Горный туризм




Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

 

Е.Буянов
Техника горных маршрутов

Ледовый якорь

Фото 2. Испытание якоря "Аист-2" в Саблино, 1982 г.На рубеже 70-80-х годов, наряду с качественными ледовыми молотками появилось новое, очень эффективное средство для преодоления очень крутых ледовых склонов: ледовый якорь "айсфифи". С появлением этого якоря проблему "вооружения" для преодоления ледовых стен можно считать решенной, поскольку вопрос обеспечения надежной страховки на льду был решен чуть раньше массовым внедрением трубчатых ледобуров. Дальнейшее развитие конструкции ледового якоря идет по линии оптимизации эргономических свойств, повышения универсальности и безопасности использования, особенно в усложненных ледовых условиях: для твердого зимнего льда, для неплотного льда и фирна, для различного льда. Параллельно развивается и усовершенствуется техника применения ледового якоря, о которой написано пока еще очень мало.

Опытные "ледовые скалолазы" могут возразить, что для наиболее сложного лазания по хрупкому "ледовому хворосту" якорь айс-фифи плохо подходит, т.к. слишком мала зона захвата лезвия (у айсбайлей она значительно больше). Но что мешает сделать лезвие айс-фифи большим по размеру, причем с лопаткой? Работать же айс-фифи физически значительно легче, чем айсбайлем или молотком. При лазании на якорях не надо наносить тяжелых ударов по льду (как при работе с айсбайлями), - это более тонкое хождение, как бы "на пуантах".

Следует понимать, что "очень крутые" (за 70°) фирновые склоны в горах просто не встречаются, поскольку снег на них не держится. На таких склонах может встречаться только неплотный, "ноздреватый" лед. Поэтому ледовые якори с сильно развитой лопаткой для фирна принципиально не нужны (они были созданы на основе якоря Белоусова, но не привились). Установка же небольшой лопатки для неплотного, "ноздреватого" льда, возможна и благодаря ней удается увеличить изгибную жесткость лезвия. Но установлена лопатка должна быть на некотором расстоянии от острия (не менее 3 см и под углом, несколько отличном от угла острия).

"Прародителем" якоря можно считать якорный крюк Абалакова, известный еще в 40-е годы (см.[42]). Некоторые этапы эволюции ледового якоря показаны на рис.16.Рис.16. Кликнуть для увеличения Эта иллюстрация приведена потому, что неудачные попытки усовершенствования конструкции приводят к уже "пройденным" решениям. Похоже, что иностранные фирмы, по крайней мере до недавнего времени, в этой области отстали от "русских самодельщиков". Так, "ледовый серп" фирмы Салева(1987 г.) заметно уступает якорям Худницкого и Белоусова, появившимся раньше. К сожалению, мы не слишком активно защищали свой приоритет в этой области.

Появились конструкции складных ледовых якорей, которые более удобны при транспортировке (более компактны и безопасны), требуют меньшего количества дефицитной стали при изготовлении, допускают применение сменных лезвий. Но у них есть и серьезные недостатки: складная конструкция менее монолитна, сложнее при изготовлении. В то же время складывать лезвие не обязательно: можно прикрыть его колпачком, накладкой или жестко соединить с другим якорем так, чтобы лезвия не выступали наружу своими остриями. Можно также выполнить якорь со съемными лезвиями с креплением их двумя болтами: см. рис. 17. Рис.17. Кликнуть для увеличенияЛезвия закрепляются в рабочем положении только перед использованием якоря.

Дополнительные лезвия якоря могут быть выполнены в следующих видах:

- игольчатое лезвие, - очень острое, но менее прочное (рис. 17в) - оно легче заглубляется и хорошо "держит" только при значительном проникновении в лед (не менее чем на 2-3 см);

- лезвие с лопаткой, установленной с некоторым наклоном назад по отношению к верхней грани лезвия (угол внедрения лопатки должен быть близок к углу внедрения нижней грани лезвия с учетом поворота якоря вокруг нижнего упора при внедрении в лед); обычно, лопатка не нужна, она даже мешает, но на твердом фирне и очень пористом льду ее применение может быть оправдано;

- насадка зажима для веревки позволяет использовать ручку якоря в качестве ручки зажима, поскольку одновременно зажим и якорь обычно не нужны (рекомендация В.Худницкого).

Ледовый якорь (см. рис. 19) Рис.19. Кликнуть для увеличенияимеет клиновидное лезвие 1 и треугольную рукоятку 4, соединенные вогнутой перемычкой 5. Даны два варианта исполнения якоря с различным наклоном рукоятки. Размеры заданы значениями координат точек по осям Х и Y.

