Альпинисты Северной Столицы




Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

 

 Энциклопедия альпиниста 

Архив рассылок сайта Альпинисты Северной столицы
 Выпуск 173. 11 февраля 2005 года

Авторский раздел Германа Андреева
Альпинисты Северной столицы
Альпиниада-300
Служба спасения
911
Форум
Персоналии
Познай себя
Горный туризм
Новые книги
Вернисаж
Экспедиции
Наша команда
 Альпинисты Северной столицы. Выпуск  173.
 
Новые публикации
(по состоянию на  11.02.2006г.)
 
Слезин Юрий Борисович (30.12.1933) - Родился и жил в Ленинграде до 1966 года. Закончил физико-механический факультет ЛПИ в 1957... Подробнее>>>
 
ГОРЫ В МОЕЙ ЖИЗНИ (1960). Безенгийские сборы (продолжение). Слезин Юрий - вулканолог, доктор наук, МС СССР...  Подробнее>>>
 
Некрасов Валентин Анатольевич (1946) - инженер-механик (выпускник ленинградского Механического институтау - 1978...  Подробнее>>> Читайте Тайна гибели группы Дятлова
 
Буянов Евгений Вадимович (1950) - инженер-физик, выпускник Ленинградского Политехнического института (ЛПИ)... Подробнее>>> Читайте Тайна гибели группы Дятлова
 
 
 
Дорогие друзья - альпинисты и горные туристы:!
Редакции АСС - 'Альпинисты Северной столицы' - 6 лет:!
Мы единственное альпинистское издательство в России! Начинается подготовка к изданию ШЕСТОЙ книги из серии Антология альпинизма в России и за рубежом
Предлагаем Вам представить свои статьи, Персоналии и фото для нового сборника. Срок представления - до 1 июня 2006.
Подробности на нашем сайте  и в нашей рассылке 
'Ведь это наши Горы:'
Русское Географическое Общество
20 февраля 2006 г. в 18 часов в Большом актовом зале вечер-встреча АЛЬПИНИСТОВ и ГОРНЫХ ТУРИСТОВ Санкт-Петербурга
Повестка дня:

1. Проблемы и задачи на новом этапе.
2. Отчеты, слайды, фильмы, песни бардов - Б. Полоскин и др.
3. Прием в члены Географического общества (в Высокогорную комиссию).
4. Продажа книг.

пер. Гривцова 10, ст. метро 'Садовая', 'Сенная'. Сбор в 17:30.
 
Тайна гибели группы Дятлова.
Длинная версия из Петербурга

 Светлой памяти наших коллег,
уральских туристов-политехников
посвящаем
К 47-летию трагедии.

 47 лет прошло с момента этой аварии 1-2 февраля 1959 года, но до сих пор не сложилось окончательное мнение о причинах катастрофы. История трагичная, леденящая души. Группу из девяти молодых, сильных людей эта авария буквально 'разнесла в куски'. Шестеро замерзли, - погибли от переохлаждения. Трое других погибли от тяжелых травм, - у Людмилы Дубининой двусторонний перелом ребер, у Александра Золотарева - односторонний перелом, у Николая Тибо-Бриньоля тяжелая черепная травма: Закрытая травма головы (трещина черепа, обнаруженная паталогоанатомом только при вскрытии) еще у Рустема Слободина, погибшего от холода. В свое время история эта потрясла весь Свердловск и, тем более, Уральский политехнический институт, в котором учились погибшие ребята, - выпускники и студенты старших курсов, достаточно опытные туристы-лыжники.

