|
АЛЬПИНИЗМ И СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬЮрий
Ицкович – к.т.н.,
К 90-летию Великой Октябрьской Социалистической Революции
Может ли быть что-нибудь общее между альпинистами и революционерами? Не спешите давать отрицательный ответ на этот вопрос. Подавляющее число альпинистов – люди социально очень активные. А пассивных в социальном плане революционеров не бывает в принципе. Когда в конце XIX - начале XX веков русские революционеры оказались в вынужденной эмиграции в Европе, их пристанищем были не только столицы: Париж, Лондон или Берлин. Многих из них потянуло в Альпы и это, как мне кажется, вполне естественно. Сейчас об этом уже мало кто помнит, но в те времена большую альпийскую деревню Давос можно было считать настоящим центром русской эмиграции, а заодно и колыбелью русского революционного движения. В Давосе проводились политические семинары, устраивались острые дискуссии, на которых выступали с докладами известные в будущем революционеры, соратники Ленина: Анатолий Луначарский, Феликс Дзержинский и другие. Не отставали и революционерки, например, многократно выступала Инесса Арманд1/ – красавица и великая женщина, что бы о ней ни говорили, которая вдохновляла великих людей на великие дела. Память о ней Давос хранит до сих пор. Если вы, зайдя в спортивный магазин, решите купить доску для сноуборда, на которой изображены портрет и фигура прекрасно сложенной спортсменки, то с большой вероятностью это будет Инесса Арманд. Другая женщина и тоже красавица, Александра Коллонтай2/ оттачивала там свое ораторское мастерство, как будто специально, чтобы стать перед революцией выдающимся агитатором большевиков. После ее речей матросы Балтийского флота целыми кораблями переходили на сторону большевиков, а комиссар Дыбенко, прощаясь после митинга, в знак преклонения на руках уносил ее со своего корабля по трапу на берег. В Альпах начал заниматься альпинизмом Н.В. Крыленко – будущий первый Главком Красной армии, Генеральный прокурор СССР и организатор Советского альпинизма, который в 1914 поднялся на свою первую снежную вершину Ден-ду-Раше вместе с Лениным и еще двумя спутниками. В.И. Ленин неоднократно поднимался на горные вершины, наиболее известными из которых являются Юнге-Фрау в Германии и Рыси в Польше. Через пол века на этих вершинах будут проводить традиционные альпиниады в день рождения Ленина спортсмены Германской Демократической республики и Польской Народной республики. А в те дореволюционные годы прогулки по горным тропам с Н.К. Крупской были любимым занятием Ленина в часы отдыха. В России созданное в 1901 Русское Горное общество, начав активную работу на Кавказе, почти сразу встретилось с будущими революционерами. Например, С.М. Киров, который жил в то время во Владикавказе, в 1910 г. со своим другом и председателем горного клуба А.И. Духовским восходит на Казбек, а в 1911 г. – на Эльбрус. С. Миронов (настоящая фамилия Кирова), работавший корреспондентом в местной газете «Терек», так описывает свои впечатления от восхождения на Казбек в номере от 2 сентября 1910 г. «Нет никакой возможности описать то величие, которое открывается отсюда. Хочется упасть на снег и целовать его от восторга, охватывающего тебя, при виде этого грандиозного многообразия природы и беспредельного величия ее… Увидев раз эту картину, нельзя забыть ее во всю жизнь». Читая эти строки, понимаешь, что человек, написавший такое, может своими призывами увлечь людей на трудные и великие дела. С хорошими агитаторами у большевиков, видимо, проблем перед революцией не было. Еще один видный большевик, полководец Михаил Васильевич Фрунзе (1885-1925), не устоял против притяжения гор. В 1903 г. после окончания седьмого класса средней школы в летние каникулы он не смог усидеть дома. А так как дом его был в Киргизии у Тянь-Шаньских гор, где он родился и вырос, то с двумя своими сверстниками они рванули в горы. За время каникул они прошли полторы тысячи километров в горах, собирая коллекцию горных растений. Коллекция получилась отменная, и Миша передал её в ботанический сад Санкт-Петербурга. Его сразу окрестили большим ученым, сравнивали с А.П. Федченко и пророчили научное будущее. Но когда Михаил приехал в Петербург учиться и поступил в Политехнический институт, революционные вихри уже захватили Россию и жизнь М.