|
знакомства встречи для итима в москве. |
1980. Эверест. Первое прохождение Северной стены Райнхольд Месснер в книге «Хрустальный горизонт». Под редакцией Андреева Г.Г. и Ицковича Ю.С.
Экспедиция состоялась 1980 г. и состояла из трех групп: группа СВ гребня (12 человек), группа северного склона (12 человек) и группа репортеров. Руководителем был Хиорики Ватанабе. Для обслуживания мероприятия наняли 56 китайцев: 2 офицера связи, 3 переводчика, 2 менеджера, 22 высотных носильщика, 4 радиста, 6 поваров, 3 шофера1/, 1 бухгалтера и 13 погонщиков яков. Высотные носильщики должны были доставить грузы на высоту 7.500 метров. Эта сотня людей в начале марта 1980 года достигла базового лагеря у языка Ронгбукского ледника на высоте 5.150 м. Было установлено два передовых лагеря – один на высоте 6.500 м на леднике Главный Ронгбук, а второй на высоте 6.200 м на леднике Восточный Ронгбук под Северной стеной. …Японцы достигли вершины Эвереста по двум маршрутам. Как и для меня, для Японского альпинистского клуба восхождение на Эверест со стороны Китая было давней целью. В феврале 1979 года японцы подали заявку на проведение большой Эверестский экспедиции. В июне пришло официальное разрешение от Китайского союза альпинистов. Со времени образования Китайской Народной Республики это была первая иностранная группа, которая должна была предпринять экспедицию в Тибет. Было запланировано штурмовать Эверест одновременно по СВ гребню – по классике – китайскому маршруту 1960 года (читайте в этой книге статью «Впервые на Эверест – с севера!») и по Северной стене… Группа разведки в сентябре-октябре 1979 г. исследовала возможность восхождения по двум маршрутам. При этом под Северным седлом в лавине погибли три китайца, один японец получил травму.
Первая группа. В середине марта группа СВ гребня начала подъем. К 25 марта она достигла Северного седла, где был установлен «лагерь 4», а затем «лагерь 5». На высоте 7.600 м 6 апреля установили «лагерь 6». А «лагерь 7» на высоте 8.000 м был установлен 23 апреля. Основную работу на этом этапе выполняли носильщики, они доставляли наверх снаряжение и продукты. 29 апреля четыре члена экспедиции с шестью помощниками покинули передовой лагерь для решительного броска. 2 мая они установили «лагерь 8» на высоте 8.200 метров. 3 мая четыре японских альпиниста вышли на штурм вершины. К 19 часам двое из них – Като и оператор Накамура – были уже на снежном гребне, ведущем к высшей точке. Так как Накамуре стало плохо, Ясуо Като последние 200 м поднимался один. Он достиг вершины в 20.55. Ночь они провели на высоте 8.750 м без кислородных аппаратов. Большой успех, конечно, но одиночным восхождением это не было. Зато Като стал первым альпинистом, покорившим Эверест, как с непальской – южной стороны, так и с китайской – северной… Вторая японская группа шла по Северной стене. Стена Эвереста протяженностью 3.000 метров. 60-градусный склон был покрыт гладким льдом. 20 апреля группа достигли кулуара Хорнбайна . Кулуар назван в честь Тома Хорнбайна – участника американской экспедиции 1963 года (Читайте в этой книге статью «1963. Эверест США»). Идти на вершину должны были от «лагеря 5» (8.350 м). Первый штурм не удался из-за глубокого снега. Вторая группа, которая поднималась к «лагерю 5», сорвала снежную доску. Веревка Акиры Уга была перебита, он сорвался и исчез навсегда. После этого все члены группы спустились в предыдущий лагерь. Третья группа начала подъем 10 мая – Такаши Озаки и Цунео Шигехиро – вышла из «лагеря 5», достигли снежного поля в верхней части кулуара Хорнбайна, прошли траверсом к Западному гребню и вышли на вершину, несмотря на то, что у них кончился запас кислорода. И практически сразу начали спуск по пути подъема. На высоте 8.700 м они вынуждены были остановиться на ночевку. Такаши и Цунео прошли стену и открыли новый, а главное – первый маршрут по Северной стене и единственный по диретиссиме на вершину, который позже был назван «Японский кулуар». Пояснение: Японский кулуар – это тонкая белая линия, впадающая в снежное поле в средней части фотографии. Выше этого поля различим кулуар «Хорнбайна», выходящий на скалы Западного гребня в непосредственной близости от вершины.
Этот маршрут является истиной и единственной диретиссимой на Эвересте. А смелость и дерзость вызывает восхищение. 1/ В 1974 году китайцы построили автодорогу к Эвересту. На фото представлена современное состояние дороги. Прим. ред. | |||
|