Излишний
вес
Излишний
вес, он просто бес…
Чтоб
он исчез, излишний вес!..
(Ю.Визбор)
К
концу похода рюкзаки тощали вместе с их
владельцами. А вот в начале похода они
страдали от пищевого ожирения так, что
их трудно было втиснуть в 30 кг
аэрофлотовского лимита без
дополнительной платы. Оплата эта по
меркам советских инженерных зарплат
была не слишком малой, потому от нее
старались уйти доступными средствами.
-
Коля, шеф велел как-то «облегчить»
рюкзаки и жизнь для регистрации. Чтобы
не потребовали доп. оплаты.
Лицо
Коли Чегнева на несколько мгновений
окаменело, а длинные, тонкие усы
зашевелились, выдавая напряженную
работу мысли, в которую включился весь
коллектив…
-
Весы «Цифирь-Блатные!» С «Цифирями»
разберемся, коли «блат» поимеем…
Первая
коллективная мысль была: перетасовать
груз так, чтобы облегчить наиболее
тяжелые рюкзаки, уравняв вес так, чтобы у
всех было только небольшое превышение, -
на перевес в 2-3 кг обычно внимания не
обращали. Перетасовку сделали, но, - вот
беда, -«легких» рюкзаков было мало, почти
все перетягивали «за 40». Немного легче
были только три женских рюкзака из 12-ти
участников двух фанских походов «пятерок».
«Перетряска» дала мало… У нашей группы
перевес рюкзаков был и из-за того, что
один участник с нами не ехал, а должен
был присоединиться к нам в горах, -
продукты мы везли на всех.
Появилась
мысль присоединиться «на пару» к
пассажирам с «дистрофичными» сумочками.
Таких пассажиров на тот рейс в Душанбе
тоже было немного, и еще меньше желающих
участвовать в сомнительных махинациях с
весом. Одного подходящего интеллигента
Гарик, наш руководитель, нашел. При
регистрации Гарик к небольшой сумочке
этого товарища поставил в виде «довеска»
свой рюкзак объемом без малого литров
полтораста и весом примерно в
полцентнера. Рюкзак был таким, что когда
Гарик шел под ним, сзади были видны
только его ноги ниже колен, - все
остальное, включая голову,
рюкзак заслонял с огромным запасом.
«Мы летим вместе», - кратко сказал он
мрачноватым тоном, не терпящим
возражений, и уперся в контролершу
взглядом кристально честного человека.
Против таких «аргументов» возражать
было трудно, - номер «прошел», а рюкзак
прошел на погрузку.
Еще
частично удалось разгрузить рюкзаки за
счет «ручной клади». Вообще эту ручную
кладь весом до 5 кг следовало класть на
весы вместе с основным грузом, - тогда ее
вес учитывался, на нее вешали
дополнительную бирку, с которой законно
проносили в самолет. Суть простейшей
махинации состояла в том, чтобы в ручную
кладь с биркой после регистрации
добавить дополнительный вес. Еще хитрее
можно было объединить две клади в одну, а
освободившуюся бирку подвесить на
третью. Вот так мы снабдили «законной»
биркой увесистый баульчик весом
килограммов пятнадцать. Для конспирации
мы назвали его «Вася». «Васю» тихо
пронесли в самолет, при входе показав
бирку стюардессе. Внимание молодых
стюардесс от «ручной
клади» (явно превышавшей лимит 5 кг)
старались отвлекать «актуальными
вопросами о полете, самолетах, кормежке
в пути, об аварийности в гражданской
авиации, вызывающе-нагловатыми
ухаживаниями, комплиментами, просьбами
назвать имя и «дать телефончик»…
-
Девушка, девушка, объясните,
пожалуйста, что нам делать, если самолет
вдруг упадет в воду?..
-
Девушка, девушка, а вы знаете, что
делать, если самолет упадет в горах на
ледник. Могу объяснить. Я Вас устрою в
своей палатке…
С
более старшими по возрасту женщинами
так «финтить» было сложно, - они сразу
напрягались, настораживались… Но и у
них проявления «назойливости» вызывали
нужную реакцию, желание «отвязаться» от
клиента, не «связываться» с ним по-крупному…
Сущим
«кладом» тогда, в июле 1978, явились
неисправные весы. Эти весы у временно
неработающей стойки мы использовали для
предварительного взвешивания груза и
заметили, что до веса в 27 кг они давали
правильные показания. А вот после 27 кг
они начинали врать, показывая все время
те же 27 кг. Видимо, у них попало что-то
под платформу, и они «садились на упор».
