|
Альпинисты
Северной Столицы |
|
Ступени
мастерства Повышение мастерства - обычный путь развития в любой деятельности и он не обязательно связан с честолюбивыми устремлениями и "резкими" формами самоутверждения. Этот процесс долгосрочный. Можно, конечно, "не претендуя на многое", брать из него только отдельные "элементы" и ходить в походы "для удовольствия". Но и в этом случае "удовольствия" будут притупляться, если не пытаться хоть в чем-то "подняться над собой", открыть новое в природе, в себе, в других... Любая деятельность интересна, если человек находит в ней новое, совершенствует свое умение, знания. Конечно, у каждого свои возможности, свои "точки приложения усилий" и "своя вершина", но не надо отказывать себе в удовольствии овладеть ею. В конечном итоге каждый спортсмен соревнуется только с самим собой, преодолевая силы природы, в виде которых могут выступать и соперники, но в первую очередь собственная “слабость”. Процесс совершенствования личного мастерства должен быть методически правильно поставлен с самого начала и с самого начала его надо лишить (и не допускать) негативных проявлений, которые могут развиться в "болезни роста" и изъяны подготовки. Поднимаясь в чем-то "выше себя", не опускайтесь в другом "ниже". В хорошем смысле рост мастерства дает стимулирование общего спортивного тонуса, повышение спортивных результатов, увеличение прав на совершение более сложных и более интересных походов и восхождений. Он дает повышение собственного спортивного имиджа, позволяющего на равных войти в общую среду и в коллективы спортсменов с определенным уровнем подготовки, обучаться и выступать на своем спортивном уровне. Он стимулирует тренировочный процесс и все виды специальной подготовки, дает общий высокий уровень образования, знания и культуры, умения не только что-то сделать и увидеть, но сделать хорошо и увидеть глубоко. Он дает психологическое и моральное самоутверждение, подкрепленную веру в свои силы, в способность обрести новые возможности. Наконец, он выводит на решение сверхзадачи - стимулирует творческую деятельность. Принципы, которые надо заложить в основу процесса повышения личного мастерства, во многом совпадают с принципами образования. Можно отметить следующие основные моменты. ПОСТЕПЕННОСТЬ набора опыта, повышения квалификации и результатов. "Потуги" очень быстро достичь "мастерских" высот обречены: здоровье будет подорвано чрезмерными нагрузками, а высоких результатов больной организм "выдавать" не сможет. Ценой "самосожжения" можно достичь некоторых внешних показателей мастерства, но не самого мастерства. Нельзя, например, начинать пробежки с больших дистанций и скоростей: дайте организму привыкнуть, осторожно и постепенно. Не надо начинать разминку с резких и силовых упражнений: разогрейте и подготовьте мышцы к такой работе. Неподготовленные “резкости” в спорте крайне вредны для здоровья. Обучение сложным вещам, приемам, надо начинать с простых, в простых и облегченных для новичков условиях. В случае если человеку вначале очень трудно будет выполнить поставленную задачу, у него появляется "комплекс неудачника" в данной области. Он подсознательно начинает считать, что "это" - не его стезя. Если, например, сразу заставить лезть по сложным скалам, где новичок не пролезет, - ему будет обеспечено надолго чувство неуверенности на этом виде рельефа. Задачу надо делать посильной даже ценой специальных упрощений техники, технических приемов, методики обучения и применяемых технических средств. Даже ценой некоторого "отступления от правильности". Например, обучать малыша езде на велосипеде надо при опущенном седле: ему легче доставать ногами до земли, не так страшно. По мере овладения навыками процесс обучения усложняется, используется более широкий набор технических средств и приемов. Надо научиться пользоваться различным снаряжением, различными приемами. Для этого хорошо может послужить и старое снаряжение. К примеру, если научиться хорошо лазать на «старых» кошках, это облегчит и улучшит лазание на новых. РЕГУЛЯРНОСТЬ И ПЛАНОМЕРНОСТЬ подготовки: тренировки не должны носить эпизодический характер. План - это некоторый регулярный режим тренировок, объединяющий их в систему подготовки с поддержанием тонуса организма (через чередование нагрузок и отдыха), его физических и технических возможностей. НЕПРЕРЫВНОСТЬ подготовки, как на ближайших отрезках времени, так и в длительной перспективе. Молодой человек может в течение 10-15 лет планировать тренировки с повышением спортивных результатов, затем должен пойти процесс, преследующий цель удержания, сохранения спортивной формы (подготовленности) и, наконец, постепенное и плавное снижение результатов, когда годы начинают "брать свое". Только так: прерывание этого процесса приводит к негативным изменениям в организме, привыкшем к нагрузкам и в физиологическом и в психологическом плане. Спортсмены, резко "бросающие" спорт нередко сдают столь же резко, безнадежно теряя здоровье. Ну, а если занятия спортом заменяются выпивкой, человек "сгорает" очень быстро. