|
Энциклопедия альпиниста
Архив
рассылок сайта Альпинисты Северной
столицы
Выпуск 41. от 02 октября 2003 года
Альпинисты Северной столицы
Альпиниада-300
Золотые маршруты Питерских альпинистов
Персоналии
Горный туризм
Доска объявлений
Новые книги
Вернисаж
Экспедиции
Альпинистский юмор и фольклор
Для спонсоров и рекламодателей
Наши достижения
Наша команда
Альпинисты Северной столицы. Выпуск
41.
Александров Александр Данилович (1912-1999) -
родился в с. Волынь Рязанской губернии,
советский математик, академик АН СССР
(1964); член-корреспондент 1946). Член КПСС с
1951. По окончании Ленинградского
университета (1933) работал там же, в 1952-64
ректор. С 1964 - в Сибирском отделении АН
СССР. Основные научные достижения А.
относятся к геометрии, где он открыл
методы изучения метрических свойств
фигур, породившие новый объект
исследования - т. н. нерегулярные
метрические многообразия, более общие,
нежели римановы пространства. Эти методы
существенно расширили область
геометрических исследований и привели, в
работах А. и созданной им школы, к решению
ряда классических проблем теории
поверхностей, а также нашли важные
применения в теории дифференциальных
уравнений и теории упругих оболочек. А.
принадлежат также исследования по
основаниям теории относительности и
философии. Государственная премия СССР
(1942), Международная премия имени
Лобачевского (1951). Награжден орденом
Ленина и др. орденами, а также медалями.
А.Д. Александров - мастер спорта СССР по
альпинизму (1949).
Научные труды:
- Внутренняя геометрия выпуклых
поверхностей, М. - Л., 1948;
- Выпуклые многогранники, М. - Л., 1950.
Литература: Александр Данилович
Александров (к пятидесятилетию со дня
рождения), "Успехи математических наук",
1962, т. 17, 6 (108), с. 171-184 (имеется список работ
А.).
Читайте рассказ Е.Ф. Фурмакова об
Александрове Александре Даниловиче, "Один
день в Фанах"
РЯДОМ И ВМЕСТЕ
Дарья Александровна Медведева
Памяти отца - мастера спорта СССР,
крупнейшего геометра XX века
Александра Даниловича Александрова
(1912-1999).
Детьми отец никогда "не занимался". И
лет до пяти, терялся в общении с внуками.
Но во время каждой болезни я ждала - вот он
вернулся из Университета, прошел в ванную
комнату, и вот большая холодная рука
легла на лоб. Он читает мне веселую и
страшную сказку в стихах про царя
Берендея и хитроумного Брадобрея, иногда
сочиняя на ходу, поет "На диком бреге
Иртыша:". И это ни на что не похоже и
лучше всего.
Лет с десяти каждое зимнее воскресенье мы
с отцом проводим на слаломных склонах в
Кавголово. За нами заезжает Михаил
Иванович Шестаков - виолончелист,
альпинист - один из трех, укрывавших шпиль
Петропавловки в блокаду. На горе он берет
меня на плечи и несется по трассе к ужасу
окружающих и при одобрении отца. Себе
отец это позволить не мог - в 18 лет он
получил сильнейший удар по глазу, играя в
футбол. Образовавшуюся катаракту удалили,
но искусственных хрусталиков ещё не
существовало, и он всю жизнь ходил по
слаломным трассам, по сложнейшим горным
маршрутам, не имея бинокулярного зрения -
не имея возможности определить
расстояние до встречной машины, до
ближайшего уступа на скале. Сегодня его и
близко бы к альпинизму не подпустили. А в
нашей жизни этой проблемы как бы и не было.
Если не считать проблемой сложность
определения расстояния от горлышка до
рюмки за праздничным столом.
Подъемников на горе тогда не было, но мы
оба не тяготились медленным возвращением
наверх. Рядом с отцом поднимались и те, с
кем он ездил в Кавголово ещё на паровичке,
и студенты. Разговоры, споры в этой
органичной для него атмосфере были
радостны, а от чересчур назойливого или
занудного собеседника всегда можно было
сорваться и рвануть вниз, "разрядившись"
в стремительном крутом повороте.
Десятилетнюю он берет меня с собой в
альплагерь "Алибек". Мы живём очень
дружно, и мне предоставлена полная
свобода. В том же "мастерском" домике
над речкой - Борис Николаевич Делоне с
Вадимом.
В те годы, девчонкой, я очень переживала,
что отец не участвовал в войне. Я понимала,
что бронь - это серьёзно, но неужели он
даже не пытался? Лишь недавно он в
разговоре о горах, по которым так
тосковал, к слову, рассказал, что когда
был объявлен набор в горные войска на
Кавказ, он подал заявление в военкомат
как альпинист с большим кавказским
опытом, но получил отказ - ему указали на
то, что как доктор наук, математик он
находится в тыловом резерве и полезнее
там.
