|
Энциклопедия альпиниста
Альпинисты
Северной столицы
Альпиниада-300
Служба спасения
911
Они в памяти нашей остались на век
Форум
Персоналии
Горный туризм
Новые книги
Вернисаж
Экспедиции
Альпинистский юмор и фольклор
Для спонсоров и рекламодателей
Наша команда
Альпинисты Северной столицы. Выпуск
92.
Посетите наш Форум для альпинистов всех
времен и народов
Новые публикации
(по состоянию на 02.10.2004г.)
ГОРА И ХУДОЖНИК. Юрий Устинов - физик,
доктор наук, проф., МС СССР по
альпинизму...
Подробнее>>>
ГОРЫ И ПЕСНЯ. Юрий Андреев - доктор
филологических наук, 1 разряд по
альпинизму...
Подробнее>>>
Устинов Юрий Константинович (1936) -
физик, доктор наук, профессор. Окончил
Ленинградский политехнический институт,
работал в ФТИ.
Подробнее>>>
В декабре 2004 г. будут изданы ещё 2 книги: 4-тый
том (ежегодника) 'Альпинисты Северной
столицы' и книга - 'Ленинградцы - Призеры
СССР по альпинизму'. Подробнее>>> см. в
разделе 'Новые книги'.
Новые темы в Форуме
ГОРА И ХУДОЖНИК
Юрий Устинов - физик,
доктор наук, проф.,
МС СССР по альпинизму
Тема проблемная, т.к. требует уточнения, -
что за Гора и что за Художник, в чем
притяжение между ними, почему за тему
взялся ты? Более того, тема философская, т.к.
требует ответа на ряд вопросов. Почему
именно эта Гора именно так изображена?
Каков процесс? Как и почему так относятся
к изображению зрители? Кто они? Кто ты -
художник, альпинист? Но главное, конечно, -
какова мотивация действий художника? То
есть, Почему и Зачем?: Как объяснить свое
личное участие и интерес в этом Деле?
Художник-профессионал (ленинградцы
Владимир Шистко, Виталий Тюленев) сам
выбирает Гору и делает свое Дело
одинаково хорошо и по обязанности и по
велению сердца. А любителя 'заставляет'
рисовать (писать) Гора и заставляет по-особому,
если он альпинист (ленинградцы - Феликс
Яковлев, Альберт Гутман, Зоя Попова).
Причем хороший результат получается,
только если работа по сердцу. А за тему я,
лично, взялся потому, что я - тот художник -
любитель и альпинист и сам хочу
разобраться, почему и зачем?
Начиналось все с вопроса: 'Что ты такое,
Гора? Кто ты?' - когда я второкурсником-студентом
приехал в альплагерь 'Алибек'. Помню, как
поразили меня изменения очертаний и
всего вида Горы при обходе её -
фантастические метаморфозы! И вслед за
тем - жгучее любопытство, желание увидеть
другие, каждый раз новые горы на Кавказе,
Памире, Тянь-Шане, Алтае, где только
возможно. И часто география и этнография
района запоминались сильнее, больше и
ярче, чем сам альпинистский маршрут.
Но на спортивном этапе своей
альпинистской биографии1/ художественные
впечатления подавлялись прагматическими,
техническими и психологическими
проблемами восхождений: action without reaction -
слоган индустриальной эпохи.
Постепенно эстетика моего альпинизма
фокусировалась на высокогорной без
растительности зоне, где царствуют скалы,
лед, снег и небо. Формировались новые
лаконичные эталоны красоты: Гора издали и
вблизи, взгляды снизу, сверху и сбоку,
головокружительная сложность маршрута.
Особенно завораживал крутой лед с каким-то
фантастическим перемещением по нему
альпинистов - спортсменов. Наверное,
отсюда моё тяготение к рисунку, графике:
минимум изобразительных средств (перо и
бумага) соответствовал суровым
лаконичным пейзажам невальной зоны (лед и
снег).
Горы непрерывно воспитывали нас и наш
художественный вкус. Разве можно забыть
бескрайнюю звездную морозную ночь на
Памирском Фирновом плато (6200 м), которая
охватывала тебя, заставляя почувствовать
бесконечное одиночество этих безлюдных
пространств, едва только ты вылезал из
теплой палатки, одиноко и трогательно
светившейся среди бесконечных льдов.
А холодная ночевка высоко на скальном
маршруте, когда в непроницаемом тумане
облаков вдруг открывалось 'окно' и ты,
внезапно теряя ориентацию, видел над
головой, где должно было быть небо, кусок
скально-ледовой стены, - Мижирги!
