Альпинисты Северной Столицы  




Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

 

 

Каркас палатки

Эту статью автор считает устаревшей, но все же она приводится для демонстрации отдельных конструктивных возможностей.

Каркас (или стойки) - основа, "скелет" палатки, он должен быть надежным, прочным и ремонтируемым в случае повреждения. Особенности каркаса во многом определяют эстетические и эргономичные свойства палатки.

Наиболее совершенные палатки имеют напряженный упругий каркас, растягивающий палатку так, чтобы она могла стоять без оттяжек ("юрта"), либо с минимальным количеством оттяжек (2-4). Секции каркаса в сложенном состоянии должны иметь небольшую длину (до 60 см ), позволяющую легко укладывать палатку в рюкзак. Обладают преимуществом при установке быстросборные палатки, у которых каркас соединен с оболочкой, но укладываются они значительно дольше, а потому менее удобны.

Наиболее удобный, прочный и легкий каркас изготавливают из фибергласовых или дюралевых трубок различного диаметра, соединенных друг с другом.

Полную дугу нужного размера можно получить сращиванием двух полудуг, каждая из которых состоит из 2-3 секций. Сращивание можно осуществить муфтой из цилиндрической наружной трубки или вкладки, которая может быть заделана на концевой секции. Зона сращивания по оси должна перекрывать длину, не меньшую 4-5 диаметров этой секции с каждой стороны, иначе соединение будет непрочным на изгиб. Соединять секции предпочтительнее не наружными муфтами, а трубчатыми вкладышами, если их толщина обеспечивает нужную прочность и жесткость, - в этом случае дугу каркаса легче протолкнуть в канал ребра палатки (муфта этому мешает, потому каркасы с внешними муфтами менее удобны, хотя и более прочны).

При отсутствии материалов для описанного каркаса можно выполнить его несколько по-другому. Секции дуги на рис. 91 изготовлены из прочной алюминиевой трубки диаметром 8- 9 мм (толщина стенки 1,5- 2 мм ). Секции имеют длину 60- 65 см и соединены муфтами (внешними или внутренними для трубок каркаса), каждая из которых жестко закреплена на конце одной секции (например, упругой посадкой) и свободно надевается на встречную часть другой секции. Секции могут иметь начальную погибь такую, чтобы в рабочем, напряженном состоянии дуга приобретала форму арки, упруго сгибаемую до рабочего положения. Быстро собираются дуги с внутренним соединением секций посредством напряженного шнура, натянутого упругой резинкой (или пружиной), закрепленной на одном из концов этого шнура. Закрепление шнура осуществляется за боковые отверстия в муфтах. Шнур размещается внутри секций. Возможно закрепление дуг секции не одним, а двумя или несколькими шнурами за концы равноотстоящих секций. Такие дуги не разваливаются в процессе сборки. Их целесообразно расположить внутри соответствующих ребер оболочки палатки.

Рис. 91. Формы скруглений дуг каркаса палатки и варианты сочленения дуг муфтами и упругими шнурами.

Автором практически было исследовано решение о конструктивном соединении верхних секций дуг каркаса с оболочкой. Получилась палатка-полуцилиндр с вложенным каркасом. Ее достоинством явилась очень быстрая установка. А вот складывалась она сложнее и дольше палатки с отсоединяемым каркасом, и объем укладки получался больше. Поэтому жестко соединять каркас с оболочкой автор не рекомендует. Если же оно выполняется, то предпочтительно конструктивное решение на рис. 91в: без внутреннего шнура с закреплением секций упругими резинками за ребро оболочки через отверстия в муфтах. Ребро оболочки должно иметь разрыв на участке установки муфты для перемещения муфты при расстыковке секций.

Надо отметить, что торцевые дуги палатки-полуцилиндра дополнительно усилены тканью оболочки, которая имеет большую жесткость на растяжение (при практически нулевой жесткости на сжатие). А вот средняя дуга такой палатки тканью оболочки не усилена и гнется под ветровой нагрузкой очень сильно. Поэтому среднюю дугу надо усилить. Можно выполнить ее более жесткой и прочной (из более мощной трубки), с боковыми оттяжками, с внутренними растяжками от концов дуг к секциям на противолежащей части полудуги (последнее не очень удобно по соображениям комфортности, но приемлемо в качестве временной меры при сильном ветре, в период сна).

Концы дуг, упирающиеся в землю должны иметь опору с большой площадью (например, кольцо, шарик, пробку), иначе на неплотной поверхности: на снегу, на песке они будут проваливаться. Обычно фиксация осуществляется опорой конца дуги в люверс, закрепленный на тесьме за дно палатки. Дополнительная опора в виде кольца, уменьшенного опорного элемента лыжной палки или плоской шайбы здесь не помешает, конец будет меньше проваливаться в рыхлый снег (рис. 91а). Целесообразно также делать замыкание контура дуги растяжкой из шнура, тесьмы по дну палатки. На концах ее можно выполнить кармашки для вкладывания концов дуг (кармашек может быть выполнен в виде опорного колечка с выемкой для конца дуги).

Особенностью соединения дуг быстро собираемого каркаса "юрты" является необходимость их размыкания в центре (где они соединены "звездочкой"), либо установка центральных секций с размыканием на концах и возможностью поворота в центре соединения для складывания. Звездочка каркаса в центральной точке пересечения дуг юрты обычно затрудняет укладку и переноску палатки, поэтому рекомендуется ее не делать, а ставить дуги с небольшой развязкой уровней по высоте. Общую притяжку дуг к верху оболочки (в частности, для фиксации соединяющих муфт) можно выполнить в виде шнурка, петли тесьмы с пряжкой, танкой или с люверсами, закрепив ее в центре купола с внутренней стороны.

Для натяжения палаток "домиков" могут быть применены стойки или элементы стоек с осевой упругостью, которую можно создать цилиндрической пружиной или стержнем, опирающимся на упругий резиновый жгут (по общей оси или "лучком", по принципу натяжения тетивы лука).

 

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru. При перепечатке ссылка обязательна.