К началу 60-х скалолазные соревнования на
Карельском перешейке на майские
праздники собирали несколько тысяч
человек. Мы ездили туда с
университетскими альпинистами, шли от
станции 18 км , вместе со всеми брали
штурмом вагоны. Однажды, когда мы
опоздали и уже не надеялись уехать,
студенты с криками: "Ректор! Ректор!"
- открыли окно вагона, помогли залезть
обоим. Последний раз в 1965 году "на Скалы"
специально прилетали из Новосибирска. Он
любил озорные студенческие песни, помнил
и старинные, своей молодости, пел их и
дома. Мог спеть и политическую частушку 20-х,
неожиданно и смело звучавшую. А вот его
"солёные" шутки я впервые услышала
лишь в рассказах-воспоминаниях.
Дачу в Комарово отец не признавал. Но если
приезжал, то обязательно навещал
Владимира Ивановича Смирнова. Не помню и
не могу представить, к кому еще отец
относился с таким же пиететом. С самого
моего детства он брал меня с собой и уже
по дороге в Академпоселок настроение и
разговоры особенные. И сам Владимир
Иванович, и весь строй их дома были для
меня завораживающе привлекательны. Из
сегодняшнего дня я вижу это как
достоинство и благородство досоветских
времён. А ещё я знала от папы, что В.И. -
верующий. У нас дома всегда праздновали
Пасху - я любила красить яйца, бабушка
вынимала пасху из старинной формы, но к
религии это не имело никакого отношения.
Свой первый вопрос о Боге я задала сама
себе, возвращаясь с папой от Смирновых.
Что в моем характере, мировоззрении,
жизненных принципах от отца просто
унаследовано, а что не воспитано даже, но
воспринято, впитано жизнью рядом, вместе
с ним?
Не помню ни одного отцовского наказания.
Только недавно он сам рассказал, что
единственный раз ударил меня, увидев что
я, лет четырёх-пяти, играю его опасной
бритвой импульс страха за меня стал
доминантой. Он очень радовался нашим с
братом успехам, но никогда не придавал
значения оценкам. В его кабинет, так
прокуренный "Казбеком", что однажды
я с трудом разглядела его за столом, можно
было прийти с любым вопросом. Он мог и "километровый"
арифметический пример решить, но страшно
сердился не на меня - на авторов. Когда был
написан его первый школьный учебник по
геометрии - он прислал его мне, как
советчику, и принял почти всю редактуру. И
я была поражена мерой уважения и доверия.
Мы, несмотря на возраст, были свидетелями
и участниками "взрослой жизни". Я
любила домашние продолжения
геометрических семинаров. Философские
застолья молодых, тогда будущих,
профессоров - Готю - Георгия
Владимировича Степанова, Игоря Кона,
Владимира Ядова, Светлану Иконникову,
Машу Козлову, Леву Клейна...любила их и в
серьезных беседах и раскованно
отплясывающих. Как-то в гостиной была
устроена выставка молодого художника,
которого поддерживали.
Однажды, принимая делегацию из Англии,
мама рассказала, что отец в молодости
переводил сонеты Шекспира и стихи
Киплинга. В следующий раз в Лондоне его
принимали как профессионального
шекспироведа. Недоразумение сразу же
разрешилось, но отец был рад новым
гуманитарным знакомствам. Он подружился
с переводчиками "Доктора Живаго" -
Максом Хэйвордом и Маней Харари, она
потом бывала у нас дома. Подаренный
перевод он привезёт с собой и прочтёт "Доктора
Живаго" впервые по-английски. Самые
яркие рассказы отца - о Страдфорде-на-Эйвоне
и Шекспировском театре. Когда театр
приедет на гастроли, родители, к моей
жгучей зависти, пойдут на "Гамлета" и
"Ромео и Джульетту", а потом и на
пятидесятилетие Майкла Редгрейва. Мне
придётся подрасти, прочесть пьесы уже по-английски,
тогда и я пойду на "Короля Лира" и "Как
важно быть серьёзным". "The Importance of Being
Earnest" - начало нашей с братом любви к
самому звучанию английского. Слушая
пластинку с записью спектакля, отец
совершенствовал своё прекрасное
произношение. Голос Джона Гилгуда и
сейчас слышится мне как "камертон".
В Америке отец сразу уловил звучание "американского",
со вкусом "играл" в него. Любил
рассказывать, как в аэропорту при посадке
ТУ-104 - первого в мире реактивного
пассажирского самолёта - все сбегались
смотреть на него, и отец бежал и кричал
громче всех: "Russian planе, russian planе! Impossible!
Impossible!" - весьма по-американски.
Он любил путешествовать, прекрасно
рассказывал о своих поездках, а
привезённые подарки всегда отражали его
впечатления. Он пересёк Америку от океана
до океана. Полюбил Канаду за органичное
сочетание цивилизации и дикой,
прекрасной природы, за белок и
бурундучков в городах, за оленей,
спокойно выходящих на автотрассу...
Канадские стереослайды и сегодня могут
поднять мне настроение.
