Альпинисты Северной Столицы  




Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

 

 

 Обретение среды: глубинный смысл походов

Туристские походы и восхождения являются прекрасным средством образования и самообразования. Но надо видеть в них и нечто большее: они способны дать не только знания и навыки, но и КАЧЕСТВЕННО изменить человека путем обретения им НОВОЙ СРЕДЫ. Качественное изменение человека состоит в подъеме его возможностей, способностей, эмоций, понимания и восприятия действительности на новые, более высокие уровни, а также в открытии и развитии для себя новых видов деятельности, устремлений, граней таланта... Человек преобразуется как путем усовершенствования, углубления в привычную среду и в знакомые ему виды деятельности, так и при обретении новой среды и новых видов деятельности. Человек существует как бы в четырех "больших" средах. Первая, главная среда — "чисто" природная. Природную среду мы обретаем через взаимодействие с процессами и объектами природы. Она, конечно, включает и остальные среды, но из нее условно можно выделить три "Среды человека":

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СРЕДА - это люди и их отношения... Конечно, среда эта - огромный и разнообразный мир. Чего стоит, например, один из элементов этой среды, - КАПИТАЛ, как отношение людей в процессе производства-потребления (включая накопление, и такую интересную "грань" между производством и потреблением, как "распределение", и все манипуляции на стыках этих отношений)... Человеческую среду мы обретаем через взаимодействие, общение с другими людьми;

ОЧЕЛОВЕЧЕННАЯ СРЕДА - природная среда, измененная деятельностью человека. Сюда, в частности, входит и техника, - дома, машины, одежда... И входит технология, - управляемые человеком природные процессы. Фактически сюда же входит и «живая» очеловеченная среда, - домашние животные и растения, которые человек использует в своей жизни. Очеловеченную среду мы обретаем через взаимодействие с предметами и явлениями преобразованной человеком природной среды (живой и неживой);

ЧЕЛОВЕК - сам по себе и для себя, конкретный, - является "четвертой средой", включающей его знания, навыки, представления, культуру поведения и т.п...

 Конечно, эти четыре огромных мира неразрывно связаны, частично вложены друг в друга, находятся в постоянном взаимодействии, изменении, развитии. Есть особенности развития каждой из этих сред, которые надо видеть и как опыт человечества, и как опыт конкретного человека. Каждая из этих сред по-своему безгранична, но каждая из них имеет свою границу познанного, достигнутого и человеком и человечеством. Упорное стремление приводит человека к этой границе и позволяет раздвинуть ее, познать новое и открыть новые неизведанные горизонты.

Каждая среда имеет свою стихию: мощные силы, - непредсказуемые, непонятные, опасные и неуправляемые. Умение преодолеть стихию начинается с ее изучения, осознания и понимания.

Но стихийные процессы возникают и при взаимодействии разных сред, - в результате их плохой совместимости.

Здесь отметим: поход, восхождение дарят человеку СОВЕРШЕННО НОВУЮ среду, не только природную, но и человеческую и очеловеченную. И через взаимодействие с этими средами появляются уникальные возможности для преобразования внутренней среды человека. Это преобразование начинается с ПРИСПОСОБЛЕНИЯ сред друг к другу, исключения опасной несовместимости сред. Борьба, движение, взаимодействие, а также связанные с ними элементы риска происходят наиболее интенсивно на границах сред. Здесь наряду с естественными, предсказуемыми процессами могут возникать и вовсе неестественные, неблагоприятные явления, связанные с несовместимостью сред. Это одно из проявлений стихийных сил. К примеру, плохая проработка маршрута - это уже несовместимость человеческой и природной среды. А плохая подготовка отдельного участника, - это плохая совместимость его "внутренней среды" с остальными средами. Возникновение опасности обычно связано с наложениями критических (необычных или сильных проявлений) различных сред.

Настоящая книга посвящена в основном "очеловеченной среде" - снаряжению для горных походов и восхождений, а также вопросам взаимодействия этой среды с человеком, т.е. "технике" и "технике использования" с учетом свойств, особенностей природной среды. Конечно, в контексте затронуто и много других вопросов.

Люди будут стремиться в горы ради познания и самопознания, ради саморазвития и еще много для чего. В свое время наши "прапредки" вышли из моря и, обретя новую среду на суше, эволюционным, еще неосознанным путем двинулись к человеческому пониманию мира. Этот путь и сейчас осознан еще в очень малой степени. Но кажется уже ясным, что в будущее время человек не выживет как биологический вид, если не освоит глубины океана, не выйдет на другие планеты, если не защитит от себя естественную природную среду и не сумеет ее преобразовать для себя на качественно новых ступенях развития техники. Да, обретение новой среды требует и огромных затрат энергии и риска, и жертв, но по-другому нельзя: биологические виды, плохо приспособленные к "смежным" средам или к изменениям среды в природе не выживают. Человек - не исключение, хотя в отличие от животных он и имеет мощные защиты в виде человеческой, очеловеченной и внутренней среды. Они его не всегда защищают эффективно, а возможности их по сравнению с дикими силами природной стихии всегда надо оценивать достаточно скромно.

Человек - сложнейший ПРОЦЕСС природы. И обрести себя, и защитить себя он может только в активном движении через окружающие среды и через обретение новых сред. Чтобы существовать и развиваться он должен плыть в океан, взлетать в космос... он должен идти в горы! При этом, понимая, что Среда находится в постоянном изменении, что надо стремиться сохранить ее благоприятные, ценные качества, беречь ее и улучшать. Это относится и к внешним средам человека и к его внутренней среде ...

40 лет водил Моисей свой народ по “пустыне”, учил жить в новых условиях, преодолевая трудности и лишения. И народ этот возвысился и преодолел свое рабство не тем, что "за 40 лет умер последний раб" и якобы народилось "новое поколение". Нет! Народ этот преодолел рабство тем, что сумел овладеть “пустыней”, сумел научиться жить в новых условиях! Он овладел новой средой и научился жить по-новому. Величие подвига в этом, а не в массовом "умерщвлении рабов"... Таким видится автору вывод этой мудрой легенды. Смерть – не «выход из рабства». Выйти из рабства можно только движением жизни.

 

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru. При перепечатке ссылка обязательна.