Альпинисты Северной Столицы  




Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

 

 

Использование операций сцепления и протяжки веревок на подъеме и спуске

 

 СЛУЧАЙ НА ОРТО-КАРЕ (Центральный Кавказ, 23 июля 1985 г .)

При спуске от вершины Орто-Кара на ледник Шаурту один из участников неправильно забил скальный крюк, но при этом пристегнул нижний конец предыдущей (верхней) веревки к карабину на этом крюке. Идущая за ним участница резким рывком короткого конца веревки в динамическом режиме нагрузки вырвала ненадежный крюк и провалилась на величину слабины верхней веревки, расположенной выше вырванного крюка. Далее эта верхняя веревка всей своей длиной погасила рывок и участница повисла на сцепленных веревках, отделавшись легким испугом. Срыв без самозадержания на этом участке был бы опасен.

Спасительными здесь явились блокировка верхнего конца спусковой веревки и высокая способность длинного конца синтетической веревки по амортизации динамических рывков при падении на небольшую глубину. Усилие в веревке при срыве участницы ненамного превзошли ее удвоенный вес, и надежный верхний крюк это усилие выдержал. Даже если этот крюк был нагружен дополнительно весом еще одного участника, спускающегося по верхней веревке, общее усилие на верхний крюк было относительно небольшим (до 300 кгс) и вполне допустимым.

В тот раз благополучный исход был делом случая, но этот случай может стать закономерным при определенном изменении техники применения веревок. Очевидно, что для повышения надежности перил надо закреплять нижние концы веревок (перильных, дюльферных) в карабины, на которых закреплены верхние концы веревок, расположенных ниже. При этом веревка, закрепленная обоими концами (рис. 27) должна иметь небольшую слабину, иначе технический прием будет неэффективен (падение на значительную глубину, допускаемое слабиной, опасно и для участника и для целостности веревки). Итак, для правильного исполнения технического приема сцепления веревок необходимо выполнить два условия: - надежно сблокировать через карабин нижний и верхний концы последовательно расположенных веревок; - обеспечить небольшое значение (до 1,5 м ) слабины каждой веревки, закрепленной обоими концами. И, если оставшийся конец длинный, надо завязать промежуточный узел и закрепить нижний конец за него.

Можно заметить, что подобное сцепление веревок повышает надежность перильной цепочки и при разрушении верхнего крюка: участник, спускающийся по веревке (на тормозе) имеет шанс удержаться на нижнем крюке, правда, после падения на значительную глубину. Этот шанс при достаточно надежной нижней ИТО очень велик на снежно-ледовых склонах. На скальных склонах цепочка тоже должна работать, но здесь при большой крутизне склона падение на значительную глубину связано с травмами от ударов о скалы. Кроме того, такой срыв вызовет мощный рывок на нижний крюк с динамическим фактором порядка 2. Этот рывок может быть очень опасен, если не принять меры по его амортизации. Поэтому верхнюю страховочную веревку следует блокировать с нижней цепью только для протяжки (и как перильную, но не для страховки).

На рис. 28 изображена цепочка сблокированных веревок с оборудованными пунктами (станциями) для страховки и самостраховки (на каждом пункте может быть и большее количество ИТО). Блокировка может осуществляться за любой из карабинов ИТО пункта страховки (при условии, что он связан через петлю ИТО с веревкой, расположенной ниже), но лучше осуществлять связь напрямую (как на рисунке), т.к. исключается дополнительная слабина от петель ИТО.

Цепь из соединенных веревок может рассматриваться как цельный элемент снаряжения, имеющий самостоятельное применение. На спуске и, особенно, на подъеме, у группы возникают потери времени из-за недостатка основного снаряжения: веревок, крючьев, карабинов у ведущих участников. Пока одна из веревок не освободится, не будет уложена в бухту (смотана) и поднята или опущена по обработанным участкам, дальнейшая обработка склона прекращается: ведущие участники вынуждены ждать прибытия необходимого снаряжения. Технический прием протяжки веревочной цепи может быть использован с целью ускоренного освобождения одной из веревок для последующей работы на техническом участке. Т.е. для ускорения движения группы, а также для уменьшения веса, поднимаемого участниками на себе.

Рис. 28. Сцепление и протяжка веревок.

 

Операцию протяжки удобно использовать совместно с операцией сцепления, описанной выше. Протягивать веревки можно на склонах, где отсутствует опасность искусственных камнепадов и риск заклинивания узлов веревок в расщелинах (прежде всего, на снежно-ледовых склонах). Протягивать можно всю веревочную цепь, либо ее участки, свободные от использования.

На участке протягиваемых веревок группа останавливается на самостраховках за ИТО. При этом нижний участок цепи на подъеме или верхний участок на спуске должен быть уже пройден всеми участниками (при протягивании только части цепи на промежуточных участках выполнение этого требования не обязательно). Вся цепь веревок, соединенных карабинами, или ее часть освобождается от фиксации на всех ИТО, кроме верхней точки закрепления при подъеме или нижней на спуске. Освободить цепь легче всего с помощью дополнительных карабинов, которыми соединяют концы веревок и освобождают их затем от карабинов на ИТО,- в этом случае закрепленные на ИТО петли само страховки не отсоединяются, - см. рис. 28. Во избежание увода цепи в сторону от пункта страховки (под действием собственного веса на наклонных участках), веревки должны также свободно проходить через промежуточные карабины, как показано на рис. 28 (фрагмент справа). Для этого также всю цепь можно расположить над пунктами страховки. К веревочной цепи за карабины для подъема вверх могут быть подсоединены некоторые элементы снаряжения, прежде всего, крючья и карабины, необходимые для работы на последующих участках. На спусках по ровному снежному склону осторожно через тормоз можно спускать и рюкзаки, поднимать рюкзаки на отвесах.

