Е.Буянов
Техника
горных маршрутов
Психологические
советы
Автор не
является специалистом-психологом, но
несколько советов по "технике
взаимоотношений" в туристской группе
по личному опыту он может дать (по этой
проблеме рекомендуется прочесть книги
[210] и [211]).
Поход,
система восхождений - это мощнейший
психологический, физиологический и
эмоциональный толчок! Толчки порождают
срывы. Постарайтесь не сорваться и
спокойно удержать других.
В
книге [210] говорится, в частности, о
ЦЕЛЕВОЙ УСТАНОВКЕ всей группы и
отдельных ее участников на достижение
определенных результатов похода путем
системы различных действий. Сила,
сплоченность группы во многом зависят
от общего психологического настроя на
выполнение графика и задач похода. Если
же отдельный участник или часть группы
"сбиваются" на другую целевую
установку, то это приводит к различным
негативным, непредсказуемым
последствиям: группа теряет участников,
которые, думая уже не о походе, а о доме
или отдыхе на взморье, начинают "рваться"
вниз; группа может под давлением части
участников изменить цели похода и
маршрут (например, выйти к теплым
источникам и заняться купанием вместо
преодоления сложного перевала) и т.п.
Изменение целевой установки может
происходить под влиянием различных
негативных факторов: плохого
самочувствия, плохих погодных условий,
тяжелого психологического климата в
группе, чувства обиды, сильной усталости
и т.д. Особенно часто начинаются "рассогласования"
целевых установок участников в конце
похода, когда его основные цели уже
достигнуты и план похода начинает
заменяться личными планами участников:
одним хочется скорее вниз, а у других
натерты ноги, а кто-то хочет собирать
грибы и ягоды... Руководитель и опытные
участники должны видеть эту проблему и
осторожно, аккуратно, не силовыми
приемами направлять группу с учетом
пожеланий всех участников. Каждому
участнику надо постараться внушить, что
с его мнением считаются и выполняют его
пожелания в той мере, которая отвечает
реальным возможностям группы.
СТИЛЬ
ОБЩЕНИЯ. Люди не знакомые или мало
знакомые, не связанные с вами общим
делом, - для вас "дамы и господа". Но
члены вашей туристской группы - это если
не друзья, то, по крайней мере, "товарищи",
и отношения должны быть с ними
ТОВАРИЩЕСКИМИ. В результате конфликта
товарищеские отношения нередко
трансформируются в формальные
отношения, как между "дамами и
господами" ("... я с ним, с ней,
общаюсь, только потому, что того требуют
обстоятельства..."; известна и шутка
одной девушки: "Три недели ночевок в
двойном спальнике, - это еще не повод для
знакомства!.."). В условиях туристской
группы это - не повышение статуса
отношений, а их резкая и недопустимая
деградация. Обычно она не оправдана. Она
оправдана только в тех случаях, когда
отдельные участники или часть группы
начинают откровенно практиковать
нетоварищеский стиль отношения:
пренебрегать общественными
обязанностями, скрыто или открыто
требовать привилегии, проявлять
грубость, пренебрегать мерами для
обеспечения безопасности... Сюда же
следует отнести и поступки, граничащие с
предательством и подлостью. Во всех
указанных случаях выход один: надо
разъяснить всем гласно, что подобные
действия на маршруте недопустимы, и если
они будут продолжаться, поход придется
вынужденно завершить. Если же
предупреждение не возымеет действия,
надо быстро, по простейшему пути выйти в
ближайший населенный пункт и прекратить
поход, либо избавиться там от нерадивых
участников.
НЕ
КОНФЛИКТУЙТЕ! Ничто не наносит такого
ущерба отношениям, как скрытый или
открытый конфликт. Старайтесь всеми
силами избежать конфликта, даже если вас
открыто провоцируют. Основа конфликта -
логическое утверждение: "Я прав!" Но
даже абсолютно правый во всем прав не
более чем на 50 %, т.к. "логика правоты"
имеет еще вторую сторону: эмоциональную.
Не принимать ее в расчет можно только,
если вы нисколько не уважаете чувства
своего оппонента. Но тогда не
рассчитывайте, что он будет уважать ваши
чувства и всю вашу "логическую
правоту"... Большинство конфликтов
возникают из-за непонимания или
нежелания понять друг друга, из-за
непродуманных резкостей эмоционального
плана при общении. И просто от плохого
знания друг друга.
