Горный туризм




Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

  https://espe.spb.ru стройка на ОКЕ.

Е.Буянов
Техника горных маршрутов

Экономия веса. Раскладка. Динамика веса в походе

Данная статья касается в первую очередь особенностей распределения весовой нагрузки и раскладок для горных походов и длительных альпинистских восхождений, но многие ее моменты характерны и для других видов туризма.

Вес снаряжения, взятого в поход или на восхождение надо стараться максимально уменьшить, поскольку оно составляет НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ часть переносимого груза. Вес снаряжения ЗАМЕТНО ПРЕВЫШАЕТ вес переносимых продуктов и горючего. Только в очень длительных походах (более месяца) вес продуктов начинает сравниваться с весом снаряжения.

 Действительно, если реальный вес личного снаряжения участника спортивного похода: 11 - 17 кг, вес общественного снаряжения на одного участника: 5 - 8 кг и в сумме: 16 - 25кг, то вес продуктов при достаточно большой раскладке 800 г/человека в день и горючего при нормальной раскладке 100г/человека в день на 12 ходовых дней составит 10,8 кг (при меньшей раскладке еще меньше). Однако полученное соотношение веса снаряжения к весу продуктов и горючего, примерно (1,5- 2,5)/1 является только НАЧАЛЬНЫМ соотношением на АКТИВНОЙ части маршрута. В ходе движения по участку маршрута вес продуктов и горючего уменьшается от условной "единицы" в начале участка до условного "нуля" (вес резерва НЗ) в конце участка, в то время как вес снаряжения остается практически ПОСТОЯННЫМ (на маршруте остается только незначительная часть снаряжения: расходные крючья и петли, упаковка, расходные предметы туалета: мыло, салфетки, паста...). Т.е. снаряжение в основной массе - ПОСТОЯННАЯ составляющая походного веса, а продукты и горючее - РАСХОДНАЯ или ПЕРЕМЕННАЯ часть. СРЕДНИЙ вес переменной части при ее РАВНОМЕРНОМ расходовании в два раза меньше ее начального веса (1 - в начале, 0 - в конце, а в среднем: 0,5). Поэтому В СРЕДНЕМ соотношение постоянного и переменного весов составляет (3 - 5)/1. При кратковременных восхождениях альпинистов соотношение может быть еще большим.

 Конечно, если учесть вес продуктов и горючего на сложный поход в 25-30 дней, этот начальный вес может быть и сравним с весом снаряжения. Но с таким весом группы практически никогда не выходят на активную часть маршрута (предварительно делаются заброски, радиальные выходы, акклиматизация). Большой вес рюкзака при выезде в поход создает преувеличенное ощущение, что продукты и горючее составляют большую часть веса. Нет! Они - лишь вершина "айсберга".

 К сожалению, многие, даже весьма опытные туристы это не понимают и считают, что снижением рациона с 700 до 600, а то и до 500 г/человека в день они много выиграют по весовой нагрузке. Блеф! Снижение рациона на 100 г/человека в день на 10-ти дневном переходе даст "экономию" в начальном весе всего 1 кг, а в СРЕДНЕМ весе: 0,5 кг. И это ценой голодной раскладки, которая не позволяет восстановить силы!

 Конечно, превышение разумного уровня в 700-800 г/человека в день уже неоправданно увеличивает начальный вес, поскольку в походе КАЖДЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КИЛОГРАММ ЗАМЕТНО "ТЯЖЕЛЕЕ" предыдущего! Нужна ОПТИМАЛЬНАЯ раскладка, - особенно не отягощающая и позволяющая хорошо восстанавливать силы. Ее эффективность будет зависеть от правильного подбора продуктов питания. Конечно, организационными и техническими мерами надо всячески стремиться уменьшить НАЧАЛЬНЫЙ ВЕС продуктов, горючего и снаряжения, взятых в поход. Потому, что он ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ БОЛЬШИМ: на последующих этапах похода он меньше. В ряде случаев это снижение достигается путем применения специального снаряжения, даже ценой увеличения СРЕДНЕГО переносимого веса (пример: скороварка, вес которой превышает вес обычной кастрюли на величину, меньшую веса сэкономленного скороваркой горючего, но большую, чем половина этого веса).

 Насчет калорийности продуктов также существуют ошибочные представления. С учетом рационального соотношения белков, жиров, и углеводов (примерно 1/1/3) трудно добиться средней калорийности свыше 400 больших калорий (ниже: Б.К.) на 100 г сухого продукта, поскольку калорийность углеводов от 300 до 400 Б.К., а калорийность белков и жиров соответственно в 1,5-2 раза ниже и выше. Поэтому при весе 700 г обычная раскладка имеет калорийность от 2500 до 3200 Б.К. и вызывают улыбку заявления в некоторых статьях, что "удачно составленная раскладка" дает 4000-5000 Б.К. при весе 500-600 г или 3000-3500 Б.К. при весе 400 г.

