|
|
ВПЕРВЫЕ НА ЛЫЖАХ С ПИКА ПОБЕДЫ – 2002Интервью с Николаем Пимкиным – взял Константин Бекетов1/ (печатается с сокращениями)
- Насколько я знаю, это первый спуск с вершины Победы на лыжах? Да. Раньше замечены были две попытки: сборная США, навороченная, несколько лет назад, - они смогли без особого удовольствия съехать с подушки по Абалакову; а потом был еще француз, он, по слухам, съехал с Важи. Русских попыток не было, да и не могло быть, мне кажется. Чтобы совсем интересно с вершины спуститься, надо ехать, конечно, в октябре, специально организовать экспедицию, и ехать "по Абалакову". Там действительно можно ехать. На самом деле, я, когда планировал спуск, рассчитывал на то состояние Важи и вершины, какое было в 92-м году. Тогда был жесткий фирн, хорошая погода и реально было съехать с вершины до Обелиска. Можно было бы ехать и ехать, не снимая нигде лыжи. - А с китайской стороны проще склон? Ходят такие слухи. Это надо со стороны Китая и смотреть. Мне, наоборот, говорили, что там все удручающе. Есть гребень с той стороны не очень крутой и выводит прямо на вершину, но никто толком его не видел.
Идея спуска появилась спонтанно? Нет, это у меня очень старая идея. Мысль такая еще в 92-м родилась. Я когда иду на гору, всегда смотрю, где тут можно съехать. А в 99-м я приехал на Иныльчек, у меня был параплан, были лыжи, я планировал суперпрограмму: с Хана на параплане, с Победы на лыжах. Но вскоре я понял, что это утопия, надо концентрироваться на чем-то одном, и долбить, долбить, долбить... Тем более, после своего прыжка на Хане с 5800 я завязал с парапланом в больших горах, потому что слишком уж испугался. Мне тогда ребята из Северодвинска помогли затащить параплан, собрался прыгать, но ветер был очень порывистый. Пришлось спуститься пешком на перевал. А наутро, хоть я и не собирался лететь, ребята меня подначили - давай-давай, тихо-мирно, - а там такая штука, что когда из пещеры на седле выходишь, ветра нет, но когда я взлетел, тут же попал в убойный верхний поток, и меня будто катапультировало вверх и задом наперед. Мне пришлось самым серьезным образом бороться за жизнь. Вогнал параплан в штопор, кое-как пробил поток и, когда ноги коснулись земли, принял решение впредь летать только там, где летают нормальные люди. После всего этого переключаться на Победу ни желания, ни сил не было.
В этом году поехал целенаправленно, никуда больше не отвлекался. Сначала два акклиматизационных выхода, а потом просто сидели и ждали "окна" в непогоде. В этом сезоне на Победу всего 10 человек сходило. Перед восхождением я считал, что если мне удастся хотя бы 50 метров съехать с вершины - это уже для меня будет успех. 23-го я спустился с вершины до Обелиска, там у нас палатка стояла. А на следующий день уже я спустился с Важи. Нижняя точка получилась 4200, ниже ледопада - на 4400 он начинается, а связываться, прыгать через трещины не хотелось, поэтому я там так поехал. Впрочем, пару мест все равно пришлось переходить пешком, перебрасывая на другую сторону трещин свой рюкзак. Рюкзак был тяжелый, и на спуске с вершины тоже. Вес рюкзака 15-16 кг, и на скитуровских ботинках по плохому снегу ехать было тяжело. Снега было очень много, снег был очень поганый. На лыжах я прошел такие участки: · - с вершины метров 100 по высоте до острого ледового гребешка, он был в очень плохом состоянии, пришлось его обходить сбоку; · - после этого гребешка съехал еще 100 м до 7300; · - потом одел на 7200 лыжи и съехал до Обелиска 2/;
