|
Алексеев
Александр Емельянович (1891-1975) – Leningrad.
Кандидат в матера спорта СССР (КМС) по
альпинизму, начал увлекаться горами 20-х –
30-тых годах XX
века, ходил с Б.Н. Делоне (будущим членом-корреспондентом
АН СССР, см.) и А.Д. Александровым (будущим
академиком АН СССР, см.). А.Е. Алексеев
родился в семье крестьянина Тверской
губернии. С 17-летнего возраста начал
работать в Ленинграде на заводе "Электрик"
и одновременно учится в
Электротехническом институте им.
Ульянова-Ленина (ЛЭТИ - ныне
Петербургский Государственный
Электротехнический Университет). Еще,
будучи студентом, А.Е. Алексеев под
руководством профессора Я.М. Гаккеля
спроектировал тяговые двигатели ПТ-100 для
первого советского тепловоза. Эти
двигатели были построены на заводе "Электрик"
и установлены на тепловозе Щ-ЭЛ-1, который
7 ноября 1924 года совершил свою первую
поездку по Октябрьской железной дороге. А.Е.
Алексеев также участвует в разработке
конструкции первых тяговых двигателей
для трамвая (на этих двигателях мы с вами
передвигаемся до сих пор…! – прим. ред.). В
1925 году Александр Емельянович
заканчивает Электротехнический институт.
Следующий этап его инженерной
деятельности связан с заводом "Электросила",
где он работает заведующим отделом новых
конструкций, а затем техническим
директором. Под руководством А.Е.
Алексеева разработаны первенцы
советской энергетики: гидрогенераторы
для Волховской, Земо-Авчальской, Рионской,
Свирской ГЭС; крупнейшие в мире в те годы
Днепровские гидрогенераторы, серии
турбогенераторов до 50 МВт и другие
крупные электрические машины,
обеспечивающие выполнение плана ГОЭЛРО (которые
работают до сих пор…!). Александр
Емельянович хорошо владел иностранными
языками. Поэтому его командировки в
электротехнические фирмы Швеции,
Германии, Швейцарии, Чехословакии, США,
Франции и других стран были весьма
результативными. Спроектированные им
электрические машины не уступали
зарубежным аналогам. С 1932 года до конца
своей жизни Александр Емельянович
работает в ЛИИЖТ-е, оставаясь
консультантом по проектированию крупных
электрических машин на заводах "Электросила",
а впоследствии на Новочеркасском и
Тбилисском электровозостроительных и
ряде других. С 1936 года А.Е. Алексеев
профессор, заведующий кафедрой "Электрические
машины" ЛИИЖТ-а. В 1938 году ему без
защиты диссертации присуждается ученая
степень доктора технических наук. С1943 по
1953 годы он декан Энергетического
факультета ЛИИЖТ-а. В годы войны А.Е.
Алексеев руководил созданием
автоматической рельсосварочной машины
РКСМ-200-201. Серийный выпуск этой машины в
1945 году имел огромное значение для
восстановления разрушенных железных
дорог. За разработку рельсосварочной
машины А.Е. Алексеев в 1949 году удостоен
Государственной премии. В послевоенные
годы А.Е. Алексеев консультировал проекты
тяговых электродвигателей для
электровозов переменного тока. Хорошие
показатели и высокая надежность тягового
двигателя НБ418К отмечена присвоением
Государственных знаков качества
электровозам ВЛ80Т и ВЛ80Р.
Под руководством А.Е. Алексеева созданы
первые в СССР макетные локомотивы с
асинхронными двигателями и частотным
управлением. По результатам испытаний
макетных образцов промышленностью были
созданы опытный электровоз ВЛ80А-751
мощностью 9600 кВт и опытный тепловоз ТЭ-120-001
мощностью 4000 л.с. Среди многочисленных
печатных трудов А.Е. Алексеева важнейшее
значение имеют монографии "Тяговые
электрические машины" и "Конструкция
электрических машин". Обе книги
переиздавались в СССР пять раз и были
переведены на иностранные языки. За книгу
"Конструкция электрических машин" А.Е.
Алексееву была вторично присуждена
Государственная премия (1951 г.). В 1953 году
Александр Емельянович был избран членом-корреспондентом
АН СССР и работал в институте
Электромеханики АН СССР. Яркую личность А.Е.
Алексеева отличали огромная
работоспособность, поразительная научно-техническая
интуиция, широта взглядов и
разносторонность интересов. Литература о
А.Е. Алексееве: В.В. Домбровский. Александр
Емельянович Алексеев. Л., Наука, 1988, 208 с. (Алексей
Якушев - к.т.н., доцент ЛИИЖТ-а, МС СССР по
альпинизму).
|