 Удачная, но умеренная раскладка: 700-800 г/человека в день не позволяет полностью компенсировать энергозатраты при усиленной работе в течение 10-12, а то и 15-ти часов (таких нагруженных дней становится все больше с повышением сложности маршрута). Они компенсируются резервами организма, питанием в другие, менее нагруженные дни и, частично, рациональным распределением продуктов, а также "усилением" расхода продуктов в наиболее напряженные дни ("высотный рацион") при одолении больших перепадов высот ВВЕРХ и "ослаблением" расхода в дни акклиматизации, участков умеренных переходов и спусков, дневок и полудневок. Усиление или ослабление раскладки должно чуть-чуть опережать походный график ("зарядка на подъем"). Такое положение, однако, верно только при условии НОРМАЛЬНОЙ работы организма: бесполезно тратить продукты, если организм их не усваивает. Это происходит, например, в период акклиматизации ("горняшка", отсутствие аппетита, расстройства кишечника...): организм не перестроился, усваивает все плохо, но внутренние запасы (резервы жировых тканей) весьма велики и питание осуществляется за их счет, а не за счет органов пищеварения. Вот на этот период рационально спланировать уменьшенную раскладку (около 500-600 г/человека в день), либо лучше сэкономить часть продуктов и использовать их для усиления раскладки в более поздние дни похода.

 Следует заметить, что равномерное распределение продуктов для переноски между участниками, особенно продуктов, которые могут быть использованы оперативно, без горячей готовки, повышает "живучесть" группы и участников в случае непредвиденных происшествий, связанных с разобщением группы (в результате действия объективных факторов, ЧП, аварийных ситуаций и т.п.). Например, всей группе не удается засветло пройти технический участок и часть группы (один участник) остается на холодную ночевку. Если при этом нет примусов, но есть продукты "на перекус", то ночевка, по крайней мере, не будет голодной.

 Итак, главный вывод на основании вышеизложенного: наиболее существенная экономия переносимого веса достигается за счет УМЕНЬШЕНИЯ ВЕСА СНАРЯЖЕНИЯ. Продукты тоже надо брать очень экономно и расчетливо по весу, но надо понимать, что здесь сэкономить можно не так много и не в ущерб здоровью.

Поэтому существенного, в несколько килограммов, уменьшения веса можно добиться только в случае, если:

1. БУДУТ ИСКЛЮЧЕНЫ ВЕЩИ, БЕЗ КОТОРЫХ МОЖНО ЛЕГКО ОБОЙТИСЬ;

2. БУДЕТ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНО УМЕНЬШЕН ВЕС КАЖДОЙ ВЗЯТОЙ В ПОХОД ВЕЩИ.

Первый путь предоставляется следующими возможностями:

-     универсализация снаряжения, т.е. исполнение одним предметом функций двух или нескольких без увеличения веса;

-     исключение вещей, имеющих эпизодическое применение, не опробованных на тренировках (если не планируются специальные их исследования);

-     повышение ДИНАМИКИ использования предметов снаряжения; к чему, например, брать третью кастрюлю, если кастрюлю из-под супа сразу же можно занять и поставить под чай (особенно если примусов только два); крючьев, веревок и карабинов реально всегда больше, чем быстрее они обращаются.

Методика определения необходимости и целесообразности применимости конкретного предмета снаряжения достаточно проста: надо мысленно представить себе весь путь, который проделает данный предмет от личной квартиры до мест применения и обратно, представить, сколько усилий понадобится для его изготовления (приобретения), транспортировки, перекладки, укладки, приведения в рабочее состояние. И решить, стоит ли брать и нельзя ли чем заменить, если применение носит эпизодический характер.

Конечно, в поход должен быть взят и некоторый резерв снаряжения, прежде всего одежды, позволяющий сопротивляться трудным условиям непогоды (намоканию), резерв продуктов и горючего для компенсации нарушений графика движения, резерв на случай аварии, которая может случиться и с вашей и с другой группой, которой придется помогать. Сокращение арсенала снаряжения не должно вступать в противоречие с требованиями безопасности.

