|
1947. Второй безумный на Эвересте По книге Эрла Денмана «В одиночку на Эверест». Эрл Денман (Earl Denman) – граф, фанатик, но не безумец. У него было мало опыта и денег. Тренировался в Восточной Африке. Его сопровождали два шерпа (в т.ч. Тенцинг Норгей). Кроме того, он вошел в Тибет без разрешения и даже не достиг Северного седла. Денман родился в Канаде, детство провел в Англии, а затем жил в Африке. У него было множество честолюбивых желаний. Одно из них – Африка. Когда он, в конце концов, попал туда, то без снаряжения и босиком взобрался на все 8 вулканов Вирунга (Уганда), высотой до 3.462 м... Гордость вскоре взыграла – новое желание родило – Эверест покорить…! Но как это сделать? Денег-то не было. Прежде всего, он отказался от кислородного аппарата, так как верил, что человек может привыкнуть к высоте. Денман читал литературу об Эвересте. Он знал об исчезновении Мэллори и Ирвина и был убежден в том, что они погибли из-за того, что на высоте отказали кислородные аппараты. Без кислорода они не смогли пройти, так как недостаточно акклиматизировались. Об Уилсоне он ничего не знал. Он услышал о нем впервые, должно быть, только в Дарджилинге. Имея при себе лишь спальный мешок на гусином пуху, две палатки военного времени, одну веревку, самодельные кошки, рукавицы, снегозащитные очки, сухое мясо и 250 фунтов наличными, Денман 7 февраля 1947 года отплыл на пароходе из Мозамбика. Он прибыл в Бомбей и направился далее в Калькутту. Так он познакомился с Индией и отправился дальше. В середине марта в Дарджилинге он познакомился с 32-летним Тенцингом Норгеем и Анг Дава, которые знали, что Денман не имел ни разрешения на поездку в Тибет, ни денег, чтобы им заплатить, но они не смогли отказаться – столь велика была притягательная сила Эвереста. 22 марта 1947 года они двинулись в путь. Сначала на автобусе, потом на лошадях, мулах, далее пешком. Денман шел босиком, как в Уганде. За перевалом Конгра Ла начинался Тибет – пустынное, продуваемое всеми ветрами, безжизненное пространство. Питаясь чем попало, терпя лишения они, наконец, достигли Ронгбука. Эверест, который возвышался над монастырем, ошеломил Денмана, как и всех его предшественников. Он понял, почему монахи избрали именно этот скудный клочок земли для своего уединения. Старый верховный лама, говоривший по-английски, умер, вместо него на богато украшенном троне, скрестив ноги, сидел маленький мальчик – новый настоятель монастыря. По ламаистскому вероучению он был воплощением предыдущего верховного ламы, который благословлял экспедиции на восхождение. Денман использовал монастырь в качестве базового лагеря. Сестра Тенцинга помогла в устройстве. Денман наблюдал за паломниками в монастыре. В отношении религии Денман был далеко не Морис Уилсон. Он не рассчитывал только на помощь бога. 10 апреля все трое двинулись в путь. Они пошли традиционным путем по восточной ветви Ронгбукского ледника в направлении Северного седла. Денман до того страдал от холода, что после первой же ночи залез в палатку к шерпам, а потом и в мешок к Тенцингу. Он страдал также от недостатка кислорода. Тем не менее, они дошли до «лагеря 3», и шерпы уверенно повели его к стене Чанг Ла. На Северном седле сильный шторм лишил их всякой надежды. Измотанный Денман понял, насколько плохо снаряжены они для штурма вершины. Шторм не давал ему заснуть ночью, проглотить пищу стало мучением, жажда превратилась в постоянный кошмар. Денман признал себя побежденным. Однако через год, движимый честолюбием, он снова появился в Дарджилинге, лучше подготовленный, с хорошим снаряжением, полный новых сил. Но на этот раз никто не пожелал сопровождать его в Тибет. Он уехал назад в Родезию, написал книгу и навсегда оставил горы. | |||
|