Особыми событиями были поездки в Индию.
Началось с "анекдота": были сделаны
прививки, но в предотъездных ректорских
заботах отец о них сразу же забыл. На
следующий день он вернулся из
Университета в ужасной лихорадке,
бабушка внимательно посмотрела на
растерянного сына и успокоила: "Саша,
да у тебя же холера!" Последствия
прививки исчезли через несколько часов.
Его рассказы о сикхах и гуркхах, об
удивившей и вызвавшей уважение
веротерпимости - о путешествующих
буддийских монахах, готовивших что-то в
котелке в углу индуистского храма -
создавали образ страны ярче, чем
современные телепередачи. А привезённый
миниатюрный белоснежный Тадж-Махал,
фигурки из сандала, прекрасные сари
органично дополняли рассказы. Лекцию в
миссии Рамакришны он начал словами её
основателя Вивекананды, и это был не
просто ораторский приём... Во время второй
длительной поездки он поднимается в
Гималаи, знакомится с Тенцингом, впервые (вместе
с Хилари) покорившим Эверест.
Из Европы отец привозил виды городов,
своей любимой Флоренции, пластинки,
художественные альбомы. Открыв огромную
балконную дверь на Марсово поле, в белую
ночь, я могла без конца слушать "Аве
Мария", по очереди в исполнении Мэрион
Андерсон и Яши Хейфеца, и не могла решить,
что прекраснее, а любая репродукция
Модильяни до сих пор возвращает меня в
дом моего детства.
Вскоре после войны отец привёз из Риги
альбом Н. К. Рериха, с незнакомыми тогда
Тибетскими работами. Его покорили даже
эти, такие еще несовершенные иллюстрации.
Восторг от первой выставки в Русском
музее переживаем вместе, но только позже,
на Памире и Тибете, он увидит такое небо и
такие горы, и будет радоваться узнаванию.
Он встречается со Святославом
Николаевичем и приглашает работать в
Университет вернувшегося в Россию Юрия
Николаевича - выдающегося востоковеда,
лингвиста. Юрий Николаевич Рерих
приезжает в Ленинград, готовит курс
лекций. Но его возвращение - дело
государственное, он получает квартиру и
работу в Москве и быстро погибает от
инфаркта, столкнувшись с научными и
общественными советскими нравами.
Отец жалел, что не имело продолжения и
приглашение в университет Тимофеева-Ресовского.
В столовой, часто обедавший на бегу, отец
делился с бабушкой и мамой своими
университетскими делами, горечью и
унижением депутатских приемов -
возможность помочь была минимальна.
Здесь же, за столом и по телефону,
обсуждались поездки в Москву - защита
университетских интересов, новое
строительство. Заметила первый раз и
решила, что показалось, - нет, он,
действительно, с каждым отказом
возвращался все более поседевшим.
Он давно, со времен совместной акции в
защиту математики, знал М.А.Лаврентьева,
доверял ему и надеялся в Академгородке
углубиться в математику, спорт и, конечно,
читать спецкурсы, руководить аспирантами
- профессорствовать.
Переезжали в Новосибирск по очереди.
Сначала я - уехала поступать в физмат
школу. К сентябрю приехали мама с братом -
Даня шел в 1-ый класс. Первый год жили в
коттедже-гостинице, среди казенной
мебели. Отец приехал только в январе,
отчитавшись в ЮНЕСКО после поездки в
Индию. Привез слаломные лыжи, нам обоим -
спортивную экипировку.
К весне переехали в "свой" дом на
краю леса, над оврагом. В первую же ночь на
рассвете пришлось закрыть окна - так
громко пели птицы. Белки с балкона
забегали в кабинет. Библиотека
оставалась в Ленинграде - в кабинете
стояли отцовские книги, только
необходимые и любимые, в гостиной -
альбомы, журналы, пластинки. Чаще всего
звучит шестая партита Баха. Она до сих пор
как знак той краткой счастливой поры.
Глену Гульду подпевает сверчок. Дом
наполняется друзьями: старожилами
Городка и старыми знакомцами по
Ленинграду и Москве, и новыми, иногда
радостно-неожиданными. Один из них, Игорь
Андреевич Полетаев - "инженер Игорь
Полетаев", начавший самую знаменитую
дискуссию 60-х - о "физиках и лириках".
Инженер и математик, он сам оказывается
не только лириком, но и философом,
живописцем.
А в кабинете, уже не столь безумно
прокуренном, отец доказывал теоремы,
сформулированные ещё в Ленинграде,
рассказывал мне о "колпаках" -
поверхностях, ограничивающих область
решений дифференциальных уравнений,
радовался весёлому и точному названию и
тому, что дочка уже может оценить
красивый результат. Здесь же теория
относительности и геометрия соединились
в новом направлении, появились новые
ученики, новый Семинар, который, как
всегда у отца, становился не просто
математическим семинаром, но и "содружеством"
- будь то "хроногеометрия" или "геометрия
выпуклых поверхностей".