Или, отсидев ночь, греясь примусом, на
ледовом гребне пика Куйбышева (6500 м), ты
видел далеко внизу такую разную борьбу
ночи и света в бескрайних ущельях - Н.
Рерих! Да, это он дал нам эталоны
восприятия загадочного и пустынного
высокогорья, учил говорить о красоте гор,
дал нам образный язык.
Такие впечатления, накапливаясь годами,
формировали мою альпинистскую эстетику,
которая смогла как-то выразиться, когда я
оставил спортивный альпинизм. Теперь
прагматика восхождений не давила на меня
и эта свобода как будто дала новое зрение,
графическое и структурное (а по природе -
альпинистское). Главным стимулом поездок
в горы стало теперь желание увезти с
собой в город восхищение Горой вместе с
воспоминаниями о восхождениях - в виде
рисунков.
Я понял, как много остается с тобой при
рисовании (несравнимо с фотографией,
сделанной тобой же). И как по-новому
начинает жить Гора на белом листе бумаги,
каждый раз заставляя тебя вновь
переживать прошлое, мгновенно перенеся
тебя в те далекие времена и ощущения.
Натурально, как возвращение прошедшего
утраченного Времени у М. Пруста.
Важным для меня оказалось еще одно: я стал
больше понимать себя. И это понятно,
вопрос 'Кто же я?' при творческой работе
неприменен - ведь трудится Душа и Сердце.
Кстати, Гора - символ Духа в русской
иконографии. Я понял, Рерих - прекрасен, но
это не скромное Моё: краски, обобщенность,
мистика и профессионализм Рериха
позволяли ему ставить и решать
грандиозные задачи (но не мои). И как по-разному
видят одно и то же люди: В. Тюленев, В.
Шистко, А. Гутман, Ф. Яковлев - альпинисты
художники! При этом любители иногда не
менее интересны, чем профи. Как много
разного в Горах и в людях! И это
вдохновляло, позволяло понять - у меня
есть свое видение А это - так много! И
хочется с этим понятым фиксировать всё
новую красоту гор. Прежде всего, для себя.
Удержать уходящее, текущее Время.
--------------------------------------------------------------------------------
1/ Устинов Ю. - МС с 1966 г., совершил более 120
восхождений, в т.ч. 19 - 5 к/тр. и 4 - 6-ой; 6
раз участвовал в Чемпионатах СССР - 6-ти
кратный призер (в команде П. Буданова); 'Снежный
барс'; продолжал ходить на спортивные
восхождения до 1990 г.
ГОРЫ И ПЕСНЯ
Юрий Андреев - доктор филологических наук,
1 разряд по альпинизму
Человек - существо удивительно
многогранное, многообразное. Свести его
исключительно к одной лишь
производственной функции (что
исповедуется в некоторых философских
теориях) или исключительно к
репродуктивной функции (что исповедуется
другими теоретическими концепциями)
решение безмерно обсуждаемое и в корне не
верное. Да, и работа, и воспроизведение
потомства, и целый ряд других функций,
запрограммированных в него природой,
дело совершенно естественное и
обязательное, но чем больше граней,
интересов у личности, тем она
многообразней вписывается в окружающий
мир её мир и тем более напоминает сияющий
алмаз, который, как мы помним, становится
бриллиантом лишь после того как получит
огранку о сорока семи сторонах: Человек
по настоящему богатый - это человек,
способный реализовать все заложенные в
него возможности, такой, который испытал
всю полноту человеческого бытия:
Глядя с этой точки зрения, зададимся
вопросом: почему люди ходят в горы? Почему
совершенно сознательно подвергают себя
запредельным подчас трудностям и
лишениям, сплошь и рядом угрожающим самой
жизни?
Да, ответ будет неоднозначным. Тут и
стремление к риску, и к напряжению всех
сил, и желание узнать не ведомое прежде и
т.д. и т.п. Но одним из самых сильных
побуждающих стимулов является, на мой
взгляд, стремление впитать в себя
несказанную красоту окружающего нас мира,
ту красоту, созерцание которой и близость
с которой отняла у нас так называемая
цивилизация. Человек строит мир по
законам не только элементарной
целесообразности, но и по несравненно
более высоким законам гармонии и красоты.
Разумеется, в быту, в будничной суете это
практически не ощущается, но подспудная
тяга к единению с великим мирозданием,
породившим нас, дремлет в нас постоянно и
с неодолимой силой прорывается подчас и
ведет нас туда, где даже не осознавая того,
даже не умея выразить этого чувства
словами мы наконец-то оказываемся один на
один с величественной природой (и кроме
того - что не маловажно!) - с лучшими
качествами людей, которые и
соответствуют этой величественной
красоте.