В. Фрунзе пошла совсем по другому пути. Большевики знали его корни и после смерти назвали столицу Киргизской ССР его именем, которое продержалось вплоть до распада Советского Союза. И еще один факт, связанный с альпинизмом и использованием альпинистского инвентаря. 20 августа 1940 года в Мексике небольшим острым ледорубом, спрятанным под плащом, сотрудник НКВД, испанец Рамон Меркадер убил Льва Троцкого, главу мирового антисоветского движения. Тем самым была ликвидирована опасность раскола мировых левых сил, который уже привел к нашему поражению от фашистских сил Франко в Испанской войне 1937 г., и грозил нам большими проблемами в начавшейся второй мировой войне. Все сказанное выше, по моим понятиям свидетельствует о том, что альпинисты помогли большевикам совершить революцию. После революции оставалось сделать главное: создать Советский альпинизм. Пионерами здесь выступили грузинские любители гор, в частности Георгий Николаевич Николадзе, бывший тогда доцентом Тифлисского университета. В 1918 г. он выступил перед широкой аудиторией педагогов, студентов, членов спортивного общества «Сокол» с рассказом о своих поездках в Альпы еще в юношеские годы и о стремлении людей к вершинам. «Я чувствую некоторую неловкость из-за того,— заключил он свое выступление, — что у себя на родине в Грузии я не побывал ни на одной вершине. Нам нужно изучать нашу богатейшую природу от лазурного моря до вечных снегов горных вершин». Идея организации восхождения на Казбек была впервые обсуждена и одобрена в марте 1923 на встрече давних друзей: А. Джавахишвили, Г. Николадзе, А. Дидебулидзе, И. Асланишвили, А. Топадзе. Горные ботинки ввиду дефицита им заменяли «бандули» (вид чувяков из сыромятной кожи, имеющих вместо подошвы плетеную сетку из сыромятных же ремешков), в которых обычно ходят горцы в горах. 22 августа 1923 группа из 27 человек прибыла в селение Казбеги, а 26 августа восходители в сопровождении проводников Я. Казаликашвили, Л. Кушиашвили и А. Безуртанова прибыли к Девдоракскому леднику. Следующую ночь они провели в районе полуразрушенной «Ермоловской хижины», а в 15 часов 30 минут следующего дня 18 человек, наиболее стойких, собрались на вершине Казбека: Г. Николадзе, Я. Казаликашвили, А. Агниашвили, Г. Алиханов, И. Кукавадзе, Ш. Мамтавришвили, И. Матиашвили, В. Мчедлишвили, К. Потенкорф, Ф. Баумгауер, М. Чинчирадзе, П. Романкевич, завхоз группы Сандро (Фамилии завхоза установить не удалось), а также пять девушек — Маро Бежанишвили, Елико Лордкипанидзе, Асмат Николайшвили, Маро Ткавадзе и Лида Чхеидзе. Вслед за победителями на Казбек направились участники первой научной экспедиции Геофизической обсерватории Грузии во главе с А. Дидебулидзе и проводниками Г. Циклаури и А. Топадзе. В группе Дидебулидзе шла представительница впоследствии широко известной семьи грузинских восходителей Александра Джапаридзе. Группа А. Дидебулидзе, в которую, входили А. Джапаридзе, Г. Авалишвили, И. Асланишвили, А. Вейс, К. Папинаришвили, В. Тугашвили, А. Топадзе, Г. Циклаури, достигла Казбека 3 сентября 1923 г. Всего в двух группах на Казбек поднялось 26 человек. Так сбылась мечта Г. Николадзе, который после этого стал признанным зачинателем советского альпинизма. Широкие возможности развития альпинизма в нашей стране подтвердил и подъем на Авачинскую сопку на Камчатке. Сюда 5 августа 1923 г. поднялась с краеведческими целями группа любителей природы во главе с В. Арсеньевым, неутомимым исследователем Дальнего Востока. В группу входили председатель Камчатского губревкома М. Савченко, комиссар того же ревкома А. Марков, ботаник П. Новограбленов и природный камчадал, прямой потомок первопроходцев Аляски во времена Русской Америки Л. Колмаков. В первые годы существования Советский альпинизм не имел централизованного управления. Только в 1929 году после первой Советско-Германской экспедиции на Памир в Москве была создана Центральная горная секция при ЦС ОПТ под председательством В.Л. Семеновского. В 1930 году ОПТ был преобразован в общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) под руководством Н.В. Крыленко. В это время Советская власть относилась к альпинизму, можно сказать нейтрально. Перелом наступил в период с 1932 по 1934 годы в связи с рядом выдающихся событий: В 1932 г. была открыта и в следующем году покорена наивысшая вершина СССР, получившая, естественно для того времени, имя Сталина. В 1933 г. был проведен высокогорный поход, организованный отделом туризма Центрального Дома Красной Армии по инициативе Н. Крыленко и В. Клементьева, при горячей поддержке военного комиссара К.