Теперь, не связанный ответственностью за
других - за Университет, за людей в нем - он
стал раскован, открыт, прям. Свободен в
общении, на лекциях, прям в объяснениях в
горкоме, обкоме и райкоме (номенклатурном
руководстве Городка).
Первый и единственный раз он приглашает
домой секретаря райкома, даже неожиданно
для мамы, когда Андрей Вознесенский, не
имевший тогда официальной возможности
выступать, читает стихи у нас дома. "Плач
по двум нерожденным поэмам" - отец
хочет, чтобы гость услышал это, он
надеется его просветить, убедить и, может
быть, получить разрешение на выступление
А. А. в Доме Ученых. Увы, не вышло. "Оттепель"
кончилась и по-прежнему нужно было
работать с "теми начальниками, которые
есть".
Я видела, что отец - человек действия,
человек страстный, сталкиваясь с
несправедливостью, ложью, с тем, что
противоречило его убеждениям, не мог
оставаться в стороне. "Профессорская
идиллия" была не для него. Чтобы иметь
реальную возможность влиять на события,
помочь, - просто профессором, даже
академиком, быть мало; а любое - не по
должности - вмешательство в уклад
Академгородка чаще всего воспринималось
как оппозиция, как претензия на власть.
Так впоследствии и "расшифруют", еще
при Лаврентьеве.
Независимая позиция очень скоро
обернулась доносами, недоверием властей,
его перестали выпускать за границу не
только на математические конгрессы и
конференции, но и при избрании в
итальянскую Академию, и на присуждение
почётной степени университета в Анн-Арборе.
Он начинает курсы философских лекций -
история математики, история науки, этика.
Отдельные лекции он читал и раньше в
Ленинграде. Ира Стрелина, студентка
ленинградского физфака, с которой мы с
отцом познакомились "на Скалах",
рассказывала мне: "Философствующие
студенты сбегались на эти лекции в
Актовом зале со всех факультетов, стояли
в дверях, свисали с балконов, так что
стоять под ними было страшно. Потом до
ночи бродили по Неве и грезили
философскими вопросами бытия. А.Д. мы
любили, называли просто "Ректор" (слово
это редко звучало в те годы, многие
впервые и услышали его в Университете - Д.
М.) и всем было понятно, что это А. Д.
Александров - великий математик и философ
- и никогда потом не слышали от идущих за
нами студентов, о любви и близости к
следующим за А. Д. ректорам." Под
впечатлением от отцовских лекций
блестящий студент-математик Владимир
Павленко "переменил жизнь" - ушел на
философский факультет.
И в Академгородке Большие физическая и
химическая аудитории всегда были полны.
Лекции - о творческой сущности человека, о
свободе. "Экзистенциализм - философия
ответственности" -надо представить
себе это объявление в те годы, в центре
Городка, на проспекте Ленина. Я была
молода и полна других забот, но
поразилась, и радость была смешана с
испугом, как в детстве от его сказки. Само
название лекции выражало суть его
отношения и к бытию и к экзистенциализму.
"Ответственность" - одно из "ключевых"
слов отца. Но при этом Сартровой
беспощадности он противопоставлял свою
любимую сказку - "Сон Макара"
Короленко. Сартра уважает - милующего
любит. Так и в религиозной традиции не
принимал он вечного осуждения: "Какая
гадость - пугать людей!" - говорил он о
Страшном суде, после которого осужденным
уже не будет спасения. Не принимал он и
однозначного, безусловного осуждения
людей, столь характерного для истории и
публицистики, всегда повторяя: "Не
судите, да не судимы будете, ибо каким
судом судите, таким и вас судить будут".
Мы прочтём с братом эту заповедь, уже
помня её наизусть со слов отца.
На одной из лекций, говоря о свободе, о
всей многозначности понятия, он, начав со
смысла физического, механического,
переходил к мерности пространства
свободы живых существ и, обозначая
одномерность существования простейших,
чертил на доске прямую, затем, одним
движением руки, очень ровный круг -
ограниченное пространство выбора
животного - и: "Только человек сам
расширяет пространство своей свободы"
- порывистое, широкое движение плеча,
разрывающее границы... Я это вижу до сих
пор. Конечно, это предварялось и
комментировалось энциклопедическим
экскурсом в историю, этнологию,
социологию, этологию, с редкостными
примерами.
После лекций - записки, вопросы, самые
разные, например: "Вы цитируете Библию,
а где ее можно прочитать?" Так дома
появляются, поначалу для чтения
хозяйской Библии, два студента-медика из
самого Новосибирска и потом многие годы
они приезжают, звонят с накопившимися
вопросами - и философскими, и жизненными.
И старые, приехавшие из Ленинграда, и
новые друзья, приходят, - долго ли, коротко
ли - живут. Началось с моих подружек по ФМШ
- я вернулась в Ленинград, они остались
друзьями дома. Я приехала погостить с
маленьким сыном, а у нас "зимует"
после первой тюрьмы Вадим Делоне, потом,
когда он уже снова в лагере, живет его
младший брат математик Миша. Дед Делоне
надеется защитить внуков, отправить их
подальше от Москвы.