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ И МЕТОДИЧНОСТЬ решают задачу повышения результатов в определенной области путем общего укрепления организма, повышения общей культуры. А также более специфических задач совершенствования специальных знаний, навыков и техники в определенных областях с ликвидацией пробелов подготовки. ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС должен быть построен на этих принципах (см. статью ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС). Для обеспечения нормального спортивного роста надо исключить из своей практики отрицательные явления общечеловеческого плана: обман, лень, недобросовестность, трусость... Но кроме этих общеизвестных явлений существуют еще и отрицательные специфические явления, характерные для спорта путешественников, которые в особых условиях походной жизни и динамики спортивного роста проявляются сильнее, чем в "обычной" жизни. Они существуют и как поступки и как поведенческие процессы - линии поведения человека. Хорошие, сильные линии своего поведения надо развивать и укреплять, а с отрицательными надо бороться с самого начала. С самого начала подавляя те малые "патологии" поведения, которые по мере спортивного роста могут развиться в "болезнь" поведения. Человек должен стремиться сформировать свой "целевой" тип поведения, исходящий из правильно заданных целей поступков и "цельности" своей личности (ее правильной устремленности, надежности и предсказуемости для окружающих). Это начинается с очень непростого умения запретить себе те поступки, которые осуждаешь в других, которые могут нанести вред окружающим. В том числе родственникам и потомкам, которые определенно осуждаются человеческим опытом и моралью. Проявления этих явлений могут быть в любой сфере: в технике, в тактике, общем плане похода, во взаимоотношениях и т.д. Понятием" свобода" нельзя спекулировать, - "свобода" ("осознанная необходимость") - это в первую очередь "осознанная ответственность", а потом уже все остальное... АВАНТЮРИЗМ проявляется в постановке непосильных или очень опасных задач, в неумении правильно оценить свои силы и силы группы, неумении считаться с реальными условиями как природного, так и человеческого характера. Слабые, "зачаточные" явления авантюрного характера: плохое распределение сил, переутомление участников, существенные "перекройки" маршрута и его "неприятные сюрпризы" вследствие плохой проработки. "Слабым" проявлением авантюризма у опытных туристов является определённая самоуверенность, основанная на личном опыте: уж со мной-то "это" не случится... Но от ошибок не застрахован никто, а горная стихия своей мощью порой одинаково легко ломает и новичка и мастера. Поэтому ходите "с запасом" сил и умения, а также сомнений в своей непогрешимости. «Экстрим» без надлежащей подготовки, - это форма авантюризма. С авантюризмом нередко связаны и такие проявления человеческой природы, как "суперволя" (желание, во что бы то ни стало, быстро достичь результата путем "подвига", "самосожжения" и т.п.), а также "комплекс сверхчеловека" (супермена). Надо помнить, что ВОЛЯ - такое же обычное проявление человеческой природы, как и все остальные качества. Она воспитывается и взращивается годами. Это - умение себя заставить идти к намеченной цели разумно, умело, страстно и расчетливо. "Большая воля" начинается с маленьких побед над самим собой, с умения отказать себе, подняться над собой. И, конечно, не в ущерб окружающим. ЛИХАЧЕСТВО проявляется в осмысленном или подсознательном увеличении риска, в отказе от профилактики потенциальных факторов опасности, в пренебрежении ими. Нередко оно начинается у молодых в виде "детской болезни": мальчишество, бравада, "ухарство", "крутость", которые проистекают от непонимания уровня риска и от неумения правильно использовать свою "кипучую энергию", которой очень много. Но со временем может развиться и более серьезная, глубокая мания подсознания: периодическое желание достичь психологической разрядки на опасном "повороте", на рискованном трюке (особенно если в прошлом подобные “повороты” были успешными и принесли какие-то “дивиденды”, моральные или материальные). Такие люди превращают опасность в азартную игру. Эта мания создает закономерную психологическую основу аварии, которая становится делом времени: один из "поворотов" окажется последним. С людьми, имеющими подобные наклонности, иметь дело очень опасно... БРАКОНЬЕРСТВО: в широком понимании потребительское отношение к ценностям природы, ее разрушение для достижения сиюминутной выгоды (часто весьма призрачной). К сожалению, термин "турист" нередко применяют в "ругательном" смысле, подразумевая браконьеров, когда видят поломанные деревья, грязные от мусора поляны и костровища. Настоящие же туристы ценят красоту природы и понимают необходимость ее сохранения даже из чисто прагматических