Лезвие якоря - тонкое и острое, имеет форму клина с острым углом (от 10 до 30 градусов), из листа высокопрочной стали (с термообработкой) толщиной 3-3,5 мм. В некоторых более поздних конструкциях верхняя часть клина лезвия на некотором расстоянии от острия скошена. Угол входа лезвия по нижней кромке составляет около 122 градусов. Регулировка угла в небольших пределах может осуществляться опытным путем по состоянию льда при наличии регулируемого упора 7 у нижнего угла рукоятки, в зоне точки О (непосредственно менять положение лезвия сложно, т.к. его повороты должны быть достаточно малы, а закрепление - очень жестким). Упор 7 проще всего закрепить двумя сквозными винтами. Конструкция упора не должна мешать закреплению за якорь рукой, темляком и карабином (в зоне отверстия 6) при возможных перемещениях упора.

На заднем конце лезвие может быть снабжено упором 2: осторожным ударом молотка по этому упору можно заглубить якорь в лед (на хрупком морозном льду возможно скалывание, поэтому операцию надо производить осторожно). Здесь же расположено верхнее отверстие 3 для относительно безопасного подвешивания раскрытого якоря на рюкзаке или на поясе: подвеска якоря за нижнее отверстие 6, которое служит для закрепления тяги стремени, очень небезопасна.

Рукоятка 4 якоря снабжена хватом для руки (эргономичной формы), который может быть установлен с возможностью изменения положения относительно линии через вершину лезвия 1 касательно упору 7. Существенны два положения: приближенное к этой линии (но с необходимым зазором), - это положение удобно для лазания на стременах (примерно как у якоря Белоусова), и удаленное, под большим углом к этой линии (примерно как у якоря Худницкого), удобное для лазания на кошках (см. ниже). Якорь может иметь темляк, служащий для частичной разгрузки пальцев рук.

Следует предостеречь от возможного изготовления якоря из непрочных сталей и мягких сплавов титана. Высокая прочность и твердость лезвия требуются и для того, чтобы оно не теряло устойчивость от изгиба, и для того, чтобы не затупилось при длительном использовании. Нужны пружинные стали с закалкой и отпуском до НRС 42-45, с пределом текучести не ниже 1000 МПа (10 000 кгс/см2) и пределом прочности не ниже 1200-1500 МПа (12-15 тысяч кгс/см2) после термообработки. Титан - не "ниже" ВТ3-1: ВТ5, ВТ8, ВТ14 (надо учитывать, что эти сплавы весьма "трудны" в обработке, обычный инструмент их "не берет").

Наиболее распространены два способа передвижения на ледовых якорях: на кошках (способ чаще применяется туристами) и на стременах (чаще использовался альпинистами). Каждый способ имеет свои преимущества и недостатки. Опытный ледолаз должен с успехом владеть обоими способами и использовать их в зависимости от конкретных условий. Возможно также передвижения комбинированным способом (сложные ледовые маршруты включают не только ледовые отвесы, но и участки заледенелых скал, снежные участки, грунт, -  то, что объединяют понятием "микст").

При подъеме на СТРЕМЕНАХ закрепление якоря осуществляется оттяжкой стремени или "крюконоги" за нижнее отверстие 6 примерно на уровне плеч в "нижнем" положении: при прямой ноге на полшага ниже, а при согнутой ноге на полшага выше плеча: рис. 18а. Держа якори в руках и врубаясь ими (см. ниже) участник передвигается, шагая ногами вверх в поочередном висе маятником то на одном, то на другом якоре. При заглублении рывок можно выполнять не рукой, а ногой через тягу стремени. Чтобы усилие такого рывка было больше, тяга стремени должна быть выполнена жесткой, желательно из тонкого стального троса (веревочные тяги будут заметно амортизировать усилие рывка). При этом надо помнить, что очень небольшое ослабление троса может вызвать полную разгрузку якоря, который в ненагруженном состоянии, случается, самопроизвольно выпадает из углубления. Во время паузы необходимо держаться рукой хотя бы за один якорь. Во избежание случайного выпадения якоря вниз его надо закрепить либо на темляке, либо на короткой дополнительной оттяжке, позволяющей легко достать упавший якорь свободной рукой.

При передвижении на кошках: рис. 18,б-в два якоря целесообразно закрепить на ветвях двойной петли-оттяжки. Эти петли смыкаются в узле, закрепленном на грудной обвязке, которая в свою очередь соединена с беседкой так, что в висе на каждой из ветвей или на обеих ветвях участник не испытывает дискомфорта. Длина каждой ветви отрегулирована на длину руки в состоянии нагружения весом участника. При передвижении якорь занимает высокое положение: от уровня плеча до уровня над плечом на расстоянии вытянутой руки (шаг передвижения): рис. 18в. Основой техники передвижения на кошках является умение ходить на передних зубьях кошек: чем лучше они включаются в работу, тем меньше нагрузка на руки. На тренировках надо учиться преодолевать короткие (до 2 м) участки очень крутого льда на передних зубьях с сохранением равновесия преимущественно без помощи рук. С якорями участник преодолевает очередной участок склона (несколько метров) мощным рывком вверх.