Живя, работая в Городке, чувствуешь
напряженную сложность, и сравнение с
военным городком иногда перестает быть
шуткой: отцу, к сожалению, пришлось
столкнуться с этим и на работе и даже
просто в жизни. Но уставшему по-своему "бодаться
с дубом" Сергею Павловичу Залыгину
Городок, как заимка, и он привольно живет
у нас, "передыхает", пишет. Перед
исполнением 13 симфонии на стихи Евгения
Евтушенко заезжает Дмитрий Дмитриевич
Шостакович с Ириной Антоновной.
Несколько раз и подолгу живет Витька-философ.
Молодой человек занимается восточной
философией всерьез и последователен в
этом - нищ, бездомен и искренне считает,
что забота о философах - обязанность
остальных. Что никак не соответствует ни
сибирским морозам, ни сибирским нравам.
Но искренность и последовательность
вызывают у отца почти уважение и, во
всяком случае, интерес. А главное - с ним
можно было пофилософствовать.
Конечно, отец участвовал в философских
семинарах в Институте и Университете, но
не мог довольствоваться этим. Вместе с И.А.
Полетаевым он организует независимый
философский семинар. Он ездит в Ленинград,
встречается с молодыми друзьями -
философами, социологами, они любят его,
ценят, но у них уже другие приоритеты и
горизонты, то, что говорит он, кажется им
несовременным...
Одно время главным "собеседником"
становится Кант. В восемь утра отец
сбегает со 2-го этажа с победными ли,
горестными ли возгласами - заварить кофе
и поделиться написанным, прочитанным,
выстраданным за бессонную ночь. Хорошо,
что сын поднимает меня ещё раньше. В этот
момент возражать, спорить с ним не только
бессмысленно, но и опасно. А главное -
бесчеловечно - такова глубина и
искренность его переживаний. Но спустя
время, подкрепив логику строжайшей
аргументацией и запасясь терпением,
можно было, если и не переубедить, то
озадачить его, заставить принять и
уважать мою позицию. Эта способность -
остыв, серьёзно и непредвзято обсуждать
острые вопросы, характеризовала отца и в
самые последние годы жизни,
характеризовала ничуть не меньше, чем его
более запоминавшиеся порывы и вспышки.
Наверное, тогда, с "категорического
императива", начались разговоры и
споры, пронизавшие впоследствии всё наше
общение и ставшие очень существенной
частью наших, уже "взрослых",
отношений.
Отец был убеждён в абсолютном значении
Истины и абсолютной нравственной
ценностью считал стремление к ней. Мне
кажется, что его обращение к материализму
было и поиском твердых, объективных основ
для идеального. Он говорил о единой цели
научного и религиозного поиска. Но
научные, доказательные пути были для него
очевидны, а иные - сомнительны. Он
замечательно трактовал и постулаты
материалистического мировидения: "Конечно,
критерий истины есть практика. Вот и
Христос говорил: по делам их узнаете их.
" И, наверное, не случайно, к его полному
удивлению, у него выросли православные
дети.
Отношение отца к религии было отношением
ученого - естественника, требующего
чистого и честного эксперимента. (Его не
случайно так интересовали теория
относительности и квантовая механика,
где впервые был остро поставлен вопрос о
достоверности результата.) Но мучили его
вопросы, на которые не наука даёт ответы,
отсюда и глубинная тяга к философии.
Только интеллектуальная честность не
давала права принять вненаучный ответ.
Отец часто задавался богословскими
вопросами: отчасти это было
метафорическим изводом нравственных и
философских размышлений, отчасти же,
осмелюсь утверждать, теологией в
буквальном смысле - разговор о Божестве
он безусловно не считал беспредметным. И
не только потому, что, не будучи "верующим
атеистом", он отказывался принять на
веру также отсутствие Бога. Не был он и
равнодушным агностиком. Идея истины,
связанная с ней идея нравственного
начала и, наконец, идея деятельной любви к
человеку, значили для отца слишком много.
И то, как горячо он полемизировал с
известными ему вероисповедными
концепциями, было не отстраненной
критикой из уст неверующего, но сражением
за "свою" территорию, за подлинно
священное, каким оно виделось и было
любимо. Он не раз хотел поговорить с "толковым
священником", но на предложения
пригласить - познакомить неизменно
отвечал: "Неудобно". Так же неудобно
ему было пригласить профессора-медика,
заранее предполагая, что его советы не
пригодятся. Но в его рассказах о встрече с
создателем крупнейшего Ашрама в Европе
не было и тени иронии. Тот сказал ему: "Вы
никогда не порывали с высшими силами".
С годами атмосфера "первостроителей"
в Академгородке меняется, особенно после
кончины М.А. Лаврентьева. Погостить я
приезжала редко, но всё чаще приезжал в
Ленинград отец. Когда по стечению
обстоятельств была свободна отдельная
комната - жил у меня; а то звонил,
временами ежедневно, и до меня доносились
раскаты "боёв".
