущение
причастности к одному процессу, народу,
отечеству.
За городом было и того проще. Там все
чувствовали себя одной семьей - те, кто
играл в регби на пляжах в Солнечном и
Горской, те, кто играл в футбол в Комарово
и те, кто за них болел, те, кто ездил на
скалы под Приозерск (в майские дни их
число доходило до 15 тысяч), и конечно же те,
кто катались на лыжах в Кавголово,
снимали там хаты и проводили вечера в
выходные, перетекая из одной хаты в
другую, из первой компании во вторую,
третью,... и т.д. пока хватит сил.
Как-то раз в одну их таких суббот или
воскресений после "прочтения" не
помню уж которой по счету компании муж
мой, Саша Мясников, всемирно известный
под кличкой Слон, альпинист и большой
любитель кавголовских сборищ, заманил
меня в какую-то альпинистскую компанию.
Застолье там подходило уже к концу, все
было говорено-переговорено, выпито и
съедено, но расходится не хотелось, и кто-то
попросил сидящую за столом красивую
черненькую девочку что-нибудь спеть.
Пение было для меня не новостью. Все мы
пели песни. Студенческие и туристские,
старинные и советские, В каждой компании
находился кто-то, кто подыгрывал мелодию
на гитаре. Обычно это были парни. "Нелитованная"
бардовская песня еще только начинала
свое победное шествие по стране.
А тут-девчонка! Девчонка, не ломаясь, не
дожидаясь, чтобы ее упрашивали, взяла
гитару и запела. Запела своим довольно
низким удивительным голосом, с
полутонами и переходами от форте к
пианиссимо, наполняя песни глубоким
чувством, сопереживая каждому слову,
каждому движению души. И хотя она
приглашала всех подпеть ей, никто не
хотел присоединиться, чтобы не нарушить
очарование ее пения. Я смотрела на нее во
все глаза.
Пела она, конечно, не так, как поют
профессионалы, но и не так, как пели в
компаниях.
Это была Наташа. Наташка. Наташка
Карасева. И мне раз и навсегда полюбилась
она и ее песни. С ней самой я тогда толком
и не познакомилась. Просто запомнила ее и
этот вечер. Здоровалась при встрече.
Обменивалась несколькими фразами.
А потом наши пути стали пересекаться все
чаще и чаще, и жизни проросли друг в друга...
Думать, что ее теперь нет с нами-
невыносимо, а образ ее, дробящийся в
многочисленных встречах, событиях,
свершениях, разбивающийся на много -
много озорных солнечных зайчиков,
вспыхивающих в лабиринтах памяти,
хочется ухватить, собрать воедино, не
даться угаснуть со временем.
Память подлая штука. Сегодня кажется, что
ты все помнишь и будешь помнить всегда, но
четкие очертания событий понемногу
размываются, времена путаются, а завтра
вообще может быть забудешь как
называется штука, которой кладут сахар в
чай. Не дай бог...
Пока еще не настали такие времена,
хочется написать о Наташе, описать
особенно яркие запомнившиеся случаи.
Вот один из них.
Когда в эпоху перестройки после 28-летнего
отсутствия в Ленинград приехал, чтобы
станцевать в "Сильфиде" под занавес
своей танцевальной карьеры друг нашей
юности Рудик Нуриев, и мы устроили в его
честь вечер у нас дома на улице
Чайковского, в числе немногочисленных (в
силу пространственных ограничений)
приглашенных друзей были и Наташа с Сашей
Карасевы. Не скрою, что я приглашала
Наташу с тайной мыслью "угостить"
Рудика ее пением, о чем я ей сказала и
попросила принести с собой гитару.
Общество, надо признаться, собралось
непростое. Кроме членов нашей семьи, так
сказать медико-технарского плана,
остальные принадлежали к миру искусства-музыканты
и художники, танцовщики и дизайнеры.
