Е.Буянов
Техника
горных маршрутов
Творчество
Творческий
уровень - "высокое небо", "высокий
полет" любой деятельности, а походы и
восхождения предоставляют прекрасные
возможности для развития своего
творчества. Активные путешествия - это
один из видов образования и
самообразования, познания и
самопознания, которые, развиваясь,
способны при целенаправленной работе
вывести человека на творческий уровень
понимания предмета, явления. Тогда
человек открывает новое, ранее
неизвестное знание, создает
произведения искусства, технические
изобретения, научные открытия, приходит
к написанию книг, передает накопленный
опыт другим людям. Походный опыт -
огромный жизненный капитал, который
может быть использован в самых
различных областях, порой совершенно
неожиданных. Ниже дается несколько
советов по организации личного
творчества.
НАЙДИТЕ
ЛЮБИМЫЙ ПРЕДМЕТ. У каждого своя "золотая
жила", в которую надо вложить труд,
умножаемые знания, энтузиазм и порыв.
Молодые должны попробовать себя во
многом и влюбиться в свое дело: без любви,
энтузиазма и преданного трудового
подвижничества дело не пойдет. Не пойдет
оно как следует и без достаточно
глубоких знаний, без достаточного
понимания. В своем деле надо постепенно
стать "профессором": уровень его
понимания должен подняться до всего, уже
достигнутого человечеством и выше.
НАЙДИТЕ
СВОЙ ТАЛАНТ. Здесь надо поверить в свои
силы и учесть, что некоторые виды
творчества требуют наличия чисто
физиологических качеств таланта: без
музыкального слуха композитором не
станешь. Совершенно бесталанных людей
не бывает, у каждого что-то есть. Одним из
признаков таланта является
относительная (по сравнению с другими)
легкость и быстрота овладения навыками
той или иной деятельности. Надо сказать,
что в любой деятельности человек
начинает "с нуля" и в начале
действует достаточно неумело и
неэффективно. Но по мере обретения
навыков действия обретают быстроту,
отточенность, правильную
направленность и на достижение
результата и на последующее
совершенствование, очень четкую
организацию. Если ваши голова и руки
быстро налаживают этот процесс, - здесь
зарыт один из ваших талантов. Только не
обольщаться: познание известного
образованием, обретением навыка и
обретение нового, неизведанного,
требуют качественно различных уровней
знания и умения. В новом нет готовых
решений, задачи решаются без полного
знания и понимания, на ощупь, интуитивно.
СТАВЬТЕ
И РЕШАЙТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ. Пусть
они будут вначале несложными и
небольшими, - они должны расти вместе с
вами. Творчество требует хорошо
развитых ПРАКТИЧЕСКИХ знаний и навыков:
хорошую картину никогда не нарисует
человек, не умеющий развести краску с
нужным цветом и оттенком. Знания и
навыки должны быть на профессиональном
уровне: творчество - это высший уровень
профессионализма. Для настоящего
мастера нет технических секретов в его
сфере деятельности (может быть только
разная степень овладения этими
секретами и навыками).
НЕ
ПОДРАЖАЙТЕ ДРУГИМ. Творческая личность
уникальна и неповторима. Естественно
подражание высоким человеческим
качествам: честности, трудолюбию,
упорству... Но методологию и взгляд
других надо использовать в виде доброго
совета, в случае, если они хорошо
укладываются в движение личной
творческой мысли. У каждого своя
методология. Это искусство.
ВЕДИТЕ
ЗАПИСИ. Постоянно имейте под рукой
блокнот и карандаш. Появилась удачная
мысль, оригинальное выражение,
нестандартная ситуация... - запишите.
Запишите предельно кратко, но так, чтобы
память, зацепившись за эту строчку,
смогла воссоздать мысль, выражение,
ситуацию... На память надо опираться, но
не полагаться: многое быстро забывается.
А такие ваши находки - это ваше богатство,
ничуть не меньшее, чем драгоценный
камень или самородок. Из таких находок
складывается тонкая мозаика больших,
сложных произведений искусства. Так,
великие писатели подолгу собирали
наблюдения и материалы для своих
произведений, чтобы наполнить живой
мыслью каждую строчку...
ВИДЫ,
направления творческой деятельности,
связанные с путешествиями, очень
разнообразны. Несколько слов об
основных направлениях.
СПОРТИВНОЕ
ТВОРЧЕСТВО состоит не только в
прохождении рекордных вершин, перевалов
и маршрутов: технических, высотных,
сезонных, скоростных, протяженных, "весовых"
(по максимуму или минимуму), "на
выживаемость" ("голодных", "холодных",
с минимумом снаряжения...) и других
достижений. Оно состоит, прежде всего, в
умении сделать поход или комплекс
восхождений максимально содержательным,
филигранно отработанным и обоснованным,
дающим очень высокую отдачу в плане
изучения района и удовлетворения
целевых запросов группы: эмоциональных,
физических, эстетических и т.п.