К себе в отдел отец принимал сотрудников,
изгоняемых из института отнюдь не по
результатам их научной работы, в том
числе и И.А.Полетаева.
Ему мстили, и самым для него болезненным
образом - заваливая работы учеников.
В какой-то момент карьерная борьба,
особенно острая из-за локальной
специфики научного городка, начнёт
перерастать в антинаучную кампанию,
напоминающую 50-е годы. (Ни один из
участников "Ленинградской
геометрической школы" себя этим не
запятнал!) По этому поводу отец идет к
очередному Президенту СОАН, но после
визита - он вне себя и даже растерян: "Он
вообще добра от зла не отличает!"
Необходимость возвращения в Ленинград
становилась все более очевидной. Белки
еще угощались на письменном столе в
кабинете, но окна облюбовали летучие мыши
- он и их привечал и огорчился, когда я,
прилетев навестить его, не порадовалась
вместе с ним. Тогда ли замолчал сверчок?
Это были тяжелые годы нерастраченной
энергии, нереализованных возможностей,
долгого ухода из семьи, нового брака,
бездомья. Он живет "на два города",
все чаще приезжая в Ленинград. Начинает
читать курс "Истории математики" в
институте Герцена.
Но ленинградскому обкому "академики не
нужны". Друзья пытаются помочь. В
Ленинграде - зав. кафедрой геометрии
института Герцена, соавтор по школьным
учебникам, Алексей Леонидович Вернер. В
Москве - зав. сектором истории физики
Института истории естествознания и
техники Григорий Моисеевич Идлис. В 1984
году Идлис обращается к директору своего
института члену-корреспонденту АН СССР С.Р.
Микулинскому с предложением уйти с
заведования сектором, чтобы передать
сектор Александрову - прекрасное
приобретение для института. Утром приказ
- сектор истории физики ликвидировать
вместе с должностью заведующего и слить с
сектором истории механики. Часто бывая в
Москве, отец живёт у Идлисов. Однажды и я,
навещая отца, ночую у них и в полной мере
ощущаю родственную заботу Анны Абрамовны
- Ани Зильберберг. Особенно возвращением
отца озабочена Ольга Александровна
Ладыженская, не устававшая "тревожить"
Президиум АН. (Как и летом 1999 года, узнав
об условиях в больнице, она привезет
ученого секретаря Северо-западного
отделения РАН для разговора с главным
врачом, организует дежурство молодых
математиков).
В 1977 году отец прилетел в очередной раз в
Ленинград уже больным - на прогулке, в
тайге, он не сразу заметил клеща.
Несколько дней без диагноза в очень
тяжелом состоянии. Нетипичное течение
болезни - слишком сильный организм (головную
боль он всегда считал "дамскими
штучками"). Из энцефалита он выйдет с
парезами, нарушением формулы сна, с
нарастающей общей усталостью. Но его еще
долго не будут пускать Домой. И не только
Обком. В Университете, на матмехе -
ревнуют, боятся "живой легенды",
бесстыдно отказывают: "Плохо читает
лекции". Занимающий высокий пост в
Академии Наук боится, что А. Д. станет
претендовать на его место... Возвращаться
без работы - нелепо.
В эти годы мы трижды вместе провели лето в
горах. Он много общался с внуком - очень
любимые отцом экскурсы в историю были у
него на грани науки и увлечения
искусством. С одной стороны, он читал,
например, курс истории этики, с другой -
любовался романтическими образами
Средних веков, увиденных по-вальтерскоттовски
и по-гумилевски. В юности отец сочинял
роман из эпохи Ричарда Львиное Сердце.
Явно не без его влияния мой сын Михаил
превратился из увлеченного готикой
подростка в серьезного, состоявшегося
историка. В беседах с внуком для отца была
особая прелесть, он мог с увлечением
делиться тем, что было ему внутренне
дорого, но казалось "несерьезным":
рассказывать, например, о проекте
идеальной конституции, написанной
некогда в стол. После целого дня
рассуждений о монархизме отец, по просьбе
внука, ночью, в киргизском ущелье,
разучивал с ним "Боже, царя храни",
подшучивая над собой и комизмом ситуации.
Позднее, в середине и конце девяностых,
уже внук с жаром рассказывал деду о
феодальных вольностях, о социальной
репрезентации: это были серьезные
отражения прежних легких разговоров. Дед
узнавал старые темы, то радовался, то
недоумевал, а иногда кипятился (когда,
например, Михаил осмеливался сравнивать
"слишком субъективную" геральдику с
геометрией - попытка экспортировать
математическую логику в гуманитарные
сферы, была отцу не близка).
В день 63-летия, в Домбае, отец рано утром
ушел один в горы и только к ночи вернулся,
утешив нас, напуганных, рассказом о
проведенном дне. Он специально выбрал
безлюдный маршрут, поднялся на перевал и...