Когда вечер дошел до такой фазы, когда
хорошо было бы расслабиться и послушать
пение, я попросила Наташу спеть. Сидящая
рядом со мной Зоя Борисовна Томашевская,
милейшая и образованнейшая женщина, дочь
известного литературоведа Бориса
Викторовича Томашевского,
преподавательница дизайна в Мухинском
училище, друг Рихтера, страстная
любительница классической музыки,
человек с безукоризненным вкусом,
наклонилась ко мне и тихо сказала: "А
вот этого не надо". Типа того: "До сих
пор все было хорошо, а вот это уже не тот
уровень". Наташу она, впрочем, никогда
не слыхала, да и отступать было уже поздно.
И Наташа запела, запела, как всегда,
проникновенно и страстно. Она пела в
основном русские романсы, печальные и
безысходные:
"... Мы странно встретились и странно
разойдемся...", " Не уезжай, ты мой
голубчик, печальна жизнь мне без тебя",
непременное "Утро туманное" и
современные ахмадуллинские романсы,
звучащие в том же ключе: "Зачем, как
бабочка, к огню.." и "А на прощанье я
скажу...".
Гости восприняли ее пение с восторгом,
просили петь еще и еще. Phyllis Wyeth, жена
известного американского художника Jamie
Wyeth, женщина потрясающего мужества,
энергии и силы воли, парализованная,
прилетевшая из Америки, чтобы быть
свидетельницей выступления на родине
боготворимого ею "Руди" и поднятая в
своем инвалидном кресле руками Слона и
моего брата к нам на второй этаж, не могла
оторвать глаз от Наташиного лица, силясь
понять (не зная ни одного слова по-русски)
о чем же она поет, кому сопереживает, что
это- вечно страдающая русская душа?
Реакция Рудика была мне непонятна. Он
слушал, улыбался, но мне казалось, что он
был далеко- в своих мыслях, в своих
переживаниях- слишком много впечатлений
досталось на его долю за последние
несколько дней. Я не стала приставать к
нему с вопросом, понравилось ли ему
Наташино пение.
Но пару лет спустя, за полгода до его
смерти, когда мы со Слоном гостили у него (точнее
ухаживали за ним) на его острове Le Galli в
Италии, разговор случайно коснулся
Наташи. Я спросила у Рудика, не кажется ли
ему, что искусство балета потихоньку
сдает. "Да, - сказал он, - потому что нет
stars и нет души. На Западе почти ни у кого
нет души. Он помолчал и спросил: "Помнишь
ту девочку, которая пела у тебя на
Чайковской? - вот у нее была душа! Как она
пела! Все через себя пропускала!
Так вот оказывается что! Отметил! Оценил!
Помнил! А ведь кого только в мире ни
слышал и ни видел!
Ай, да Наташка! Ай, да сукина дочка!...
История эта имела и продолжение.
Phyllis упрашивала меня перевести
содержание услышанных ею романсов на
английский язык, но писать подстрочник
мне показалось скучным и неинтересным, К
тому же содержание романсов без
музыкального сопровождения сразу
становилось каким-то плоским и
примитивным. Наташа стала уговаривать
меня постараться сделать стихотворный
перевод, чтобы его можно было бы петь.
Задача, сами понимаете, была не из легких,
и без Наташиной мягкой настойчивости я бы,
наверно, это дело бросила бы. Но Наташа
так умела поддержать, ободрить,
воодушевить, что в конце концов мне
удалось перевести "А на прощанье я
скажу..", а потом еще штук пять или шесть
романсов. От Наташи потребовалось много
труда, чтобы выучить их. Но она была
неутомима. Я всегда потрясалась ее умению
выложиться до конца для достижения
поставленной ею цели. А в задании себе все
новых и новых задачек она тоже была
неутомима.
Поскольку после перестройки контакты с
иноязычными братьями нашими расширились,
переведенные на английский язык романсы
оказались востребованными. Наташка пела
их чудесно, все с той же страстностью и
выразительностью и с маленькими ошибками
в произношении, которые только добавляли
очарования в ее исполнение.
Потом возникла идея записать их на
кассету. Но маленький наш узкополосный
диктофон не в состоянии был
воспроизвести обертона, передать все
богатство оттенков Наташиного голоса. Мы
стали искать другие возможности. Одна моя
знакомая, Таня Фаворская, работала тогда
на радио в какой-то программе музыкальных
передач. Она согласилась нам помочь, и мы
приехали с Наташей к ней в студию
звукозаписи. Тут я еще раз убедилась,
сколь требовательна была Наташа к себе.