НЕ
ЗАДЕВАЙТЕ БОЛЬЮ ЧУВСТВ ДРУГОГО и никак
не касайтесь каких-либо отрицательных
человеческих качеств своих товарищей. Обсуждайте
только поступки, их правильность,
ошибки, но без выводов о личных
качествах и без упора на личные качества.
БУДЬТЕ ДИПЛОМАТИЧНЫ, избегайте резких
слов, которые могут быть восприняты как
оскорбление или как обвинение. Можно
сказать: "Сегодня Коля Тарасов
допустил нарушение походной дисциплины...",
что будет немедленно воспринято как
обвинение. Но можно сказать: "Сегодня
у меня возникло взаимное непонимание с
одним из участников..." И
акцентировать внимание окружающих не на
обвинении, а на понимании возникшей
ситуации и проблемы, как своем, так и со
стороны оппонента. И спокойно обсудить
ситуацию.
На
ИСКРЕННИЕ ПОХВАЛЫ и комплименты не надо
скупиться, - они всегда приятны, даже
если человек и не показывает вида.
Старайтесь создать вокруг себя
некоторый "положительный фон":
ненавязчиво "давите" на окружающих
своими положительными эмоциями,
оптимизмом, видимым признанием
замечательных, положительных качеств
ваших товарищей и вашей группы. А вот
отрицательными эмоциями на окружающих
"не давите": ворчунов и нытиков не
любят все. Спрячьте поглубже свои
болячки: другим они не нужны. Сочувствия
к ним можно добиться, но только у очень
близкого друга.
ОБЛЕГЧИТЕ
ДУШУ ПРОЩЕНИЕМ, если вы так или иначе
задели чувства другого человека,
нанесли ему боль, даже если он "во всем
не прав", а вы "правы на 200 %". Не
держите зла в душе. Другой гораздо
быстрее поймет, в чем он не прав, если вы
попросите у него прощения. Сделайте это
искренне! Это всегда возможно! Скажите
себе: "Сейчас я попрошу у него
прощения за то, что я его задел. Пусть я
считаю, что я поступил правильно, но если
я его задел, - значит, я виноват перед ним..."
Если вы задели его при других, попросите
прощения также перед свидетелями. Это
важно: публичная стоимость обиды и
прощения должна быть одинаковой.
НЕ
УКОРЯЙТЕ! Не укоряйте за слабый темп, за
разговорчивость, молчаливость, плохо
приготовленную кашу... Не укоряйте за
проявленную слабость. У любого человека,
у вас в том числе, бывают минуты слабости,
непонимания, растерянности, горя и слез.
НЕ
НАВЯЗЫВАЙТЕ СВОЕ МНЕНИЕ. Никогда, если
оно не обретает форму приказа. Если же
товарищи не согласны с вами, осторожно
нарисуйте себе и другим последствия, с
которыми группа столкнется, не учтя
ваших пожеланий. Не направляйте
неблагоприятные события "в свое русло".
Когда же произойдет так, как вы
предсказывали, не укоряйте за это, - все и
так поймут. Убеждение – это не
навязывание. Но ваша аргументация
должна быть очень веской с точки зрения
общественных интересов (а не ваших
личных).
"ОДЕРГИВАТЬ"
НЕ НАДО. Точнее это допустимо только в
крайних случаях. Надо осторожно
направить на правильный путь. Вначале
надо хотя бы остановить неправильные
действия. Если возможно, остановить
группу (можно, например, внешне
усомниться в правильности выбранного
пути, посмотреть схему, почитать
описание, а при этом обдумать ситуацию).
Когда ошибку начинает совершать вся
группа, как бы сговорившись, исправить
ее бывает трудно: руководитель
оказывается в меньшинстве, "в вакууме".
Это случается нередко в достаточно
опытных группах, где участники мало
уступают или не уступают руководителю в
походном опыте и в то же время не ощущают
той ответственности, которая лежит на
руководителе тяжелым грузом.
УСТУПАЙТЕ,
если обстановка позволяет это сделать и
если ваша уступка никого и ничего, кроме
ваших внутренних чувств не заденет.