увидел там металлическую кровать с
сеткой и шарами. Оценив молодецкую шутку,
он возлег на неё, задрав бороду к небу. Эта
картина и предстала перед молодой
альпинистской парой, отправившейся через
перевал к Черному морю. Он долго
веселился, разыгрывая их.
70-летний юбилей, уже после энцефалита,
отец решится отметить настоящим
восхождением. Он списался с давним
товарищем по горам Константином
Толстовым - профессором из Дубны. Мы
выбрали альплагерь в Ала-Арчинскм ущелье
на Тянь-Шане, всего километрах в тридцати
от Фрунзе: я настаивала на том, чтобы
цивилизация, медицина были достижимы.
Отца принимала Академия наук Киргизии -
там были знакомые математики, один из них
- президент КАН. В альплагере мужчины:
отец, Толстов и пятнадцатилетний Миша
сразу начали ежедневные прогулки -
тренировки. Но, несмотря на письмо из
Федерации альпинизма, администрация
лагеря отказала им в выходе на маршрут. В
это время там тренировалась группа
мастеров, один из которых только что
вернулся из экспедиции на Эверест.
Решимость отца вызывала у них уважение и
энтузиазм, они предложили руководству
пойти вместе с "дедами" и, "если
что", просто донести их на руках.
Разрешения не было. К середине срока
потребовали справки из Физкультурного
диспансера во Фрунзе - это было не просто
издевательством, но и реальной помехой -
потеря высоты, нарушение акклиматизации.
Наконец, стало ясно, что ждать
бессмысленно, и они решили выйти в день
восхождения большой группы молодых
альпинистов, надеясь, что просто
преградить им дорогу не посмеют. До
ночёвки шли вместе, Мишка нёс дедовский
рюкзак и на стоянке был "вознаграждён"
блинчиками с первого же встреченного
примуса. Мы с ним вернулись ждать почти
двое суток... Вышли навстречу - они
возвращались с победой! Они так и шли на
вершину вдвоём. Особенно тяжёлыми были
подходы - очень крупный камнепад. А "перестраховщики"
не только не предложили помощи, но и не
страховали. До последних дней
продолжались горные прогулки, небольшие
восхождения. Я с завистью слушала
рассказы о встреченных сурках,
потревоженных орлах и мужских беседах, и
о том, что за это время и Миша вместе с
ними, по мнению Толстова, "сделал 1б" -
первое квалификационное восхождение. А я,
оставаясь с женой Толстова в лагере,
гуляла по сказочной красоты старым
осыпям, заросшим цветными лишайниками, и
меня не покидала тоска расставания, я
была уверена, что прощаюсь с горами. Отец
до последнего своего лета верил, что
вернётся...
Наконец, в 1986 году, он зачислен в ЛОМИ им. В.А.
Стеклова, возвращается после 22 лет,
переезжает в новую семью, ждет квартиру.
Но уже поздно...
Начнётся "перестройка" и он будет
выступать в Актовом зале университета на
первом благотворительном вечере в пользу
Мемориала и на стадионе - по поводу
Тбилисских событий, но уже не прочтёт
своего неповторимого курса лекций.
Дыхание короче.
Он съездит за рубеж, и не раз, и на
конгресс в Швейцарию в его честь, но даже
положение "живого классика" не
принесёт ощущения полноты жизни.
Он войдёт в общественный совет Мемориала,
по его с О. А. Ладыженской опубликованному
письму власти вернут "репрессированный"
в 1946 году журнал "Ленинград". Он
станет одним из организаторов "Ленинградской
трибуны", инициатором письма ученых и
писателей Горбачёву по поводу событий в
Степанакерте. Для обсуждения проблемы
его пригласили в Москву, но беседа не с
Горбачевым, а с В. А. Медведевым ни
результатов, ни удовлетворения не
принесла. Позже он вернётся из Москвы со
встречи Горбачева с интеллигенцией
воодушевленный и полный идей, но сил на
вхождение в большую политику уже не будет.
Мы перезваниваемся в утро путча 19 августа,
оба с невысказанным ужасом от того, что
может возвратиться, поддерживаем друг
друга. Позже мы узнаем, что брат, случайно
оказавшийся в Москве, двое суток стоял в
оцеплении, и отец с гордостью будет
рассказывать об этом.
Отцовские математические результаты в
это время находят все больший резонанс за
рубежом, готовится собрание его
сочинений на английском языке, выходит
первый том, выходят учебники, не забыты
новым правительством и увенчаны орденом
его усилия в защиту генетики... Но распад
страны, удручающее положение, в котором
оказались наука и образование,
воспринимаются им как личное несчастье. В
брежневские времена он говаривал, что
главный советский принцип - "let them die"
- "чтоб они все сдохли" (о народе).