Стоило появиться в записи ничтожному,
почти незаметному ляпу, как Наташа
просила песню переписать. К счастью,
молодой человек, который управлял
записывающей аппаратурой, тоже был из
разряда людей, стремящихся к
совершенству, и не жалел ни времени, ни
сил, идя навстречу каждой Наташиной
просьбе.
В результате получилась неплохая запись,
в которой было все - и русские романсы, и
английские переводы, и альпинистские
песни, и самые разные веши, которые Наташа
выискивала, пела, мы к ним привыкали и
считали как бы своими.
Парнишка, который так мило себя вел при
записи, видимо не удержался и сделал
пиратскую копию, хотя делать ее вроде
было нехорошо. Не знаю, все ли песни он
переписал, но только полгода спустя, моя
подруга Маша Корсукова, прилетевшая в
Вену на конференцию и обаявшая своего
соседа в самолете настолько, что он взял
ей в аэропорту такси, вдруг услышала в
машине Наташкино пение. Раздавалось оно
из приемника, вещавшего на какой-то
европейской волне. Звучал один из "наших"
английских романсов, которые Маша
слышала еще в Ленинграде и в историю
создания которых была
посвящена. Машка подпрыгнула от
удивления, чуть не выбив крышу такси, и
закричала, что это поет Наташа, Наташка
Карасева. Ни таксер, ни ее спутник так и не
поняли Машиного волнения. Ну, Наташа, ну,
Карасева. Ну и что? А Машка не могла
дождаться конца конференции, чтобы
быстрей вернуться домой и рассказать, что
Наташкин голос вот так запросто звучит в
Европе.
Кассета эта хранится у меня, но после того,
как Наташа покинула нас, я ее ни разу не
слушала. Очень страшно услышать наяву
звук ее голоса и снова осознать, что ее
больше нет с нами. Не знаю, как это
объяснить, но ее голос все время звучит в
моей душе, не претворяясь в слышимые
звуки, где-то потаенно, внутри. Услышать
знакомые звуки было бы больно, не говоря
уже о том, что невыносимо слышать "Наташины"
песни в чьем-то другом исполнении.
Наташа не была самой близкой моей
подругой, но оборачиваясь теперь назад, я
вдруг поняла, какое большое место она
занимала в моей жизни. Наташа была
человеком неординарным, ни на кого не
похожим, "своим собственным", как
говаривала моя мама, ищущим свои пути,
свои подходы. Помню, как она приехала к
нам в деревню под Опочкой некоторое время
спустя после смерти своей мамы. С ней
тогда творилось что-то странное - она
теряла равновесие и не могла нормально
ходить. Было ли это следствием нервного
потрясения при виде умирающей матери, или
микроинсульт, как теперь некоторые
думают, а может быть защемление каких-то
нервных окончаний из-за остеохондроза -
никто не знал. Все наперебой давали ей
какие-то советы, что делать и как лечиться.
Но у Наташи всегда были свои идеи
относительно того, как бороться со своим
организмом. Она придумала для себя какую-то
специфическую диету, пила какие-то чаи из
одной ей ведомых трав, учила нас
йоговской гимнастике, сползала с нашего
высокого крыльца, добиралась до леса и
там собирала чернику, лежа на животе.
Другой на ее месте залег бы в постель, в
больницу, терзал бы врачей жалобами и
вопросами.. .Но Наташа верила только себе.
И в конце концов победила. Не знаю, что уж
помогло на самом деле. Наверно ее воля!
Перестройка, перевернувшая нашу жизнь,
была Наташей встречена в штыки. Наше
стремительное обнищание, пришедшее
вместе со свободой, действительно трудно
было пережить, хотя мы и находились в
состоянии эйфории от низвержения
партийной диктатуры. К тому же она одной
из первых увидела масштаб
несправедливости при переделе
собственности, много размышляла на эту
тему. Как-то мы с ней сидели в Кавголово на
боне, отдыхая после сёрфинга, и она стала
рассказывать мне о новом разделе, который
она хотела ввести в читаемый ею курс
техники безопасности.