Спасатели нашли их палатку, - палатка с продуктами и снаряжением была покинута и сильно заметена снегом. Она стояла на склоне горы Халат-Сяхыл (1079)- 'Горы Мертвецов' в переводе с мансийского, на крутизне около 18-20 градусов. Туристы хотели утром взойти на вершину Отортен (1182, по новым картам: 1234), но какая-то роковая сила заставила их бросить свой бивак, спуститься в лес, на расстояние чуть более километра. При этом от палатки вниз вела цепочка следов, - они шли без обуви. И там, в лесу погибли:

Примечание. В статье И.Попова [5] 'Это была лавина' уточняется, что крутизна склона в месте установки палатки: вниз: 15°, вверх: ( 22-23 )°, в ( 50-100 ) м выше палатки: ( 25-30 )°. Место установки находилось в неярко выраженной ложбине склона. В зависимости от состояния снега и возможности схода лавин такой склон может считаться и 'крутым', и 'некрутым', пологим.

Первую группу из пятерых участников, включая и руководителя группы, спасатели нашли в начале поисков, в конце февраля. Эта группа была несколько разбросана, - двое (Георгий Кривонищенко и Юрий Дорошенко) находились у остатков костровища, а руководитель (Игорь Дятлов), Зина Колмогорова и Рустем Слободин - несколько в отдалении и от костра и друг от друга. Предположительно на обратном пути к палатке. Все пятеро погибли от замерзания.

Четверо других (Люся Дубинина, Александр Золотарев, Коля Тибо-Бриньоль и Саша Колеватов) лежали отдельно, в ложе ручья под толстым, 4-метровым слоем снега. Их нашли позже, в середине мая. Здесь трое погибли от тяжелых травм, а Колеватов - от замерзания (по результатам экспертизы).

История породила много предположений, домыслов, загадок. Непонятно, почему у тела Люды Дубининой, извлеченного из ручья, отсутствовал язык?!. Почему на отдельных фрагментах одежды Дубининой и Золотарева были обнаружены следы радиоактивности. Оставшийся в живых участник группы (сошедший с маршрута до аварии), Юрий Юдин опознал принадлежность многих найденных предметов. Принадлежность части предметов не была установлена: вещи перемешались. Два предмета Юдин не признал в качестве вещей, которые он видел у погибших, но которые были найдены рядом с ними: ножны из эбонита (для ножа, - найдены у палатки) и небольшой кусок шинельного сукна (найден на укладке из стволов деревьев в ложбине ручья, рядом с телами четырех погибших):

По этой истории были написаны книги. Участник поисков, журналист Юрий Яровой выпустил в 1966 году художественную повесть [1] 'Высшей категории трудности', все строчки которой буквально 'прошиты' аналогиями с данной аварией (она явилась документальной основой этой повести). Но жаль, Ярового уже нет, - он погиб в 1980-м в автокатастрофе вместе с женой. Добрая ему память! Краткое содержание его повести дается ниже (а полное будет приведено на, указанном в библиографии сайте).

А совсем недавно вышла книга [2] Анны Матвеевой 'Перевал Дятлова' (издательство АСН, 2004г.). Книга художественная, но в этой книге изложено основное содержание документальных материалов по данному делу, - множество фактов и версий случившейся аварии. Анна не является опытной туристкой, - из-за этого у нас с ней наблюдается очень заметное 'смещение оценок' событий с оценками, данными в ее книге. Мы придаем существенное значение совсем не тем фактам, на которые делает акцент Анна Матвеева. Тем не менее, ценность ее книги это не уменьшает, по крайней мере, в документальной части.

Мы в разное время, по-разному начали воспринимать информацию об этой аварии, и внутренне были к ней подготовлены опытом многолетним горных и лыжных походов, опытом общественной работы в Клубе туристов Санкт-Петербурга (Ленинграда), опытом спасательных работ и разбора других аварий с туристскими группами.