Новая власть унаследует у советского
строя именно то, что отец более всего в
нём не переносил - циничное отношение к
отдельному человеку. И в этом контексте
провозглашенная ориентация на "права
человека" будет им воспринята как ложь
и лицемерие. Он будет искать
единомышленников, заинтересуется
Радикальной партией - импонирует
апелляция к Ганди. Он напишет статью
против смертной казни в "Московские
новости", её напечатают без самой
существенной и жесткой формулировки, а он
и при советской власти и с иностранными
журналистами всегда боролся за
авторизованный текст.
Пока он еще мог сам выходить из дома, и не
был ограничен круг общения, идеи
излагались устно, полемическое
неистовство разряжалось в спорах. Но
потом последствия энцефалита, по типу
болезни Паркинсона, и домашние
обстоятельства лишили его свободы
перемещения, информации, общения... Ещё в 93
году он в стихотворную форму, в
английский язык "спрячет" то, о чём
было страшно думать, но просилось
выговориться:
Since legs, nor eyes, nor strong creative brain,
But weakness and decay oversway their power,
I am compelled forever to refrain
From everything but waiting for my hour.
Его с радостью "кооптирует"
коммунистическая оппозиция. Он нужен и
для моральной поддержки и как "имя".
Он откажется вступить в КПРФ, но и
партбилета не сдаст, оставаясь верен
идеалам юности, скорее даже - мечтам...
Судьбы общества и человечества отцу
виделись в становлении сотрудничества и
справедливости, это было и рабочей
гипотезой, и страстным порывом, и
причиной горьких разочарований. Он
считал, что будущее за социальным
государством и мировым правительством (слабость,
неудачи ООН его очень огорчали). Однако,
размышляя о будущем, он задавал себе и мне
каверзные вопросы, прогнозировал
ситуации, признавая, что они и тогда
останутся неразрешимыми. Но его
ответственная позиция оставалась
неизменной - он любил цитировать Карла
Каутского: "Будущее, в которое я вхожу в
качестве действующего".
Воля к разумности, справедливости ("Наука
и нравственность" - центральная тема
его философских переживаний многие годы),
была сопряжена с таким эмоциональным
напряжением, что рацио порой и
подавлялось. Сам же, хоть и по другим
поводам, говорил: "Все зависит от силы
чувства!" - и каждый раз оказывался прав.
Пытаясь отвлечь его от вынужденного
бездействия, мрачных мыслей, я прошу его
начать воспоминания, но тщетно - это
кажется ему несерьёзным и
несвоевременным. Еще в 90-м году, когда он
практически потерял зрение, впервые
встал вопрос о домашнем секретаре - так
много было нереализованных идей...
В Федоровском Центре ему была сделана
удачная операция, и по телефону из Москвы
он с радостью описывал красоту горящего
на кухне газа. Но отдаленных результатов
узнать нам было не дано: не выждав
положенный срок, по дороге в Италию, в
аэропорту он не сдержался, подхватил
тяжелый чемодан... Покаялся мне только
через год. Проявить слабость, зависеть от
других - для него было совершенно
невозможно. Так, в новосибирском
Академгородке, оказавшись один - между
двумя браками, с тяжелой слаломной
травмой, он на костылях путешествовал
между кабинетом и кухней - столовой по
двум этажам коттеджа, отвергая чью-либо
помощь. И только Витя Шевтута, раньше
бывший его шофером, по-мужски "посылал"
его и наводил порядок, помогал во всем. И
это мужское, открытое поведение отец
принимал, как принимают помощь в горах. (В
июле 1999-го Виктор Николаевич будет
добираться на перекладных, под конец уже
без билета, но успеет на похороны).
Просьба найти секретаря возникала снова
и снова, но домашние обстоятельства не
благоприятствовали, лишь когда он уже не
мог один выйти из дома, а желание написать
о Владимире Александровиче Фоке стало
непреодолимым, в доме появилась моя
коллега, кандидат физико-математических
наук Елена Дмитриевна Андреева,
учившаяся в пору его ректорства. Два раза
в неделю, на два часа - иногда и это для
него было тяжело - Е. Д. приходила к отцу.
Она смогла не просто записывать и
обрабатывать то, что отец диктовал или
рассказывал ей, но, следуя его настроению,
состоянию, вступала в диалог, отвлекала
новостями, радовала приветами от давних
знакомых и незнакомых. По ее совету
приехал в гости к отцу сын Полетаева... Она
расширяла пространство его свободы, и это
было самоценно.
Статья о Фоке была написана и он, наконец-то,
сдался на мои уговоры и наводящие,
увлекающие вопросы Е. Д. - начал
воспоминания. Он-то надеялся, что время
еще есть: он продиктовал стихи друга
юности, свои - не успел. Из нескольких
написанных им сказок - философских и
детских, в стихах, - пока найдена только
одна. При его феноменальной памяти он
восстановил бы и эти тексты и многое и о
многих бы рассказал...
Этим летом - летом подготовки
посвященного отцу сборника воспоминаний
- мы смотрим, как его годовалый правнук
бежит по корням и шишкам, падает, встаёт,
пытается залезть повыше и достигает цели
- и вспоминаем отца. Он так ждал его!
|