После освобождения вся веревочная цепь протягивается на длину одной веревки и закрепляется концевыми узлами за ИТО. Освободившаяся веревка (внизу или наверху) отсоединяется от цепи и используется для движения ведущих участников. Операцию протяжки веревок вниз (на спуске) можно совместить с операцией продергивания верхней спаренной веревки. Нижнюю веревку при протяжке вниз удобно оставлять неподвижной, а вторую снизу веревку одновременно с протяжкой использовать для верхней страховки спускающегося по нижней веревке участника, который вытягивает всю верхнюю веревочную цепь. После спуска этого участника внизу образуются две параллельные веревки, одну из которых легко вытянуть вниз на новом участке спуска, освободив ее верхнюю точку закрепления.

Применение приема протяжки веревочной цепи облегчено, когда используются веревки равной длины. При разной длине веревок могут возникнуть затруднения при закреплении цепи после протяжки. При разной длине веревок можно рекомендовать на верхнем участке подъема или на нижнем участке спуска постоянно использовать веревку наименьшей длины: хотя проходимые отрезки немного уменьшаются, но особых затруднений при закреплении цепи не возникает.

Итак, последовательность операций при применении приема протяжки веревочной цепи следующая:

— решение о протяжке на основе отсутствия возможности искусственного камнепада и заклинивания узлов протягиваемой цепи и передача команды о протяжке между пунктами страховки;

— остановка всей группы (или части группы на протягиваемом участке) на ИТО пунктов страховки и закрепление на веревочной цепи перемещаемых вместе с ней предметов снаряжения;

— освобождение протягиваемой цепи от креплений на ИТО, кроме верхней точки крепления на подъеме или нижней при спуске, без разрывов петель и цепей самостраховки на ИТО, например, с помощью дополнительных карабинов и с дополнительными свободными охватами веревок цепи промежуточными карабинами;

— протягивание всей цепи на длину одной веревки;

— закрепление веревочной цепи на ИТО;

— возобновление движения группы.

Как и все остальные технические приемы, операции сцепления и протяжки требуют определенного навыка, отрабатываемого на тренировках. На специальной тренировке приемы должны быть разучены, а затем использоваться иногда при обычных технических прохождениях участков рельефа. При использовании операций без отработки на тренировках, затраты времени в походе могут быть неоправданными. Изучение приемов возможно на любом рельефе (на снежном, скальном, травянистом склоне), с веревками сначала равной длины (упрощенный вариант протяжки), а затем и различной длины.

При уверенном выполнении операция протяжки допускает дальнейшие усложнения (с соблюдением мер безопасности), в частности, выполнение совместно с подъемом или спуском участников. А также подъемом перемещением снаряжения, например, подъем одновременно нескольких рюкзаков, каждый из которых закреплен на одной из протягиваемых веревок. При силовом вытаскивании цепи веревок вверх удобно использовать зажим-ручку (типа "жумар", «тиблок» и т.п.)).

Как указывалось выше, некачественное исполнение точки закрепления верхней веревки цепи и нагрузка этой точки закрепления с большим фактором рывка очень опасны: срыв верхнего участника может привести к последовательному разрушению всех ИТО, на которых закреплена цепь. В результате происходит срыв и падение всей группы. В практике альпинизма такие тяжелые аварии имели место, что привело даже к введению правила-запрета (табу) на сцепление всех перильных веревок так называемым «паровозом». Причина таких аварий все-таки не в использовании приема сцепления, а в неправильном использовании верхней веревки, в результате которого происходит перегрузка цепи страховки. Очевидно, что страховка и перила должны быть рассчитаны на удержание ВСЕХ участников группы. Нельзя рассудить так, что "вы, ребята, летите, а мы останемся". Надо, чтобы не сорвался никто. Верхнюю веревку, на которую может воздействовать рывок максимальной интенсивности, вовсе не обязательно замыкать в общую цепь. Особенно на подъеме, когда возможны наиболее опасные рывки. Кроме того, крепление верхней веревки должно быть выполнено усиленным за счет блокировки петлей за 2-3 ИТО, за счет применения амортизатора или путем применения специального технического приема, например, путем искусственного удлинения веревки (приемы были описаны выше). Возможно комбинированное применение указанных приемов. Точка закрепления, на которую может "обрушиться" нагрузка максимальной интенсивности, должна быть соответственно подготовлена. И причина аварий - обычно в неправильной организации ИТО. Да, при неправильной организации ИТО и перегрузке цепи страховки всякие дополнительные факторы могут или смягчить или усилить последствия срыва. К этим дополнительным факторам относится и наличие сцепления с другими веревками группы. Эффект неоднозначен: сцепление может спасти, но может и подвести, если остальные ИТО выполнены некачественно. Если же все ИТО выполнены некачественно и происходят разрушения не отдельных ИТО, а целых пунктов страховки (со сдвоенными, строенными ИТО), - в этом вина всей группы.

 

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru. При перепечатке ссылка обязательна.