|
Эверест 1950. В борьбу вступают США. Впервые с юга. Тильман Билл и Хьюстон ЧарльзПодходы к Эвересту (Джомолунгме) с юга до 1949 г. были невозможны: власти Непала, небольшого королевства на склонах Гималаев, не допускали иностранцев на свою землю. Первая разведка на Эверест с юга, со стороны Непала, была предпринята в 1950 году. Чарльз Снид Хьюстон/Charles Snead Houston/ (1913-2009) – американский врач, доктор наук, альпинист, основатель современной высотной медицины. В 1949 году, он первым из западных людей, получил разрешение на проведение экспедиции к южным склонам Эвереста. Хаустон – руководитель небольшой группы США.Осенью 1950 году по прибытию в Катманду Хьюстон неожиданно встретил Тильмана Билла (Tilman Harold William "Bill"), который возвращался из французской экспедиции на Аннапурну и с радостью присоединился к американцам. Экспедиция совершает рекогносцировочное восхождение на склон соседа Эвереста – пика Пумори (до высоты всего 5.800 м) делают вывод о невозможности восхождений на Эверест с юга. Один из доводов – гигантский ледопад в верховьях ледника Кхумбу, рождающегося под юго-западной стеной Эвереста и пятнадцатикилометровой лентой спускающегося до высоты 4.650 метров, давая начало одной из крупных рек Непала – Дудх-Коси. Южный путь на Эверест в то время считался очень трудным и опасным на основании наблюдений экспедиций 1921 и 1935 гг., участники которых могли видеть отдельные отрезки этого пути при подъеме на вершину Эвереста. Меллори писал в своем дневнике об отроге ледника Кхумбу, что это наиболее ужасное зрелище из всех, когда-либо представлявшихся человеческому взору. Тильман и Хьюстон первыми рассказали альпинистскому миру о том, как выглядит высочайшая вершина мира с южной стороны, первыми, кто «попробовал на зуб» ледопад Кхумбу и нанесли маршрут, который в, конечном итоге, был принят в 1953 году Эдмундом Хиллари (Edmund Hillary) и Тенцингом Норгем… Позже изучение аэрофотоснимков и фотографий показывало, что верхняя часть пути по пирамиде вершины Эвереста легче, чем на северном ее склоне. Поэтому имело смысл преодолеть трудности пути внизу, чтобы обеспечить более легкий подъем на самом изнурительном участке выше 7.000 м. | |||
|