 Второй путь, - максимальное облегчение каждой вещи, - предоставляется возможностями:

-     конструктивного облегчения за счет применения легких материалов, снятия или замены необязательных деталей, прежде всего, наиболее тяжелых. Чем больше вес вещи, тем существенней может быть экономия, т.е. после минимизации всего комплекта надо обратить внимание, прежде всего, на самые тяжелые предметы; надо учитывать, видеть специфику каждого конкретного предмета: например, нельзя уменьшить вес погонного метра стандартной веревки, но вот общую длину веревки (и ее вес) можно уменьшить; нельзя уменьшить вес стандартного примуса, но можно снять с него тяжелый ветрозащитный кожух и заменить более легким; трудно облегчить оболочку уже сшитой палатки, но можно попробовать усовершенствовать каркас, сделать тент из более легкого материала;

-     применением меньшего количества БОЛЕЕ КАЧЕСТВЕННОГО И БОЛЕЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО снаряжения; например, если два примуса очень хорошо подготовлены, прочищены и работают надежно, третий брать ни к чему; вместо этих двух примусов может быть взят один, двухкомфорочный, более легкий. И поэтому, в частности, МЕЖПОХОДНАЯ ДОРАБОТКА СНАРЯЖЕНИЯ должна быть направлена как на уменьшение его веса, так и на постепенное улучшение остальных физических (объем, форма, укладка и т.д.) и функциональных свойств.

-     ликвидация или замена упаковки предмета более легкой и практичной, возможно, более функциональной, объединенной для переноски и других предметов. К примеру, бачок для упаковки примуса “Шмель”, весит более 400 г, - это почти треть сухого веса примуса! Явное утяжеление упаковки, которая к тому же заметно увеличивает и габариты примуса. Конечно, замена упаковки не должна заметно ухудшать ее защитные свойства и приводить к поломкам предмета в походе.

После полного сбора походного комплекта снаряжения (личного и общественного) надо провести улучшение комплекта еще раз тщательно просмотреть все вещи. И изъять те, которые можно оставить и заменить по возможности необходимые вещи на более легкие и практичные. Облегчить упаковки. Делать это желательно не в пред походной “запарке”, а заблаговременно, в течение всего года подготовки.

 Распределение весовой нагрузки между участниками в походе должно быть справедливым, с учетом субъективных особенностей каждого, без перегрузок. Маршрут и весовая нагрузка на участников должны СООТВЕТСТВОВАТЬ ВОЗМОЖНОСТЯМ ГРУППЫ. В не слишком опытных группах руководитель во избежание перегрузок должен проверить личный вес в рюкзаках участников, потребовать исключить или заменить часть вещей. Надо учитывать различие в физических возможностях мужчин и женщин, участников с лучшей и худшей физподготовкой, участников с заметной разницей в "живом весе" (участники с собственным весом 55 и 90 кг обладают, конечно, различной мощностью, хотя способность к переноске груза не пропорциональна собственному весу). Более опытные участники способны переносить и часто переносят больший груз за счет его лучшей укладки и за счет более отточенной, рациональной техники передвижения. В каждой группе есть те, кто "посильнее" и те, кто "слабее", и распределением веса состав группы можно в некотором смысле "уравнять", чтобы не было задерживающих и отстающих. Способность выдерживать высокую физическую нагрузку зависит во многом и от физиологического и психологического состояния участника в данный момент. Общественная нагрузка на женщину обычно составляет “от половины до двух третей” (50 - 66) % общественной нагрузки на мужчину, причем при большой загрузке процент увеличивается. С учетом этого соотношения надо стараться примерно уравнять постоянные и переменные составляющие нагрузки на участников, чтобы на всех приходились примерно равные доли общественного снаряжения и продуктов (включая горючее), иначе в ходе похода может возникнуть заметная неравномерность загрузки между участниками. Изначально общественный вес распределяется, конечно, равномерно между всеми (с учетом указанного соотношения загрузки для мужчин и женщин), но в ходе похода приходится вносить отдельные коррективы с учетом возникающей разгрузки, физических данных и состояния участников.

Надо позаботиться, чтобы в ходе похода все участники равномерно разгружались по мере расхода продуктов и горючего. Это достигается путем определенного распределения продуктовых укладок по дням похода. Горючее расходуется равномерно, а если переносится двумя участниками, пусть они облегчаются поочередно. Можно делать упор на первоочередную разгрузку наиболее слабых, либо на разгрузку наиболее загруженных участников (если такая загрузка возникла из-за вынужденного перераспределения веса при разгрузке наиболее слабых). Если руководитель замечает, что возникла видимая неравномерность загрузки участников, надо провести общий перерасчет и перераспределение веса между участниками группы (инвентаризацию веса). Конечно, такое перераспределение проводится и при снятии забросок. Вопросами распределения весовых нагрузок нередко занимается в группе либо завхоз (правая рука руководителя по хозяйственным делам), либо участник, специально назначенный руководителем помощником завхоза. Руководитель должен следить за его действиями и при необходимости вносить коррективы.