Вся история 'дошла до сердца'. Нам чем-то очень близки эти ребята-туристы. Мы тоже политехники, правда, не 'уральские', а 'ленинградские'. Буянов кончал ЛПИ, как, кстати, и Юрий Яровой, и Крупенчук - по 'второй' специальности, а Некрасов выпускник ЛМИ. Мы, как эти ребята, начинали походы со свитером и х/б штормовкой:

Книга Матвеевой была воспринята, как вызов: 'Вот вам факты! А сможете дать ответ, что произошло?.. С высоты своего более чем 30-летнего опыта походов, спустя 47 лет, - с высоты этих лет':

И нам показалось, что после прочтения и осмысления книги Анны Матвеевой картина трагедии постепенно встала у нас перед глазами. Несостоятельные предположения обрушились (не без суровой борьбы между нами!), события последовательно легли на временную ось.

Мы посчитали соображения по 'методологию' расследования все же изложить в отдельной статье (она дана ниже), чтобы не перегружать изложение и не отвлекаться. Опровержение большей части 'версий' аварии, изложенных в книге А.Матвеевой мы даем также в отдельной статье, изложенной ниже, - большинство этих 'версий' нельзя даже назвать 'достоверными предположениями'. Но есть и достоверные 'версии'.  Краткое содержание повести Ю.Ярового 'Высшей категории трудности' также дано в дополнительной заметке (желающие могут ее прочесть), а полное ее содержание готовится нами к изданию на сайте клуба альпинистов Санкт-Петербурга (см. библиографию).

По ходу изложения мы поясняем содержание некоторых терминов, - то, что мы в эти термины реально вкладываем по смыслу. Это необходимо для правильности понимания.

Итак! Критическая ситуация (или КС) с группой Дятлова возникла после того, как группа соорудила лабаз, поднялась по склону в сторону вершины Халат-Сяхыл (1079, 'Вершины Мертвецов, - зловещее название)  и поставила палатку на скате горы, на склоне крутизной 15-20 градусов. Движение производилось в сторону горы Отортен (1182, по новым картам: 1234), - не исключено, что Дятлов имел проблемы с ориентированием на подходах, и маршрут был выбран не совсем удачно.

Лабаз - определенная конструкция закладки части продуктов и запасного снаряжения с целью уменьшения переносимого веса, - выполняется так, чтобы предотвратить порчу продуктов и разорение закладки зверями и птицами.

По разным источникам туристской литературы склон крутизной свыше 15° является лавиноопасным (авторы указывают на то, что падение лавин наблюдалось на таких склонах при определенном состоянии снега, - см., например, [3], с. 113). Мы применили термин 'критическая ситуация' (или кратко КС). Что это такое? Это опасная ситуация с непредсказуемыми последствиями. Обычный процесс развития аварии следующий: возникновение критической ситуации и развитие ее до аварийной ситуации, характеризуемой наличием травм у людей и/или тяжелыми материальными потерями группы: потерями снаряжения, продуктов, топлива. Аварийная ситуация также характеризуется возникновением ряда факторов (природных, материальных, психологических), которые снижают способность людей и самой организованной группы к сопротивлению стихии (природной, человеческой, технической). Под 'стихией' понимаются неуправляемые человеком, опасные процессы среды (как природной, так и человеческой, включая техническую среду). В случае, когда развитие аварийной ситуации не удается остановить, она качественно перерастает в катастрофу (или трагедию), - аварию с гибелью людей, с необратимыми последствиями. Качественный переход к катастрофе происходит в момент гибели первого человека.

Подробнее>>>
 
ГОРЫ В МОЕЙ ЖИЗНИ (1960)
Безенгийские сборы

Слезин Юрий
вулканолог, доктор наук,
 МС СССР

 

В 1960 г. в 'Труде' задумали провести большой сбор старших разрядников (от 2-го разряда и выше) в районе Безенги. Район Безенги - это самый высокий и суровый район Кавказа. Здесь находятся пять из семи (или 6 из 8-и, если добавить пик Пушкина, который лишь сравнительно недавно официально стали считать самостоятельной вершиной, а не крупным жандармом в гребне Дых-Тау) его 'пятитысячников' - все кроме Эльбруса и Казбека. Они, хотя и уступают Эльбрусу по высоте, но неизмеримо сложнее его. Категория сложности Восточной вершины Эльбруса - 2А, Западной - 2Б, а простейшие маршруты на пятитысячники Безенги сейчас не ниже 4б. Кстати, тогда в 1960-м эти простейшие маршруты имели категории 4а, но вскоре все они были подняты до 4б.