:Сам я почти не знаю вершин, кроме
Кавказского горного хребта, так рядовой
разрядник. Но и то фантастическое величие
снежных вершин и пылающих в кромешной
ночи звезд, каждая из которых - величиной
с блюдце, а таких звезд на небосклоне
мириады, и незабываемые изумрудно
зеленные озера ледниковой воды, еле
различаемые где-то в глубине под тобой, и
вековечный шум водопадов горных рек,
срывающихся с поднебесной высоты - все
это навечно осталось в моей душе и,
полагаю, оказало важнейшее воздействие
на формирование отношения к жизни.
Что уже говорить о матерых альпинистах,
для которых подобная разверстая красота
природы есть одна из констант их
жизненного существования!:
Совершенно естественно, что подобную
красоту человеческих отношений в горах
альпинистам и горным туристам, всегда
хотелось запечатлеть в слове, в музыке, в
песне. Оказываться внутри этого величия и
не запечатлеть своих чувств, конечно же,
было бы явлением противоестественным.
Столь же противоестественным было бы и не
желание обменяться с соратниками по
жизненной позиции теми песнями, которые
известны тебе. С этой площадки глядя,
совершенно логичным представляется
появление инициативной группы как бардов
и менестрелей, так и 'админестрелий' (так
любовно называли на первых порах
организаторов авторской песни) в
маленьком кафе, расположенном в первом
этаже ДК 'Пищевик' в начале 1961 года.
Думаю, что не всем понятен сейчас смысл и
происхождение названия этого
объединения - 'Восток'. А ведь все дело в
том, что первый в мире полет Юрия Гагарина
на корабле 'Восток' 12 апреля 1961 года
явился знаменательным, потрясающим
событием для людей всей планеты, и,
конечно же, для людей, которые были ближе
к космосу, чем все остальные - альпинистам.
Интересно, однако, что ядро исполнителей
и слушателей первых посетителей клуба 'Восток'
составили не только такие ходоки по горам
как Б. Полоскин, В. Вихорев и некоторые
иные из альпинистов, но и такие барды и
исполнители, которые в горах то и не
бывали! Какое отношение песни, например Е.
Клячкина имеют применительно к
альпинизму? К альпинизму - никакого, а к
альпинистам - самое непосредственное!:
Дело в том, что альпинисты суть люди по
роду своего увлечения, проявившегося в
походах в горах, особи многосторонние,
способные резонировать на звон самых
разных струн быта и бытия. Да, разумеется,
горные песни Ю. Визбора и романтичные, и
шутливые, да разумеется, и появившиеся
позже песни В. Высоцкого из кинофильма 'Вертикаль',
и иные песни этого тематического ряда
находили своих почитателей и все новых и
новых исполнителей, но с каждой встречей
получалось так, что вся радуга, всё
многоцветие человеческих чувств,
интересов и увлечений всё интенсивней и
богаче находило отражение в песенном
репертуаре авторов и исполнителей вновь
образовавшегося клуба.
Прошло не многим более четырех лет и
начались уже абонементные концерты на
большой сцене того же самого ДК 'Пищевик',
со временем, в силу разного рода
субъективных и объективных причин,
превратившегося в одну из столиц
движения КСП (клуб самодеятельной песни -
прим. ред.) в нашей стране. И дело даже не в
том, что именно в 'Востоке' с наибольшей
четкостью и полнотой бился пульс
авторской песни, а в том, что он
продолжает полноценно проявлять себя, в
том время, как почти все другие клубы
авторской песни в России и бывших союзных
республиках практически почти угасли,
исчерпали свой потенциал. Мне кажется наш
'Восток' алеет потому, что решающий
импульс для его зарождения дали люди,
обладающие максимально высокой
человеческой активностью - альпинисты и
туристы, и этот творческий импульс, не
иссякая, продолжает наполнять жизнью во
всем богатстве её проявления клуб 'Восток'.
Горы дали силу людям, люди отдают эту силу
другим людям. И почему бы не сказать -
всему человечеству!:
Об авторе:
Андреев Юрий Андреевич (08.05.1930) - доктор
филологических наук, закончил ЛГУ.
Работал зам. директора по науке
Пушкинского дома, главным редактором 'Библиотеке
поэта'. Член Союза писателей России,
действительный член Международной
Академии информатики, управления, связи.
Автор книги 'Три кита здоровья' и более 500
печатных трудов, в т.ч. 30 книг. Ведущий и
председатель художественного совета
Клуба авторской песни 'Восток' (1965-1972),
председатель Всесоюзного совета Клубов
самодеятельной песни (1986-1989). Награжден
знаком 'Ветеран физической подготовки и
спорта Вооруженных сил России'. Альпинист
- 1 разряд. Народный целитель.
|