Техника зацепления якорем одинакова для обоих способов. Неровности рельефа ощупываются проводкой лезвия по льду вверх. Если якорь на неровности немного заваливается вперед (начинает "клевать"), значит появляется выступ, зацепление за который будет более простым и надежным, чем за гладкую стенку. В отличие от ледового молотка якорь заглубляется не ударом, а резким и сильным РЫВКОМ вниз, при этом надавливают концом лезвия на лед без потери контакта нижнего упора 4 со склоном. После сильного рывка (дернуть изо всей силы) лезвие якоря должно заглубиться в лед. Можно сделать несколько рывков с поступательным движением вверх-вниз, пропиливая во льду канавку с заглублением. Затем якорь плавно нагружают, проверяя зацепление. Если зацепиться таким образом не удается, можно быстрыми ударами лезвия постараться сделать углубление и зацепиться якорем за него (обычно этот прием все же менее эффективен, чем "пропиливание" канавки с углублением, т.к. часто не видишь, куда попадает лезвие при "долбежке"). Если все же не удается зацепиться указанными приемами, надо попытаться найти другое место для зацепления. Наконец, можно выполнить углубление ледовым молотком, айсбайлем или ледорубом. К последним операциям прибегают очень редко, но о возможности их использования надо помнить.

Пройдя несколько метров (на кошках) участник надежно врубается в склон двумя якорями и упором кошек для паузы-остановки. Положение должно быть устойчивым, якори расположены возможно выше (даже в случае потери опоры одним из якорей участник на трех точках опоры не должен терять равновесия). Руки плавно отпускаются, перенося нагрузку на петли-оттяжки. Пауза используется для установки промежуточного крюка, в карабин которого продевается страховочная веревка. После этого участник отдыхает, руки надо встряхнуть и расслабить (усталость в виде молочной кислоты в мышцах должна быть смыта свежим притоком крови). При лазании на кошках надо использовать кошки с развитыми передними зубьями. Жесткая конструкция платформы кошек и более жесткая конструкция ботинка позволяют заметно разгрузить голеностоп при лазании, но создают некоторые неудобства при хождении по обычному рельефу.

При подъеме на якорях необходима такая же тщательная страховка, как и при лазании по скалам с аналогичной крутизной. Очень острое лезвие якоря может быть причиной серьезной травмы, поэтому каска совершенно необходима. Надо помнить, что опасен якорь на упругой оттяжке (которая может дернуть его, как пружина). Может быть опасен и подъем прямо вверх: при срыве участник может зацепиться за свой же страховочный крюк, поэтому целесообразно смещаться несколько в сторону.

Преимуществом техники подъема на кошках является относительно большая свобода рук и всего корпуса: руки и ноги передвигаются автономно. Недостаток: относительно большая нагрузка на руки, чем при движении на стременах. Проходить относительно недлинные отвесные участки, чередующиеся с более простыми, лучше на кошках, а проходить очень длинные сложные участки целесообразно на стременах. Соответственно изменяется положение хвата рукоятки: для движения на кошках - как у якоря Худницкого (рис. 16д и рис. 19а), а для движения на стременах - как у якоря Белоусова или якоря на рис. 19б.

На рис. 19а, б даны размеры улучшенной конструкции якоря В.Худницкого из стали 60С2А с термообработкой (закалка и отпуск до HRCэ 43-45) толщиной 3 мм. Можно изготовить более сложную конструкцию с дополнительной оснасткой (перемещаемый упор 4, верхний упор 5, сменные или складные лезвия, перемещаемая рукоятка на 2 положения для лазания на кошках и стременах, скошенное лезвие, лезвие с лопаткой, темляк, отверстия для крепления темляка ). При этом хват рукоятки можно склеить из пенопласта или склепать из полосок пластика (скруглить напильниками по форме руки). Конечно, модификации рукоятки допускают некоторое смещение верхней стороны к линии наибольшего габарита по оси Х (крайней правой габаритной линии на рисунке), - так можно увеличить внутренний вырез рукоятки для увеличения размеров хвата.

Лучшие литературные публикации по конструкции ледовых якорей: [31] и [570] - якорь Белоусова, [25] - якорь "Аист" Буянова и Худницкого (складная конструкция преимущественно для лазания на кошках). Серийно выпускается неплохой якорь "Серак" (экспериментальная Судоверфь, С.-Петербург). Следует предостеречь от использования публикации [572], - при ее подготовке редакция допустила ошибку и был опубликован совсем не тот материал (конструкция неработоспособна!).

В статье П.Шабалина (см. [593]) описано, какие "потрясающие" маршруты преодолеваются ледолазами с помощью современной техники, особенности восприятия и "неприятия" наших достижений иностранными ледолазами. Конечно, это неприятие носит временный характер, оно связано с определенной инерцией их понимания и развития их технических возможностей (у многих из них еще нет хороших "айс-фифи", многие не научились так же хорошо лазать на "айс-фифи", как на молотках).

Появились скальные модификации ледового якоря айс-фифи. Они выполняются примерно по форме ледового айс-фифи из толстой проволоки. Острие расплющивают, затачивают и закаливают как острие отвертки. В рабочем положении его ребро горизонтально, как у "небесного пальца" (скайхука).

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru

.

Пишите нам