Е. Ворошилова. Массовый поход, насчитывавший более сотни участников, проводился в стране впервые и по предложению Ворошилова получил название альпиниады. В 1934 прошла 1-ая Памирская экспедиция Красной Армии на пик Ленина под руководством Н.В. Крыленко, который лично вел отряд в 24 человека до 7000 м. Из-за непогоды отряд отступил, но 8.09.34 на вершину вышли К. Чернуха (рук.), В. Абалаков, И. Лукин. Результатом этих достижений явилось государственное признание альпинизма. Сталин с подачи Ворошилова, Крыленко и Горбунова лично курировал развитие альпинизма. При этом доктриной Советской власти стало положение о том, что альпинизм укрепляет мобилизационную готовность советского народа и является одним из важнейших оборонных видов спорта, а Красная Армия является инициатором массового альпинизма. Именно в это время И.В. Сталин подписал Приказ о предоставлении продолжительных отпусков инструкторам альпинизма с обязательной выплатой среднемесячной зарплаты. (Этот Приказ действовал до 1992 г.) После этого альпиниады проводились регулярно среди воинских и производственных коллективов, с привлечением к участию все большего количества спортсменов и передовиков производства. Сейчас многое из того массового альпинизма кажется не вполне естественным, но нельзя без удивления, а порой и восхищения читать, как на Казбек в 1935 г. поднялся сводный батальон с полным вооружением, включая артиллерию и пулеметы, под командованием Н.Ф. Ватутина (в последствии одного из известных военачальников ВОВ). В начале августа этого года состоялась первая Северо-Осетинская альпиниада рабочих и колхозников, в которой участвовало уже 515 человек! Рекордные цифры в этих мероприятиях превышают 1500 участников. Представляю, с каким удовольствием поехал бы я на массовую альпиниаду. Думаю, что это не менее интересно, чем поездки на уборку урожая в пригородных совхозах, куда я с большим удовольствием, как на спортивное мероприятие, ездил в дни моей молодости. Все это имело, бесспорно, воспитательные, пропагандистские и политические цели. Страна готовилась к войне, к другим испытаниям. Большевикам нужна была крепкая и здоровая молодежь. Крыленко 23.01.1937 был выбран первым председателем только что созданной Федерации альпинизма СССР. И хотя через год его репрессировали, но дело было сделано. Начиная с 1936 года, альпинизм был передан в ведение Всесоюзного Совета по физической культуре и спорту. Это означало государственную поддержку и финансирование. Первый альпинистский лагерь появился на Кавказе в 1931 году по инициативе Бориса Николаевича Делоне3/. Он – организатор и начальник лагеря ленинградских рабочих Путиловского (ныне Кировского) завода в ущелье Дых-су. Лагерь состоял тогда всего из нескольких палаток, установленных стационарно, на все лето. Началось формирование системы массовой подготовки альпинистов через обучение в альплагерях, которые стали стационарными. Количество лагерей непрерывно росло и в сезон 1938 года в горах открылось уже 53 лагеря. Для непрерывной подготовки новых альпинистов нужны были преподавательские кадры. И вот в лагерях открываются школы инструкторов. Приказ Сталина о предоставлении инструкторам альпинизма на местах основной работы длительных отпусков в летнее время с сохранением заработной платы, как нельзя кстати. Да и в альплагерях инструктора получали зарплату. Чтобы инструкторы не пропускали сезоны работы в альплагере, их после пропуска более 2-х лет заставляли повторно стажироваться, т.е. работать бесплатно. Все это дало желаемый эффект, престижность альпинизма непрерывно росла, и народ пошел в альпинизм, превращая его в один из самых массовых видов спорта. На вершине этого массового движения, как на фундаменте стояли основоположники, ведущие альпинисты, которые развивали спорт высших достижений. В тридцатые годы были покорены все известные высочайшие вершины СССР, названные именами руководителей государства. При этом главным принципом было: «вершина любой ценой» и некоторые достижения, бесспорно, были равносильны подвигу. Примерами таких подвигов являются покорение в 1931 г. Хан-Тенгри тремя альпинистами во главе с М. Погребецким, покорение п. Сталина Е. Абалаковым в 1933 г. (под руководством Николая Петровича Горбунова – академика, видного государственного деятеля, который, кстати, до вершины п. Сталина не дошел всего 200 м – прим. ред.).