Вообще почти все маршруты на безенгийские пятитысячники сложнее, чем маршруты той же категории на вершины других районов Кавказа. Классический пример - Восточная Дых-Тау по южному контрфорсу 5А к. сл. Когда у нас гостили знаменитые британские альпинисты - первовосходители на Эверест и на Канченджангу, - двое из них захотели пройти этот маршрут. Исходя из своего альпийского опыта, они положили на прохождение контрфорса один день. В итоге у них ушло на это четыре дня, и они спустились до предела изможденные и помороженные. После этого они заявили, что Безенгийские вершины ближе к Гималайским, чем к Альпийским. Несколькими годами позже в Безенги приехал с Западного Кавказа Юрий Черносливин с командой сильных молодых альпинистов, которым до нормы Мастера Спорта не хватало пятерки - пятитысячника. Выбрали Дых-Тау Восточную, причем, чтобы иметь не 5А, а 5Б решили пройти потом траверсом до Мижирги. Поднявшись на Дых-Тау за те же 4 или даже 5 дней, что и англичане, черносливинцы не пошли на траверс, спустились по кулуару, и их капитан заявил: 'Какая это, к черту, 5А. Если это 5А, то траверс Ушбы надо сделать тройкой - А'. Но южный контрфорс Восточной Дых-Тау по-прежнему 5А, а вот знаменитое Северное ребро Шхары после сезона 60-го года, когда его прошли две группы нашего сбора, переквалифицировали в 5Б, которая и сейчас считается классической.

Все пятитысячники стоят компактно в компании вершин, лишь чуть-чуть не дотягивающих до пяти тысяч метров. Они образуют как бы две шеренги: участок Главного Кавказского Хребта прославленная Безенгийская Стена длиной около 18 км от Шхары до Ляльвера и параллельный ей Северный Массив - от Коштан-тау до Дых-Тау, точнее даже до Миссес-тау. Северный Массив несколько короче Безенгийской Стены, но по средней высоте даже немного превосходит ее, В него входят три или даже четыре пятитысячника, в то время как в Безенгийскую Стену - только два. Гребень Безенгийской Стены на всем протяжении лежит выше 4500 метров над уровнем моря. Это действительно стена, вся покрытая льдом. Северный Массив несколько более изрезан, но и в нем лишь в одном месте гребень понижается до 4250 метров (Крумкольский провал), а в остальном также выше 4500 м.

Между Безенгийской стеной и Северным массивом лежит область питания крупнейшего ледника Кавказа - Безенгийского - длиной 17 километров. На старых картах его длина 18,6 км. За несколько последних десятилетий его язык отступил на добрых полтора километра и очень сильно утоньшился. Этот процесс я наблюдал непосредственно. В первый раз я побывал в Безенги в 1960 году, в последний - в 1981-м. Оценить насколько укоротился язык в метрах на глаз было трудно, но насколько он просел - это мы чувствовали своими ногами. Если в шестидесятые годы мы поднимались до поляны Миссес-Коша по боковой морене и только здесь спускались на ледник и, соответственно, на обратном пути поднимались на морену, в начале семидесятых на обратном пути уже почти никто не лез на высоченный крутой склон морены - шли донизу по леднику. В конце же семидесятых в обе стороны стало гораздо выгоднее ходить только по леднику. Так действует глобальное потепление. Безенгийский ледник оказался особо чувствительным к этому явлению. Жаль его, но на окружающих его грандиозных стенах льда должно хватить еще не на одно поколение альпинистов.

 Подробнее>>>

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru. При перепечатке ссылка обязательна.