Уступка - это своеобразный долг: если
кому-то уступили, потом должен будет
уступить он. Если же уступить не можете,
постарайтесь объяснить, почему и чем
придется поступиться, если пожелание
будет выполнено. При распределении
обязанностей и выдаче указаний на
определенные действия (по-товарищески, в
форме просьбы даже со стороны
руководителя) надо помнить, что люди
гораздо легче, быстрее и эффективнее
выполняют ПРИВЫЧНЫЕ ДЕЛА, содержание
которых отработано тренировкой,
навыками. Если же вы поручаете человеку
дело для него новое, непривычное,
которым он не овладел или овладел плохо,
то быстрых и эффективных действий здесь
ожидать и требовать нельзя. Сама
постановка задачи уже может вогнать
человека в стресс, в состояние
растерянности, паники, пока он будет
разбираться, что и как надо сделать.
Поэтому указания на определенные
действия должны даваться в соответствии
с обстановкой: одно дело, когда
спокойная работа, например, на биваке,
позволяет выполнять работу в режиме
обучения, а другое дело, когда
обстановка сложна, напряжена и работа
должна быть выполнена очень быстро и
эффективно. Обучение методом объяснения
и показа дает результат не сразу: для
обретения устойчивого навыка требуется
тренировка, практика. Инерция неумения,
неприятия, "нелюбви" к тем или иным
делам - явление негативное, но реальное.
Оно часто присутствует, его надо
преодолевать.
СОВМЕСТНОЕ
ДЕЛО, выполненное хорошо, по-дружески, в
режиме активной взаимопомощи, способно
достаточно быстро погасить мелкую
неприязнь, возникшую вследствие
размолвки, мелкого конфликта. Двум
испытывающим неловкость, но желающим
как-то преодолеть конфликт, можно
посоветовать выполнить бытовые
обязанности, помогая друг другу.
Взаимопомощь удаляет шероховатости
общения и ненужную подозрительность.
Применяйте
к товарищам ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД. Люди
совершенно по-разному реагируют на одни
и те же слова. Смотришь, от одного мелкие
замечания отскакивают, как горох от
стенки, а другая, услышав одно, чуть
задевающее ее слово, отойдет в сторонку
и зальется слезами...
СЛОМИТЕ
НАВЯЗЧИВЫЕ МЫСЛИ! В первую очередь,
черные мысли об окружающих, что они вам
не доверяют, что строят козни, что
считают "слабаком", "жлобом"
или "зазнайкой"... СЛОМИТЕ СВОИ
ЖЕЛАНИЯ!.. Мысль о том, что вам очень
хочется сегодня дойти до населенного
пункта с кафе, баней и танцами на турбазе.
Что хочется пройти интересный перевал,
который слишком опасен или на который
уже не хватает времени, что хорошо бы "как-нибудь"
проскочить лавиноопасный участок... Для
овладения своими желаниями, обуздания
их требуется большая сила. ЛЮБАЯ ПОБЕДА -
ЭТО ПОБЕДА НАД СОБОЙ! Умейте перебороть
себя, свои временные прихоти и чересчур
опасные устремления. Будьте спокойны,
взвешены и мудры в тех своих решениях, от
которых зависят жизнь и здоровье - ваши и
товарищей. Сломить свою манию — большая
победа! Не важно, что ее не видят
окружающие: вы спасли их от своего
тяжелого поражения! Хвала себя
победившим! Учитесь направлять свою
злобу на себя - внутрь. Это очень
благородное чувство, когда оно
направлено на себя, а не на окружающих.
ТРЕБОВАНИЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ никак не
является прерогативой руководителя
группы. Это весьма распространенное
заблуждение, что только руководитель
должен решить, где и когда вешать
страховку, где и когда связываться и т.п.
Обычно руководитель определяет
совокупность мер безопасности в
несложных походах с новичками. В более
сложных походах меры безопасности
должны определять ВСЕ участники. Здесь
руководитель определяет "необходимость"
этих мер, а участники их "достаточность".
Каждый участник вправе потребовать,
чтобы ему была обеспечена личная
безопасность всеми доступными
техническими средствами.
Пренебрежительные отговорки,
возражения, тем более, упреки в "перестраховке"
и "трусости" недопустимы. Ими часто
прикрываются лень, благодушие,
пренебрежительное отношение к мнению
товарищей. Взгляд на потенциальную
опасность всегда субъективен и то, что
одного не насторожит, другому может
показаться слишком рискованным, и он
вправе потребовать от группы обеспечить
безопасность коллективными мерами.