Но принцип «любой ценой» иногда приводил к неприятностям. В 1936 году вторая битва за Хан-Тенгри привела к аварии в группе Абалаковых. Эта группа запоздала с подготовкой к восхождению, возникли проблемы с составом, на подходах к Хан-Тенгри встретила группу Алмаатинцев, возвращавшихся вниз с очень тяжелой победой. Надо бы вернуться, но чем-то надо отчитываться за потраченные средства. Все это не способствовало укреплению морального духа группы. А суровые погодные условия усугубили обстановку. В результате два человека в группе погибли, а В. Абалакову ампутировали 13 пальцев на руках и ногах. Встречавшие группу внизу Н. Крыленко и М. Погребецкий уже помочь ничем не могли. Политические репрессии конца тридцатых годов не обошли стороной и Советский альпинизм. Ушли из жизни Н. Крыленко, Н. Горбунов, другие основоположники. Великая Отечественная война временно прервала поступательное движение нашего альпинизма. Не берусь однозначно определить, оправдали, или не оправдали альпинисты те надежды, которые на них возлагали руководители страны, но свой вклад в победу они, без сомнения, внесли. А после войны в Советском альпинизме наступила эпоха В. Абалакова. Все порядки были строго формализованы уставом под названием «Правила горовосхождений в СССР». В альплагерях соблюдалась железная дисциплина, основанная на «нашей идеологии и морали», как говорили официальные представители альпинистского руководства, которые гордились, что количество несчастных случаев в советском альпинизме несравненно меньше, чем в любой капиталистической стране. С началом Хрущевской оттепели темпы роста массового альпинизма оставались высокими, но морально-идеологические устои начали понемногу расшатываться. Я вырос в СССР и все Советское для меня свято, за что меня часто называют старым коммунякой. Но я не могу закрыть глаза и не сказать о некоторых недостатках, которые, как мне кажется, копились в альпинизме, как и во всем обществе. В шестидесятых годах в альплагерях уже не были редкостью случаи нарушения спортивного режима. И не только в альплагерях. С большим сожалением я наблюдал, как на массовых спортивно-комсомольских слетах, на скалах, в туристских походах выходного дня спортивная составляющая все больше отходила на задний план, а главным становился отдых с обильными возлияниями крепких напитков. Может это мне только кажется? Был такой случай. В майские праздники 1964 года, при возвращении с традиционного слета на скалах у поселка Кузнечное под Ленинградом, стихийная толпа альпинистов и туристов прошла импровизированной демонстрацией от Финляндского вокзала до Дворцовой площади с лозунгами «С нами крестная сила и ВЦСПС» и «Долой Романова». И хотя эта стихийная акция, в какой то степени была направлена против передачи управления альпинизмом из Госкомспорта в ВЦСПС, а Романов на лозунгах был профсоюзным чиновником, отвечавшим теперь за альпинизм, и не имел ничего общего с первым секретарем Ленинградского обкома партии (тоже Романовым), но все это выглядело как некоторая антисоветчина. При чем никто не хотел сделать ничего антисоветского, просто атмосфера, уровень критического отношения к порядкам в обществе позволял такое. Совершенно очевидно, что, например, на Северо-Осетинских альпиниадах перед войной такое было не возможно. Хотя И. Сталина правильно ругают за репрессии, но в то же время не менее правильно его хвалят за порядок и дисциплину в государстве. В быту и на кухнях в это время уже часто рассказывали политические анекдоты, в том числе и про первых лиц государства. А я лично видел на вершине Приполярного Урала (г. Народной), бюст Н.С. Хрущева, но не бронзовый, а надувной резиновый, который был явной пародией на излишнюю полноту вождя. С учебным процессом в альплагерях тоже были сбои. Мой друг Анатолий Зоткин после не очень результативной поездки в альплагерь Безенги для выполнения первого разряда, рассказал мне, что их очень неохотно выпускали на восхождения. Инструктора в неофициальном общении прямо советовали сидеть в лагере в палатках, чтобы с ними не случилось никаких аварий. А еще я помню, как во время лагерной смены на Кавказе, где-то поблизости случилась авария с туристами. Сразу во всем районе были запрещены все восхождения, и мы несколько дней работали на спасательных работах, подтаскивая снаряжение и продукты настоящим спасателям, а потом транспортируя пострадавших. Народу работало примерно с тройным запасом. Из наблюдений за инструкторами, мне