Спортивное творчество состоит в
открытии новых запросов и возможностей
района, группы, участников. Это поиск
новых достопримечательностей и
препятствий, неизведанных районов и
путей (необязательно сверхсложных),
новых способов передвижения и
преодоления, новых "связок"
маршрута (например, путем преодоления
перевалов, вершин, участков гребневых
траверсов) и "связок" районов,
например, с использованием различных
видов транспорта, различных видов
туризма... Свою специфику и свои
возможности открывают путешествия
групп определенного состава: с детьми, с
инвалидами, с людьми старшего возраста,
группы чисто мужского и чисто женского
состава и др. В каждом из таких походов
можно открыть для себя много нового,
неожиданного, интересного.
Спортивное
творчество очень многогранно. Здесь не
надо идеализировать отдельные виды
деятельности, пусть и очень престижные.
Важно понять, например, что не только не
всем дано "влезть на отвесные стены",
но и не всем это "важно и нужно". В
горах немало и других проблем, которые
можно решать на самом высоком уровне
познания.
ТВОРЧЕСТВО
ОБЩЕНИЯ состоит в живом интересе к тем, с
кем вы делите невзгоды и радости
походной жизни, совместного поиска,
усилий коллектива единомышленников.
Каждый путь в горах - неповторим. И он
проходит не только по склонам и тропам,
но и через вашу душу и через души ваших
товарищей. Прекрасно, когда душа выходит
из похода, наполненная впечатлениями, с
сознанием обретенного богатства. Плохо,
если в ней остается черная горечь
взаимных обид и упреков, подозрений и
несбывшихся надежд... Старайтесь взять в
группу новых людей, если их подготовка
позволяет. Они обогатят в плане общения:
новый человек всегда расскажет что-то
новое и свое, "старое", ему будет
интересно рассказать: как-то он
воспримет? Не лишайте себя радости
обладания добрым, внимательным и чутким
взглядом на всех окружающих. Такой
взгляд обогащает, это тоже внутренний
талант. Неприятие же другого человека,
уход от общения, от понимания, - это
разорение, которое часто - от внутренней
нищеты. В плане же "чисто
практического выхода" творчество
общения близко психологии, педагогике,
литературной деятельности.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ТВОРЧЕСТВО: живопись, декоративно-прикладное
искусство естественно привязывать к
природе, к объектам посещения, к
предметам быта. Они дают и пищу для
размышлений, и яркость образа, которая
может быть воплощена в произведении.
СТИХОТВОРНОЕ,
ПЕСЕННОЕ И ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
естественно связаны с образами природы,
с образами и чувствами людей и
коллективов в сложных условиях похода.
Должны быть отражены яркость и
сложность характеров, сложность условий
и борьбы, загадки и тайны событий, душ,
сюжета...
ТЕХНИЧЕСКОЕ
ТВОРЧЕСТВО связано с развитием
предметов искусственной (очеловеченной)
среды, которые являются продолжением
человека, увеличивают его возможности,
способности преодолевать сопротивление
среды природной. Техническое творчество
целесообразно начать с попыток
тщательного усовершенствования какого-то
предмета снаряжения, одежды или
усовершенствования небольшого
функционального набора: ремонтного,
умывального, кухонного и т.п. Здесь надо
самому мастерить, испытывать, рисовать
чертежи и эскизы, изучать литературу, ...
КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ
- сложный и многогранный вид творчества.
Собирать коллекции можно из самых
различных предметов. Одно дело - чертеж,
рисунок или описание, а другое дело -
живая вещь, которую можно потрогать
руками, увидеть воочию, как она работает,
как она сделана. По старым вещам хорошо
просматривается история вещи, как
процесса, пути ее совершенствования в
прошлом. Коллекция позволяет детально
изучить предмет, разработать его
методологию и классификацию, раскрыть
новые возможности и пути
совершенствования. Например, статья
данной книги о фурнитуре была
методически выполнена с помощью
коллекции пряжек, карабинов, кнопов,
танок... Наконец, коллекция - это
небольшой домашний музей с интересной
экспозицией (не важно, если эта
экспозиция интересна только для
специалистов, - это не уменьшает ее
ценность). Рекомендуется на первом,
начальном этапе выбрать близкий,
любимый предмет для коллекционирования,
начать сбор образцов, продумать
организацию, систематизацию и
оформление коллекции. Она должна быть
очень компактной, информативной, быстро
сворачиваться и разворачиваться, легко
перевозиться. Тогда ее можно будет
использовать для обучения, для выставок
и публикаций, консультаций специалистов.