Решайте сами за себя, когда идете в
одиночестве, но когда вы идете в группе,
с напарником, он имеет права на
собственное мнение хотя бы потому, что
без него ваш поход был бы невозможен. В
условиях похода нельзя “избавиться”
друг от друга, поэтому нельзя “избавится”
и от мнения партнера.
Человек
должен быть ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПОДГОТОВЛЕН
к той роли, которую ему поручают. В
особенности к роли руководителя,
ведущего участника, участника, от
которого зависит безопасность других.
Случается так: вдруг он (она)
останавливается и "ни туда, ни сюда...".
Или начинает делать что-то не то и не так,
невпопад. Это может быть признаком
психологической или иной
НЕПОДГОТОВЛЕННОСТИ. Часто это принимают
за "трусость”, “неумение” или что-то
еще. Но причины чисто человеческого
характера здесь бывают значительно
сложнее и глубже (представления,
заблуждения, бывшие психологические
травмы, прошлый опыт и т.д.). Вскрывать
эти причины надо не только для того,
чтобы разрешить текущую ситуацию, но и
для того, чтобы реально оценивать силы и
возможности данного человека, чтобы и он
их правильно видел и сознавал.
Психологическая неподготовленность
может быть и глубинным свойством
характера и весьма кратковременным,
быстро проходящим состоянием души из-за
усталости, неожиданности, растерянности
и т.п. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАЛОСТЬ внешне
не так заметна, как физическая, но ее
надо стараться видеть и оценивать в себе
и в других, давать отдых, передышки.
Особенно тем, кто работает "с
повышенным риском": ведущим
участникам, менее опытным участникам на
новых, сложных для них участках рельефа,
всем участникам при длительной, сложной
и опасной работе.
ТРАВМА
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ и более сильная,
душевная, часто не так видима и ощущаема,
как физическая, но она не менее опасна и
втройне опаснее тем, что менее заметна.
Разные люди по-разному восприимчивы к
тем или иным психологическим травмам, но,
в общем, здесь можно ожидать потери
работоспособности, менее осмысленных и
предсказуемых поступков, т.к. тяжелые
мысли отвлекают внимание, как бы
отключается у человека часть нервной
системы вследствие паралича. Особенно
опасна душевная травма всей группы.
Например, такая тяжелая травма
возникает вследствие гибели одного из
участников. Очень много шансов после
этого, что погибнет кто-то еще, а то и вся
группа. Поэтому после психологической
травмы требуется реабилитация:
участникам и группе, если возможно, надо
прекратить сложную работу на маршруте,
приспуститься и отдохнуть. В случае
тяжелой душевной травмы поход надо
прекратить. Надо всеми средствами
отрешиться и отрешить других от тяжелых
мыслей и стараться действовать так, как
будто ничего не произошло. И, конечно, не
травмировать, не третировать друг друга
психологически. В условиях, когда в
группе есть хотя бы один психологически
травмированный участник, надо быть
очень осторожным. Психологическая
травма - один из факторов повышенного
риска, возможный фактор аварии.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
"НАКАЧКА" - это установка группы на
определенные действия, иногда эфемерные,
недостижимые и небезопасные. Случается,
"накачка" применяется некоторыми
участниками, руководителем
подсознательно, не совсем осознанно, с
целью направить группу на определенные
действия. Высказывается какая-то мысль,
потом она повторяется и развивается,
пересказывается... И постепенно
внедряется в подсознание части группы.
Мысль может быть полезная, нужная. Но
может быть и "гнилая", вредная и
неисполнимая. И с этой идеей, которая
овладела подсознанием, приходится
бороться возражениями, еще не
закрепленными мыслительным процессом.
Это трудно и часто не приводит к успеху.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ДАВЛЕНИЕ неблагоприятных факторов:
непогоды, усталости, голода, холода, от
неудач и неудовлетворенности
необходимо учитывать и делать "скидку"
с нагрузки на группу. На мышцы давят
рюкзак, высота, переходы, но на нервы
давит все. Наверное, ни один сложный
поход или восхождение не были бы удачны,
если бы не огромный заряд положительных
эмоций, получаемых в этом походе. Но их
надо научиться правильно направлять.
Трудно приходится, когда это
положительное давление ослабевает,
уступает место невзгодам. В такие
моменты стойкость определяется
волевыми качествами, резервами и силой
души. Умение переломить настроение в
свою пользу, - это качество настоящего
спортсмена!