Понимаешь, Любаша, говорила она мне- я всю
жизнь читала этот курс и объясняла, какая
опасность исходит от машин. И только
теперь поняла, что главная опасность
исходит от Человека. Надо объяснять
студентам, что такое Человек и какое зло
от него может исходить зло. И потом долго
развивала эту тему, цитируя разных
философов.
Честно говоря, я никогда не держала курс
техники безопасности за науку. Привычное
русское разгильдяйство не позволяло
воспринимать всерьез бесчисленные
правила и инструкции по эксплуатации
машин и механизмы. А тут мы с Наташей
впервые заговорили о ее работе, и я была
совершенно потрясена ее глубокими и
неожиданными рассуждениями о предмете, к
которому я относилась столь скептически.
Насколько я знаю, Наташе действительно
удалось ввести серьезные изменения в
лекционный курс (в этой работе ей помогал
Саша), и она с успехом читала его
одновременно в нескольких институтах.
Вообще Наташка была человеком
несгибаемым и несдающимся. Чего она
только не перепробовала делать в трудные
первые постперестроечные годы! - и на
коклюшках кружева вязала, и из бисера
украшения делала, и из кожи научилась
разные изделия делать -оригинальные
пояса, браслеты, вовлекая в это дел своего
любимого сына Кирюшу. Я до сих пор ношу
сделанный ими пояс и браслет с маленькой
красной капелькой в виде сердечка.
За счет своей энергии, поисков и
непрестанного труда Наташа с Сашей
выстояли в нелегкой борьбе за
существование в постперестроечной
России и смогли наконец-то
воспользоваться той свободой, которая
"опоздала почти на жизнь". Мы даже
видеться стали реже, потому что "Караси"
оказывались то в Китае, то в Норвегии, то в
Монголии, то в Непале, то в Германии, то в
Испании....
Наташка жила вкусно, взахлеб, щедро
делясь с окружающими своим радостным
восприятием бытия. Я не помню ее
неприветливой, хмурой. Открытый,
жизнерадостный, распахнутый миру человек,
с горящими глазами, к тому же всегда
готовый придти на помощь.
Мы ехали в этом году в Андорру через
неделю после ее возвращения оттуда. Милая
Наташа позвонила мне, чтобы надавать кучу
полезных советов.
Несмотря на то, что и она, и я уже бывали в
Андорре, она беспокоилась из-за того, что
мы что-нибудь упустим, пропустим, не
увидим чего-нибудь такого, чего не
увидеть, по ее мнению, было никак нельзя. А
чтобы мы оптимальным образом
использовали время, она продиктовала мне
расписание автобусов, цены на билеты,
стоянки такси, перечислила все места,
достойные внимания. В этом была вся
Наташка! В ее жадном желании постигать
открывшийся для нее мир и в желании
дарить и делить свои восторги с друзьями.
Наташа неотступно стоит перед моими
глазами, ее ладная фигурка, вьющиеся
черные волосы, гладкая кожа. То является
она мне в зелено-лиловом купальнике на
нашей Кавголовской базе, то в
гидрокостюме, мчащейся к берегу на серфе,
то с мокрыми развевающимися волосами
идущая по 15-градусному морозу после
купания в Полярных Зорях, где мы со Слоном
праздновали 25-летие нашей свадьбы. То
вдруг привидятся они с Сашей в белых
костюмах, неожиданно явившихся к нам в
Опочецкую деревню из своего палаточного
лагеря, который они устроили на озере
Велье в 8 км от нашего дома.
И конечно же Наташа с гитарой, дни-рожденные
застолья у нас, у них, у Трофимовых, у
Алика Гутмана, царствие ему небесное, на
Хейсинских (увы) мемориалах. Ее
стихотворно-песенные подарки, на которые
она была большая выдумщица, наши
ежегодные песенные вечера с Ритулей,
Ларисой, Светой, моей учительницей музыки,
на которых мы демонстрировали друг другу,
что сочинили за год, что перевели, какие
мелодии придумали, какие новые песни
отыскали.
А в этом году мы так и не успели собраться.....
Струна лопнула...
Но звук ее, так неожиданно прервавшийся,
не затихает.
Он звучит, и будет звучать в наших сердцах...
Пока мы живы...
|