Надо развивать и совершенствовать
коллекцию: приобретать и делать новые
образцы, улучшать систематизацию и
методологию на новом уровне понимания
предмета, изобретать, изучать историю,
новые возможности производства...
Процесс сбора коллекции может быть
сделан очень интересным, а выход ее -
самым неожиданным: книги, производство,
общение с интересными людьми, с
единомышленниками... Коллекция может
быть не обязательно множественной, -
может быть всего один образец, который в
совокупности с образцами других
коллекционеров образует интересный
экспозиционный ряд. Например,
автоколонну из старых машин. Хорошая
коллекция - огромный капитал, а ценность
отдельного экспоната существенно выше,
чем ценность его вне коллекции. Помимо
основного, коллекция может содержать
вспомогательные фонды: запасной (не для
экспозиции), резервный (для восполнения
утраченных образцов), обменный,
продажный и т.д.
ТВОРЧЕСКИЙ
АРХИВ - тоже своего рода коллекция, но
составленная не из предметов, а из
описаний, информационных материалов о
предмете исследования. Можно, например,
составить архив из описаний аварий с
целью изучения явления аварии как
процесса для предотвращения,
профилактики аварий... Сбор
информационных материалов связан с
методической и учебной деятельностью, с
написанием книг и методических пособий.
И, конечно, архив может представлять
уникальный источник информации по
определенному предмету для
специалистов-исследователей в данной
области и в смежных областях. Архив
должен иметь очень четкую организацию
для быстрого поиска нужной информации (оформление
его в виде базы данных на магнитных
носителях для персональных ЭВМ делает
архив очень эффективным и доступным).
КОЛЛЕКЦИЯ
КНИГ определенной направленности
позволяет очень вдумчиво изучить
тематический вопрос. КОЛЛЕКЦИЯ ФАЙЛОВ
по определенной тематике, - это в
некотором роде та же "книжная
коллекция". Здесь нужна очень четкая
организация базы данных, обеспечивающая
возможность извлечения информации по
конкретным вопросам.
ТВОРЧЕСТВО
НАТУРАЛИСТА состоит в изучении
природных явлений и процессов:
минералов, растений и животных,
метеорологии, тектоники и т.д.
ТВОРЧЕСТВО
УЧЕБНОЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
состоит в умении передать знание, опыт,
навыки, интерес, привить высокие
человеческие качества... Особенно важно
воспитание и подготовка детей. Здесь
требуется личный пример, умение
превратить подготовку к походу и сам
поход в интересную игру и в ходе этой
игры произвести обучение умению,
навыкам. Важно, чтобы обучающиеся
поверили в свои силы (не давать
непосильных задач), чтобы
прочувствовали удовольствие от той
пользы, которую приносят коллективу и
осознали силу этого коллектива в
дружеской спайке. Многие необходимые
навыки приобретаются путем игры,
подражания и постепенно превращаются в
привычку, стиль поведения. Так,
интересная игра "в дежурных"
переходит в привычное, добросовестное
выполнение обязанностей без
напоминаний, понуканий и объяснений. А
добросовестность - это и основа
дисциплины.
Наконец,
творчество - это деятельность, которую
нельзя загнать в известные рамки. Здесь
можно и нужно открывать принципиально
новые пути и направления, которые ранее
никто не открывал. Ищите приложение
своим силам не только в известных
областях. Творчество - это как путь в
горах: когда невысоко, идешь по дороге,
выше - по тропе, проложенной другими, а,
достигнув большой высоты и сложных
препятствий, приходится находить свой,
уникальный путь.
Творчество
само по себе является высокой наградой.
Далеко не всегда человек получает
материальные и моральные выгоды со
стороны общества за свою творческую
деятельность. Нередко бывает совсем
наоборот: вместо заслуженной награды
обретаются порицание, завистливые
взгляды со стороны, украденные другим
авторство, приоритет и слава... В
некоторых вещах здесь надо и постоять за
себя. Творчество и награда за него - вещи
совершенно разные и зачастую совершенно
не связанные между собой. Главная
награда за творчество - это радость
самого творческого процесса, высокого
проявления человеческой природы.
Человек
сформирован своим прошлым, своей
прошлой жизнью и продолжает
формироваться настоящим. Но будущее
также может формировать человека.
Будущее существует в нем в виде мечты, в
виде детей, и в виде устремленности к
определенным целям, в виде
направленного в будущее процесса.
Творческий путь дарит и мечты и
устремленность. Без них нельзя. Конечно,
никакую мечту нельзя воплотить в
первоначальном замысле.
Лишь
путь, пройдя, его узнаем, -
Полет
мечты им осязаем...