"...Камни
свистели по узкой скальной расщелине,
рюкзак тянул за 30, а забраться с ним по
веревке надо было под этими камнями
почти по отвесной стенке (без зажима)... В
первой "пятерке" это было как-то
непривычно, чувствовалась внутренняя
"зажатость", почти растерянность. И
тут Наташа, взглянув на стенку, вдруг
сказала: "Вот это мне нравится! Вот это
интересно. Это не по тропам пылить..."
Взгляд альпинистки! И все вдруг
преобразилось. Восхищение, восторг,
задор, порыв! Рывком беру стенку, помогаю
другим. Перед нами с высоты перевала -
простор Фанских гор!.."
Психологический перелом путем
внутренней установки, генерации
положительных эмоций, порыва, восторга,
творческого всплеска, отвлечение и
подавление этим "черных" мыслей -
мощное походное оружие. Им надо учиться
пользоваться. Но не зарываться, — быть
только во власти эмоций опасно. Не
отключать внимания, мыслить и
чувствовать не в ущерб бдительности и
осторожности.
"...
Июль 1993 года. Под проливным дождем идем
по ущелью Даута, усталые, мокрые и
голодные. Рюкзак давит. Но не перестаю
удивляться красоте ущелья, узнавать
знакомые места в новом виде. Наблюдение
за природой - тоже форма отвлечения от
грустных мыслей. Но почему так промокли
плечи? Начинаю думать и о другом: каким
образом происходит усиленное намокание
походной одежды. Так начала рождаться
методическая основа одной из статей
данной книги." Вывод: чем
труднее ситуация, тем больше из нее
можно извлечь в плане личного опыта, тем
она интереснее. Важно не дать
природным трудностям заслонить этот
интерес, "сгенерировать" его
изнутри, перевести на него мысли вопреки
внешним обстоятельствам. Переведите
грустные мысли на стрелки наблюдений и
размышлений о природе различных вещей,
— от природы цветов до природы
снаряжения или природы внутренней
философии... Кроме того, умение
посмеяться над собой и своими
невзгодами — тоже весьма ценный дар.
ПЕРИОДЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАССЛАБЛЕНИЯ,
РАЗРЯДКИ в походе необходимы. Долгое "давление
на психику" со стороны потенциальных
опасностей, взаимоотношений,
неблагоприятных условий, выливается в
усталость, притупление бдительности,
апатию, нервные срывы. Если чувствуется
психологическое перенапряжение, "электризация"
обстановки, надо сбросить темп, а то и
совсем остановиться, расслабиться,
отдохнуть и дать участникам "занятие
для души". Расслабляет несложная,
неторопливая работа по починке
снаряжения, походные записи,
коллективные игры. Игральные карты -
хорошее развлечение, если цель - само
развлечение, а не попытки "ободрать"
друг друга высокими ставками. Игры "по
крупному" в товарищеской компании
быть не должно.
УСТАЛОСЬ
- фактор риска. Она отвлекает внимание,
снижает скорость реакции, уменьшает
физические и психологические
возможности... и "генерирует" другие,
часто непредсказуемые факторы риска.
Усталость наступает не только
вследствие нагрузок и напряжения, ее
определяют многие другие факторы:
состояние среды: холод, жара, непогода,
дождь... Усталость развивает плохое
состояние снаряжения: плохо подогнанное,
тесное, жмущее, ненадежное, - оно
угнетает и психологически и физически.
Так, в тесных ботинках устаешь уже после
первого перехода. Сильнее и быстрее
устают участники и в травмированном
состоянии, хотя травма может быть почти
незаметна: ноют сожженные на солнце
плечи под лямками рюкзака, ноют мозоли,
потертости и трещины на коже, болит
перегретая голова и т.д. В случае если у
вас плохое настроение, надо подумать:
"А что меня, нас угнетает?" Очень
часто причина не столь существенна и
сложна, ее можно психологически "перебороть",
устранить... Внимательно должен следить
за общим состоянием группы ее
руководитель. Надо обращать внимание и
на участников, у которых плохое
настроение. За этим могут скрываться и
серьезные причины (которые и вам откроют
глаза) и эфемерные предрассудки, которые
вы легко развеете.
НИКАКИХ
ТАКТИЧЕСКИХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СЕКРЕТОВ В
ПОХОДЕ от участников быть не должно.
Группа хорошо управляется только в том
случае, если действия руководителя
понятны и приняты участниками. Поход -
это школа, учеба, совершенствование.