Для предварительного взвешивания мы
стали использовать другие весы. И вдруг
увидели, что регистрация на наш рейс
началась и у стойки с неисправными
весами. Сейчас же встали к ней в очередь,
чтобы «поиметь» при регистрации рюкзаки
весом 27 кг. Номер «прошел» вместе с
большей частью наших рюкзаков. Не прошли
только два последние, не самые тяжелые.
Контролер заметила, что весы показывают
один и тот же вес, и распорядилась
оставшимся пассажирам пройти
регистрацию у другой стойки.
Но
опыт с неисправными весами пригодился.
Позже научились класть рюкзаки на весы
небрежно, - так, чтобы край торчал наружу.
В этот край аккуратно «сабо-монтажники»
упирались носком ботинка, приподнимая
рюкзак вверх, так уменьшая показания
весов (за неимением деревянного ботинка
«сабо», запускаемого «саботажниками» в
станок для его поломки, мы использовали
обычный ботинок). Вместо ботинка в
качестве рычага можно было использовать
ледоруб или какой-то иной предмет-подпорку,
на который ложилась часть веса… «Чистота»
приема зависела от незаметности
исполнения и от того, насколько быстро
удавалось успокоить стрелку весов:
колебания стрелки говорили о том, что «что-то
не так». При этом желательно было
отвлечь внимание контролеров
разговорами и «общим базаром» всей
группы у стойки.
«Большой
базар» у стойки с «качанием прав» и
технические диверсии с прокладками под
платформу весов были небезопасны,
несмотря на то, что у нас
и «по базару», и по технике саботажа
имелись крупные специалисты. Не «любители»
базара, а его профессионалы. За «большой
базар» или техническое жульничество
могли не пустить в самолет и привлечь за
мелкое хулиганство. А вот «малый базар»
с мягким упором на человеческие чувства,
с байками об опасностях гор и походов, со
скрытыми рыданиями о нищенской зарплате,
голодных детях и «последней рубашке»,
которую отдал за билет, - такой базар был
допустим, и являлся особым видом
искусства…
Еще
один простой прием уменьшения веса
состоял в том, чтобы напялить на себя
побольше тяжелых вещей: надевали в
самолет ботинки, пуховки, свитера, каски,
вешали через плечо основные веревки.
Запомнилось, как изрядно располневший
Дрюня на контроле перед «отстойником-накопителем»
брякнул на стол ледоруб и с хрустом
расстегнул пуховку. Под пуховкой на
обвязке блестел целый арсенал крючьев,
веревок и карабинов, как будто он
собрался лезть не в самолет, а по меньшей
мере на Безенгийскую стену. От таких «толчков»
обалдевшие контролеры сразу начинали
догадываться: да, конечно, компания «самоубивцев»,
но делать «ето» будут «не на яроплане», а
«в походном плане»…
Перевес
двух рюкзаков килограммов на шесть
пришлось, что делать, оплатить. Зато
совесть у нас после этой операции была
кристально чиста. За сколько тогда
недоплатили, - за 150 или 200 кг, - так для нас
и осталось загадкой.
Возникли
сомнения, что наш ИЛ-18 сумеет взлететь с
таким перевесом груза. Гарик решительно
их пресек.
Полетели!
Родной город провожал нас мириадами
ночных огней, - эта картина навсегда ярко
врезалась в память.
Но
взяли с собой еще не весь походный вес.
Бензин, сухофрукты, сахар и еще кое-что
докупили в Душанбе (Бишкеке). Как мы
таскали такие веса по горам, -
непосвященным было неведомо, они не
знали «секретов» подъездов и забросок.
Тем более, непосвященным было неведомо,
зачем мы все это делаем…
Сбор-83
-
Я
сердце оставил в Фанских горах,
-
И
пищу в них съел, что была в рюкзаках!..
В
конце похода отощавшие рюкзаки набивали
дынями до предельного веса. Химичить же
с весом в состоянии усталости было
просто лень…
Самый
большой «перевес» я наблюдал позже, в 1988,
на ТУ-154. После спас работ в Ленинакане в
него напихали столько гору
спасательного инструмента, включая
сварочное оборудование!.. Груз никто не
взвешивал. Долетели нормально. Крепкие у
нас самолеты…
Позже
аэрофлотовский лимит уменьшили до 25,
потом до 20 кг. Но мы уже умели пробивать
эти барьеры. Народ ушлый, - инженеры! – С
весами и
билетной бюрократией управиться – пара
«пустых»!..
-
Излишний
вес, - вот интерес:
-
Чтоб
он пролез, - излишний вес…