соображений: для себя и своих детей... Конечно, поведение культурного человека не определяется соображениями выгоды. Отношение к природе - индикатор, "лакмусовая бумажка" уровня вашей культуры. Нельзя платить природе черной неблагодарностью за ее чудесные дары и красоту. Наши души чисты настолько, насколько чисты тропы, которые мы за собой оставили. СПОРТИВНЫЙ КАРЬЕРИЗМ состоит в стремлении заработать материальный, моральный капитал (известность, славу…) не естественным спортивным ростом и творческими достижениями, а их имитацией: показателями, "липовыми" отчетами, саморекламой, "связями"... Опасная грань карьеризма: постановка опасных, сложнейших целей для ускорения спортивного роста и выдающихся достижений: разрядомания, естественно переходящая в рекордоманию. Но целью настоящего, большого спортсмена являются не разряды и звания (пусть они есть: а что дальше?) и не победы над соперниками (пусть они все побеждены: а что дальше?), а победа над собой, своими слабостями, своим незнанием, усовершенствование своей природы, творческое самопознание! Только это делает личность уникальной. И только через это можно улучшить и природу других людей: они увидят, что вершина взята и можно подняться еще выше, используя опыт первых. Ходите в горы, накапливайте походный и жизненный капитал, развивайте свой творческий процесс (см. Творчество) и со временем вам станет ясно, ЧЕГО вам надо достичь и КАК этого достичь, чего и как вы уже реально достигли. Ответом на вечный вопрос: "Зачем мы живем?" является сама жизнь... Потому отвечать на этот вопрос надо постоянно своими делами. Достойным ответом на этот вопрос «сейчас» (в данный момент) является ответ на вопросы: «Что я делаю сейчас, и что я буду делать завтра…». А замечательность, уникальность жизни как раз в том-то и состоит, что дано прожить свою жизнь, а не чужую. Одним из проявлений "спортивного карьеризма" является, конечно, и некое "явление", пока не имеющее названия. Его можно назвать, например, спортивным "нахлебничеством". Это, когда одни участники восхождения активно выполняют большой объем "черновой" работы по обработке маршрута, по подноске грузов, а другие не слишком-то "горбатятся", сберегая силы для "решающего рывка". Вот когда дело доходит до штурма вершины, эти "герои" стремятся вылезти вперед на плечах других, забрав себе все награды и славу (случается, используя и свои руководящие, административные "рычаги"). Так, в частности, действовали, и действует часть западных альпинистов, оплачивающих труд носильщиков и шерпов, но не желающих делить с ними "лавры" своих побед (которые тем, конечно, несколько обесцениваются). Разницу здесь надо видеть и, на мой взгляд, надо открывать путь на вершину только тем, кто действительно самоотверженно борется за успех своей команды на всех этапах восхождения. В туризме это явление проявляется в более "мягких" формах "отлынивания" от обязанностей или скрытого "перекладывания" части груза или обязанностей на партнеров. Участниками сложных походов и восхождений, случается, овладевают такие качества “звездной болезни”, как САМОДОВОЛЬСТВО и АМБИЦИОЗНОСТЬ. Эти качества приводят к таким отрицательным явлениям, как нежелание (неспособность) понять партнера, неумение трезво оценить возникшую опасность. Они могут вызвать устремление идти к намеченной цели без реального учета обстоятельств и состояния партнеров (если надо, то и “по их костям”). Особенно опасны такие проявления в условиях, когда вся группа не гасит их, а стимулирует, когда они носят групповой характер. СПОРТИВНОЕ "ПИЖОНСТВО" состоит в погоне за внешней красивостью, эффектом снаряжения или технического приёма (поступка) в ущерб его функциональным качествам, в ущерб навыкам обращения или обретённому умению. Конечно, хорошо, если вещь красива, но не всегда за красивостью скрываются высокие технические качества. Нередко внешняя красота скрывает и недоработки и дефекты конструкции, из-за которых возникают сложности, трудности, опасность. За "красивостью" технического приема или трюка не всегда стоят необходимость и безопасность его применения. “Пижонство" может также проявиться в невыдержанной рекламе своих возможностей, планов и спортивных достижений (в общем, под термином "пижонство" автор понимает оборотную, ложную сторону желания выглядеть красиво). Повышая свои возможности, надо не давать развиваться этим негативным процессам в линии своего поведения и не заниматься самообманом. Самообман - вещь очень опасная. Конечно, вне поведенческой патологии каждый прокладывает свою дорогу, делая в чем-то "скидки", в чем-то "надбавки", исходя из личных склонностей и особенностей. Общее требование здесь: наличие долговременного волевого психологического настроя вашей устремленности. Она - двигатель процесса повышения мастерства. Если этого "волевого нажима" внутри нет - не обманывайте себя, - вы занимаетесь не своим делом. Найдите другое дело, в котором такой "волевой нажим" будет. | ||
|