 Очень важно, чтобы все действия по распределению груза проводились гласно, с общим пониманием и согласием, чтобы ни у кого не возникло чувство "ущемленности" и подозрительности, что по отношению к нему поступили несправедливо, - это может лечь "тяжелым грузом" на будущие отношения. Надо состыковать личные мнения: решения походных вопросов "демократическим большинством" группы, случается, приводит к несправедливому нарушению прав отдельных участников (большинство может быть заинтересовано "отыграться" на некоторых). Справедливые личные интересы нельзя подавлять "волей большинства". Например, может возникнуть расхождение мнений в том, что считать общественным снаряжением, а что личным. У меня на памяти случай, когда волей большинства группы было решено считать спальные мешки-спарки групповым снаряжением (с зачетом их веса, как общественного). Я считаю, что такое решение было неправильным: не надо “запихивать” участника в спальник-спарку или загружать дополнительным весом, если он этого не хочет, если он привык спать в своем, индивидуальном спальнике. Подобные предметы снаряжения надо применять и учитывать их вес, как общественный, на основе полного согласия тех участников, которые их используют в походе.

В случае надобности руководитель должен продумать и открыто, осторожно задействовать систему материальных и моральных компенсаций за повышенную физическую нагрузку (увеличенный переносимый вес, участие в разведках, др. тяжелая работа не для всех): немножко увеличенный размер походного пайка (в том числе, лакомств), "добавка в первую очередь", приоритет более сильных участников при выполнении наиболее интересной походной работы, право на большую активность, на некоторое старшинство и т.п.

Встречаются люди с очень разным отношением к общественной походной нагрузке: одни, спортивно-волевого склада, стараются взять на себя побольше (считая себя, обоснованно или необоснованно, сильнее других), другие же, проявляя слабость, стремятся взять что-то поменьше и поудобнее для переноски. И тех и других надо осторожно, мягко “подвинуть” в соответствующую сторону.

Помимо веса надо также справедливо распределить общественные вещи по объему так, чтобы не увеличивать чрезмерно объемную укладку отдельных рюкзаков, в первую очередь у участников, переносящих наибольший вес (давать им более тяжелые, но менее объемные вещи). Участникам, которым достался наименее "приятный" груз, например, канистры с бензином, объемные котлы, надо предоставить возможность выбора остатка груза. Участникам, переносящим горючее, не надо давать общественные вещи, впитывающие запах бензина (прежде всего сухие продукты). Палатки являются таким видом общественного снаряжения, вес которого может существенно увеличится при намокании (особенно это чувствительно в условиях намокания и других, личных вещей). Поэтому несущим палатки желательно выдавать самые первые продуктовые упаковки (на первый-второй день похода или после снятия заброски), чтобы быстро облегчить их уже в самом начале движения с тяжелым грузом.

 Скрытой формой разгрузки отдельных участников и скрытой формой догрузки ведущих является загрузка их снаряжением, которое на технических участках используется всей группой или несколькими участниками. Это, прежде всего, веревки, крючья, общественные карабины и т.п. Этот фактор хорошо использовать и для почти полной разгрузки ведущего участника, который должен работать впереди с очень легким рюкзаком: всем, несущим веревки, крючья, карабины... передается равноценный груз из рюкзака ведущего, и это снаряжение используется в работе.

Конечно, в современных походах применяются максимально обезвоженные продукты. Консервы “в металле” выходят из употребления по причине большого веса (и металла и воды), они не экологичны (упаковку трудно уничтожить). Сейчас входят в употребление обезвоженные, “сухие” консервы в легкой пластиковой упаковке (которую легко уничтожить).

Не поленитесь при сборах в поход вооружиться безменом и взвесить походные упаковки личного и общественного снаряжения. Возможно, вы “откроете” для себя немало интересного, по крайней мере, изменится ваш взгляд на то, что заставляет вас особенно “горбатиться” в походе. Самые тяжелые упаковки (пустой рюкзак с заполненными карманами, спальник, одежда и т.п.) придется распотрошить и заменить в них кое-какие вещи на более легкие. Но и на “малых” вещах можно сэкономить, если они уж очень не оптимальны по весу, и если оптимизация коснется многих вещей...

Правильное решение вопросов распределения походного веса во многом способствует успеху похода, выполнению его графика, предотвращает переутомление участников. Неудачные же решения могут явиться скрытыми причинами срывов графиков движения, перенапряжения участников, конфликтов в группе и невыполнения плана похода.

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru

https://espe.spb.ru стройка на ОКЕ. .

Пишите нам