Е.Буянов
Техника
горных маршрутов
Подъезды
и выезды
Подъезды
и выезды не надо рассматривать как "необходимые
потери времени". Их надо
соответственно планировать и
использовать для учёбы, подготовки
снаряжения, пред походного инструктажа,
изучения маршрута...
На
подъездах и выездах группе надо
психологически подготовится к
изменению условий обитания и резким их
переменам, "притереться"
участникам друг к другу, чтобы коллектив
сплотился для успешного достижения
поставленных задач. Подъезды и выезды -
"зона" повышенных психологических
нагрузок: нервная "горячка",
напряжение, торопливость, всплески
эмоций здесь - обычное дело и они не
всегда помогают. Для подъездов
характерны напряженное ожидание,
желание не выбиться из графика и успешно
начать поход. На выезде - усталость,
желание быстрее определиться с обратной
дорогой и попасть домой. Проблема
усложняется в случае попадания в "транспортные
пики", например, в конце августа, перед
первым сентября.
Подъезды
и выезды надо рассматривать как
небольшие походы, которые должны
естественно переходить или сменять
более длительный поход в горах. Подъезды
и выезды могут быть оформлены и как
самостоятельные путешествия,
совершаемые различными видами
транспорта: на велосипедах, на лодках, на
автобусах... При этом они могут расширить
круг изученных районов, обеспечить
группу продуктами для продолжения
путешествия, дать моральную и
физическую передышку...
Дорогу
можно и нужно "скрасить" культурной
программой: стихами и песнями,
подготовленными рассказами о местах, по
которым будешь проезжать. Прочитанная
об этих местах книга это тот рассказ для
себя, который прочитываешь как бы вновь,
попадая в эти места. А если эти места
воспеты великими стихами, то легче и
глубже понимаешь и стихи, и места, и
людей. Очень многое теряют те, кто делает
упор на изучение только какой-то одной
стороны ограниченного горного района,
например, на изучении его спортивных
возможностей. Более опытные туристы
должны рассказать новичкам об
исторических, культурных, краеведческих,
спортивных, литературных, технических и
других достопримечательностях края.
Очень часто проезжают мимо
интереснейших объектов, не подозревая о
них (вспоминается, например, огромный
телескоп "РАТАН-600" близ станицы
Зеленчукской, по дороге в Архыз). Подъезд
украшает и местная экзотика: базары,
плоды, чайханы, мечети и мавзолеи,
общение с жителями и другими
путешественниками.
Тактически
подъезды на большие расстояния могут
быть построены по "нетрадиционным"
схемам (традиционные подъезды - на
поезде или самолёте) с использованием,
например, автотранспорта в режиме "автостопа".
В Петербурге уже давно существует
небольшая группа туристов, совершающая
дальние походы-поездки на автомобилях
дальних перевозок. С использованием
специальной формы одежды, снаряжения,
тактики посадки, искусства личного
общения, развлечения водителя в пути, им
удаётся проезжать до 1300 км в сутки, по
заданному маршруту, причем бесплатно.
Путешествуют обычно парами, устраивают
соревнования на скорость ("стандарт":
5500 км). Этот опыт может быть использован
и для подъезда в район будущего похода, в
частности, для экономии средств на
дорогу. Возможны и другие решения.
Например, можно попробовать наняться
грузчиками на теплоход, баржу и
совершить водное путешествие перед
горным походом. Изучение дополнительных
транспортных возможностей для подъезда
может не только сократить затраты на
транспорт, но и позволить подзаработать
на сам горный поход.