казалось, что они с удовлетворением воспринимают ситуацию, потому что и авария чужая, туристская и не влияет на статистику альпинизма, а с другой стороны прекрасный повод не водить всяких неквалифицированных третьеразрядников на вершины. Конечно, такой способ борьбы за безаварийность не был типичным, но создается впечатление о некотором снижении целеустремленности в работе альплагерей. Помню, как во время сборов в альплагере «Красная Звезда» нас посадили в грузовики и отправили к Марухскому леднику, где мы недели две строили памятник советским воинам на Марухском перевале. Дело это патриотическое и я с увлечением таскал металлические конструкции на перевал, но потом при здравом рассуждении на холодную голову в ней возникали мысли, что это не совсем прямо связано с повышением спортивного мастерства. Возможно, план по разрядникам был уже выполнен. Я прошу прощение за то, что все это напоминает брюзжание старого маразматика. Может все это – редкие случайности и никаких тенденций во всем этом нет. Просто ложка дегтю в бочке меду. Существо вопроса состоит, видимо, в том, что прямой путь к спортивному мастерству изменился по сравнению с довоенными годами. Теперь он содержал несколько смен в альплагерях, потом школа инструкторов, работа в альплагерях инструктором и спортивные восхождения в пересменках. А уж потом – серьезные восхождения. Альпинизм, как спорт высших достижений все больше перемещался в экспедиции. И здесь Советский альпинизм был по-прежнему силен, как и само Советское государство. Высочайшие вершины Памира и Тянь-Шаня покорялись по сложнейшим, в том числе стенным маршрутам. Советские альпинисты стали выезжать за рубеж. Пиком достижений, видимо, следует считать первую экспедицию на Эверест в 1982 году, закончившуюся бесспорным триумфом. Все было хорошо. Настоящий кризис случился в нашем альпинизме с развалом СССР. Прекратилось государственное финансирование, пришли в запустение большинство альплагерей. Исчез массовый альпинизм. Только в новом XXI веке начал понемногу возрождаться теперь уже альпинизм Российский, с чем-то вроде рыночных отношений между альплагерями и приезжающими альпинистами и с более естественными источниками финансирования серьезных альпинистских мероприятий – через спонсоров и спонсорские советы. Изменилось и отношение к авариям в горах. Исчезли причитания, и никого не шокирует, например, слова А. Одинцова на пресс-конференции, что «гора обошлась нам в 10 ребер, 2 руки, 2 ноги и гибель одного участника». Потому что все понимают, что речь идет о высших достижениях альпинизма в проекте «Русский путь – стены мира». Все меняется, только горы остаются такими же, как раньше. Они не всех подпускают к себе. «Не бери на себя подвигов выше сил своих», эта заповедь висит в воздухе над всеми горами, как раньше, так и сейчас. Пусть успехи Российского альпинизма будут не менее впечатляющими, чем в Советские времена!
Что же касается собственно самого юбилея Великой Октябрьской Социалистической революции, то надо сказать, что она изменила жизнь людей во всем мире! И даже больше, чем в самой России. Революция показала мировой правящей элите, владельцам заводов, газет, пароходов…, что прибылью надо справедливо делиться. Иначе им не выжить. Хотя социализм в России разрушен, но мир еще оценит полученные уроки Русского эксперимента, продолжавшегося почти 75 лет! 1/ Арманд Инесса Фёдоровна (1874-1920) – деятельница революционного российского движения. С 1904 – член Коммунистической партии. Одна из самых загадочных личностей и противоречивых фигур в русской истории и в русском революционном движении. Она возглавляла Женскую секцию при Центральном комитете партии, много и вдохновенно выступала публично, но её личная жизнь была и остаётся тайной за семью печатями – знаменита близкими связями с Лениным. (Прим. ред.). 2/ Коллонтай Александра Михайловна (1872-1952) – Профессиональная революционерка с конца 1890-х гг. Первая в мире женщина-посол. 1917-1918 – нарком государственного призрения (Министр – помощи детям, бедным…). С 1920 – заведующая женотделом ЦК партии. С 1923 – полпред и торгпред в Норвегии. С 1926 – в Мексике. С 1927 – полпред в Норвегии. 1930-1945 – посланник, затем посол СССР в Швеции. Ее имя овеяно легендами. Одна из самых загадочных женщин России. До глубокой старости сводила с ума мужчин. (Прим. ред.). 3/ Советский математик, член-корреспондент АН СССР (1929). Прим. ред. | |||||||||||||||||||||||||
|