Свой авторитет руководитель должен
укреплять не "замудрыми" маневрами,
а действиями, которые для всех являются
естественными. В случае если "маневр"
может быть не понят, его надо объяснить.
К примеру, руководитель выбирает путь по
закрытому леднику с учетом возможного
расположения скрытых снегом трещин у
края, на выпуклостях и вогнутостях,
поворотах ледника и по видимым
продолжениям трещин так, чтобы
двигаться перпендикулярно трещинам. Это
безопаснее: уменьшаются общая
вероятность срыва (если идти вдоль
трещины она возрастает) и вероятность
одновременного срыва участников одной
связки. Но в результате путь группы
начинает петлять, удлиняется, и для чего
это нужно участники могут не понять.
Руководитель должен подготовить их
небольшим предварительным объяснением
своих действий. Тогда такая правильная
ходьба "от рельефа" быстро станет
для группы нормой поведения.
СТИЛЬ
РУКОВОДСТВА, - авторитарный или
демократический, должен быть различным
в зависимости от конкретной ситуации.
"Удельный вес" авторитарности (когда
руководитель принимает решения за всю
группу только на основе своего личного
мнения) выше в походах и восхождениях
невысокой сложности, при большой
разницы в опыте между участниками и
руководителем. В более сложных походах
удельный вес "демократичности"
становится больше, - в принятии
групповых решений должна участвовать
вся группа. Здесь разница в опыте между
участниками и руководителем уже менее
существенна, и участники могут и должны
в чем-то подправлять действия
руководителя. Однако надо помнить, что
определенные ситуации требуют жестких
авторитарных решений. И "демократический"
и "авторитарный"
стили руководства могут быть эффективны
в одних ситуациях, но совершенно
непригодны в других. Надо умело сочетать
оба стиля.
ОБЩЕНИЕ
С МЕСТНЫМИ ЖИТЕЛЯМИ должно быть
сдержанным, доброжелательным и
уважительным. Уважительность должна
быть не только на словах, но
передаваться и в знании и интересе к
местным обычаям, линии поведения, учет
их в действиях. Например, требуется
определенная строгость в одежде (закрытость),
определенные особенности в пище (мусульмане
не принимают свинины), осторожность и
понятность речевых оборотов, чтобы они
были восприняты правильно, без скрытого
смысла. К определенным "дарам
цивилизации" местные жители могут
быть не приучены и не готовы к их
использованию. Так, лекарства следует
выдавать очень осторожно. Иная женщина
может запихать в рот ребенку целую
пригоршню таблеток, а другая их вообще
никогда не использует. Убедитесь, что
лекарства будут правильно использованы
и предупредите, что в неправильной
дозировке они - яд. В подарок местным
ребятишкам можно захватить небольшие
игрушки, значки - они доставят большую
радость. Взрослых можно отблагодарить
отдельными предметами снаряжения:
карабинами, обрезками веревок. Гитара,
песни - чудесное средство для общения.
Устройте небольшой концерт туристской
песни и вас лучше поймут, появится тепло
взаимопонимания...
Развивайте
в себе психологические качества,
комплекс СПАСАТЕЛЯ! Это поможет вам в
трудной ситуации быстрее "найти себя".
Жизнь не так часто "подбрасывает"
крупные аварии, но мелкие встречаются
чаще и еще чаще - мелкие аварийные
ситуации. Главное - не быть равнодушным и
потому быть деятельным. Кто не проходил
равнодушно мимо льющейся из люка
водопроводной воды, мимо горящей травы,
мимо лежащего человека (может, у него
инфаркт), мимо детей, балующихся на
трамвае или высоко залезающих на
деревья. Отсутствие обывательского
равнодушия, умение видеть и объяснить
опасность, опасное развитие событий,
предотвращать их - важнейшие качества
спасателя. И часто надо сделать совсем
немного: позвонить в аварийную (водоканала,
пожарникам, электрикам), спокойно
объяснить детям возможные последствия
шалостей (например, то, что при падении с
высоты и переломе тазобедреных костей
трое из пяти не выживают даже в
городских условиях, что перелом
позвоночника парализует все, что ниже
перелома). С аварией справиться гораздо
легче путем профилактики, безо всякого
героизма. Самоотверженные, геройские
поступки обычно требуются от одних
людей вследствие глупости,
головотяпства и равнодушия других,
допустивших опасное развитие событий.