· - вновь одел лыжи уже на вершине Важи, и съехал до веревки на 6700. Хотел ехать прямо до 6300, но не рискнул уходить далеко в сторону от тропы и перил, перед этим был 2-3 дня ветер, образовались высокие заструги. И пик Победы есть пик Победы - свежим я себя не чувствовал, сказывалась усталость; · - с 5800 до конца уже ехал без проблем. В районе Обелиска чуть не потерял сознание - так получилось, что там был участок хорошего снега и я ходом проехал метров 50-60 по вертикали, не замечая, что кислорода-то мало. Когда я выехал на выполаживание, почувствовал, что "отъезжаю". Хорошо, силы еще были, остановился и стал принудительно вентилировать легкие. С максимальной частотой дышал целую минуту. - Какое снаряжение использовалось для спуска? Лыжи были Scott INTOXICA FX, причем я мог бы выбрать любые другие, но у меня личные неплохие отношения с ребятами из этой фирмы, и я тестировал их лыжи, как только они их выпустили, 3-4 года назад. Но в данном случае они не были спонсорами, никакой коммерческой основы у нашей экспедиции не было. Я им, конечно, передам какие-то снимки, исключительно по дружбе. Год назад я эту модель испытал на Эльбрусе, остался доволен. Если сравнивать с другими фирмами - то не хуже, а может даже и лучше. Очень универсальные лыжи. Как по голому льду идут, так и по снежной каше. Крепеж был скитуровский, Fritschi Diamir 2. Я эти крепления купил как-то в Москве. И тоже остался доволен - пока не подводили. Ботинки Dynafit Tourlite , я их купил вообще через интернет-магазин. Они теплые, и у меня совершенно не мерзли ноги - а это очень ценно. - Сколько времени заняла вся экспедиция? Больше месяца, учитывая все наши сидения в базовом лагере. Я бы сравнил пик Победы с таким хорошим гималайским восьмитысячником. В прошлом году, например, никто вообще не взошел. В этом году успело проскочить 10 человек. - Иностранные масс-медиа пока не проявляли интереса к спуску с Победы? Пока нет. Это не пик Ленина, откуда можно красиво съехать. С Победы лихо и красиво не съедешь. Ни с кем из западных фрирайдеров или ски-альпинистов я толком не знаком, хотя читал, конечно, и о спусках Каммерландера, и о Даво Карничаре. - Я так понимаю, что это был для россиян высотный рекорд спуска на лыжах? По всей видимости - да. По крайней мере, не приходилось слышать о больших высотах. - А в какой момент у тебя произошел переход от классических горных лыж к фрирайду? Все начиналось так: мы с отцом, в далеком детстве, ехали на канатке на Чегет, и он вдруг сказал, показывая на "семерку" на Донгуз-Оруне - "Вот, Николай, съехать бы оттуда!". Эта мысль запала мне в душу. А потом мой приятель Юра Драхлин бросил институт, работу, и осел в Терсколе. У него были лыжи "Младость", и он стал на них кататься. Я ему сказал: "Смотри, Юра, какой классный спуск!". В 1987 в Терсколе я снова встретил Юру, и узнал, что он съехал с "семерки". После этого он съехал с Ушбинского ледопада в одиночку, сделал много менее громких спусков на Кавказе. И потом погиб в лавине на Иныльчеке, так вот печально все это закончилось. Поэтому можно сказать, что идея внетрассовых спусков у нас была давно, еще, когда я выступал. С Эльбруса я много раз съезжал - каждый раз, когда там бывал, 10 или 11 раз. Потом во время экспедиции на Чо-Ойю, между выходами, сходили с Димой Сергеевым на безымянную вершину 6300 и скатились с нее.
- Как логичное продолжение лыж и параплана - зимой на кайте катаешься? Да, конечно! У меня два кайта есть, меня часто наши кайтеры приглашают покататься, - Андрюха Собетов, Дима Яржембовский. Я примерно за полчаса научился управлять кайтом, ведь мне это все родное - горные лыжи, параплан. У меня идея - установить рекорд скорости на кайте. Если будет хороший ветер, я надену спусковой комбинезон и скорость возрастет просто дико! Я говорил уже Собетову: то, что вы тут гоняетесь в пуховках, это все ерунда. Дайте мне нормальный ветер, и я в современном в скользком камбезе на виражах километров 120-130 в час буду идти. Мне как раз недавно подарили хорошие спусковые лыжи. Их одеваешь - и как по рельсам. 1/ Интернет – сайт «Диагональный мир» – прим. ред. 2/ Обелиск – скала в основании вершинной башни п. Победы (прим. ред.).
| ||||
|