|
10
августа 2007 исполняется 90 лет со дня
рождения Барова Кирилла Александровича,
который скончался 24.12.2006… В
2003 году он переехал в Санкт-Петербург – к
дочери Наташе.
Свою биографию когда-то он написал сам. О
МОЕМ ОТЦЕ – БАРОВЕ КИРИЛЛЕ
АЛЕКСАНДРОВИЧЕ… Наталия
Барова – дочь К.А. Барова, 25.01.07 О
дорогих и близких писать нелегко – «большое
видится на расстоянии». Всего месяц
прошел с тех пор, как папы не стало. В
последний день своей жизни, 24 декабря 2006
года, он возвращался домой, проведя
архитектурную консультацию по дизайну
интерьера, который проектировал
последние пол года. Уходил счастливым, в
приподнятом настроении – работа была
завершена. В
дороге, – альпинисты сказали бы, «на
спуске», – он упал и больше не встал.
Смерть наступила в момент падения –
третий инфаркт. Смерть наступила вне дома,
– и целые сутки велись «поисковые
операции». Он умер в городе, но погиб, как
альпинист. Третий
инфаркт бывает последним. Первый и второй
произошли в 1992 году, когда отец работал
над большим памятником группе
харьковских альпинистов, погибших на
пике Ленина. Будучи прекрасным
архитектором, он выполнил проект
мемориала, – но этого было недостаточно:
каменотесы портили мрамор. Тогда он сам
взял в руки молоток и резец… В тот год ему
исполнилось 75 лет. Здоровье полностью
восстановилось. Архитектура
и горы – эти две темы постоянно
переплетались в его жизни. Каждый год –
четыре месяца в горах, восемь месяцев в
городе, где, будучи главным специалистом
по архитектуре Укргорсторойпроекта, он
выполнял годовую работу в сжатые сроки. И
ни дня отпуска. В течение 62-х лет, до
переезда в Петербург в 2003 году, он
проработал в одной и той же организации.
Заявление об уходе написал за две недели
до отъезда. В
Петербурге стал архитектором фирмы «Мобатайм-системс»,
выполнив блестящий европейский интерьер
двух этажей филиала старейшей
швейцарской часовой фирмы «Мозер», а
также ряда жилых помещений. Гора
– естественный массив, здание –
искусственный массив. Горный район –
полигон для восхождений. Жилой район –
рукотворный ландшафт. Именно планировке
и градостроительству отец посвятил
долгие годы своей работы, проектируя
города-сателлиты Курской Магнитной
Аномалии, микрорайоны Харькова, Керчи,
Запорожья. Пунктуальность
и точный расчет, – с этими качествами
проектировщика он шел в горы. Чтобы не
сдвинулся ни один камень – с этим
условием он возводил дома, и осторожно,
своим особым «баровским» шагом, –
медленно, уверенно и надежно ступал по
горным маршрутам. Всегда,
по своим секретным приметам и
собственному ощущению, умел
предсказывать погоду на время будущего
выхода. Об этом его свойстве мне
рассказывали многие, и часто спрашивали
папино мнение – на какой день назначить
восхождение. «Безопасность»
– это слово было притчей во языцех.
Проверка и перепроверка снаряжения, «умная»
укладка рюкзаков (его называли «гением»
упаковки, – в ту пору, когда пользовались
зачастую подручными средствами, он
становился изобретателем всевозможных
петель, перекидок из веревок и т.д. – с
использованием найденных тут же прутиков,
камешков, ремешков… В наши дни именно это
справедливо называют словом «дизайн»:
чтобы было точно, красиво, и работало). Та
же перепроверка производилась и на
маршруте, и на спуске, и на спасательных
работах. Не упустить ни одну деталь. Жизнь
человека может оказаться висящей на
ниточке – и эта ниточка должна быть
сверхпрочной. Ради
жизни и создания необходимых условий для
нее он трудился всю жизнь, восстанавливая
Ташкент после землетрясения, работая над
строительством массового жилья, борясь
за инфраструктуру, т.е. расположение школ,
детских площадок, бытового обслуживания
и транспорта непосредственно перед
застройкой, а не оставляя это на потом.
Эта борьба забирала много сил, но он
всегда выходил победителем. Стоял
он и у истоков горноспасательной службы.
Номер его жетона «Спасотряд» – это номер
«3». Проект самого знака, известного во
всем мире, выполнил он сам. Перебирая его
бумаги, я наткнулась на целую папку с
подготовительными рисунками, где
неизменно повторялись два мотива: Ушба и
крест. «Крест» Ушбы был крестом всей его жизни. Гибель сестры Тани на этой горе в 1938 году поставило перед ним своего рода обязательство, и спустя более 20 лет, он совершил первопрохождение по этому сложнейшему и красивейшему маршруту. Таню
Барову и ее спутника Диму Салова к тому
моменту так и не нашли, несмотря на
многочисленные поисковые экспедиции. Не
нашли их и до сих пор. Они покоятся где-то
под горой, или под огромным Ушбинским
ледником… Гора и огромный крест, –
пройденный, пробитый в этой горе
собственным телом, руками и ногами, стали
возведением грандиознейшего в истории
монумента, – во имя любви, в память
погибшей сестры, в память всем погибшим
альпинистам. Отец об этом не говорил
никогда. И я поняла это совсем недавно,
уже тогда, когда его не стало. В практике
европейского искусства ХХ века подобную
акцию можно было бы отнести к жанру лэнд-арт
– ландшафтного искусства. А в практике
альпинизма это называется –
первовосхождение, и если заходила речь о
нем, отец неизменно повторял: «посвящается
памяти сестры». В семейном архиве
хранится объемная рукопись об Ушбе,
фрагменты из которой уже изданы, но весь
текст ждет своего часа. Смерть
он привык встречать лицом к лицу. Пройдя
Отечественную войну, находясь в рядах
действующей армии, на передовой, в
составе Гвардейского 225 полка
противовоздушной обороны, он участвовал
в победоносной битве на Курской дуге; в
рядах Казачьей конно-механизированной
группы генерала Плиева освобождал
Румынию, Венгрию. Закончил войну взятием
Праги в начале мая 1945года. Мог
бы продолжить военную карьеру, но
предпочел вернуться к своим горам и к
своим городам. Еще одним его девизом было
– постоянное движение, непрерывное
действие. И так – всю жизнь, пока смерть
не разлучила нас. | |||
|