|
Альпинисты
Северной Столицы |
|
Зачем же все-таки ветераны возвращаются в горы?Михаил Алексюк В молодые годы, когда такое понятие как риск не имело смысловой сути, лазание по объективно опасным горам было новым и требовало молодой энергии, которая была у нас в избытке. И залезть на какую-либо замысловатую вершину по особенно трудному и опасному маршруту было главной целью занятия альпинизмом. «Безумству храбрых поем мы песню» этот лозунг был основным мерилом качества горовосхождения. Но время текло, подошел возраст создания семьи, приобретения специальности, которая бы кормила нас и наши семьи. Навыки, приобретенные в горах, помогали нам в этом трудном и обязательном деле. Многие из нас сделали выбор в сторону профессии и горы стали приятными воспоминаниями об альпинизме, риске, трудностях восхождений и радостях побед. Начались будни напряженной повседневной жизни. Мы освоили те специальности, которые нам нравились, построили семейную жизнь, воспитывали детей. Всему свое время. Но подошла зрелость. Мы стали пенсионерами и время, когда мы жили иной жизнью, стало напоминать о себе все чаще и чаще. Мы хотим показать своим детям и внукам, что есть мир, где зло несовместимо с главной целью горовосхождений, где люди между собой могут общаться на спокойном доброжелательном языке, не дразня и не ругая друг друга по каждой мелочи. В той альпинистской жизни бывало очень тяжело, холодно, голодно, но это никого не раздражало. Мы сами выбрали такой спорт, и он нам нравился. Я бы только желал, чтобы дети научились нашему трудолюбию, терпению и целеустремленности. Но это в условиях благополучной городской жизни не удается. Нужны горовосхождения с лишениями и риском для жизни, тогда это научит многому. Но этот рискованный путь нам не подходит – слишком много переживаний. Самое главное, наши дети не проявляют интереса к альпинистской деятельности. Да и альпинизм сейчас измельчал. Никто не ходит на Ушбу, которая расположена на территории Грузии, Шхельду, которая является пограничной, и многое другое. Теперь на восхождения на вершины, расположенные в главном Кавказском хребте, требуются разрешения пограничников России и Грузии. Всеобщее потепление убрало весь снег со склонов, и обнажились «бараньи лбы» и лед. Ушбинский ледопад, который до середины августа был засыпан снегом, сейчас блестит, как зеркало, и перерезан несколькими поперечными трещинами, глубиной в десятки метров до самого гранитного ложа с гладкими каменными стенами. Любые перемещения на бывших альпинистских тропах требуют пограничного пропуска. Остались Эльбрус, пики МНР, Курмычи и ряд других несложных вершин. Но ветераны собираются вместе в горах Кавказа, чтобы встретиться друг с другом, вспомнить совместные трудности, а самое главное глотнуть того самого доброжелательства, которым так богат альпинизм. Когда любой встречный в горах – друг и любое зло нетерпимое явление. Пребывание в горах – это пренебрежение любым комфортом ради сохранения доброжелательности между людьми. Это место, где исключены лень и хитрость. И сейчас, когда мы отработали свой срок на производстве, вырастили детей, у нас появилось время задуматься. А почему мы так любым горы в молодости? За что? Неужели мы так обманулись? Нет! Горы требуют к себе большого внимания. Мы здесь учились быть людьми честными, порядочными и доброжелательными. Это хотят и нынешние ветераны передать своим потомкам. Но как? Это возможно, если мы сами будем вести себя достойно, без зла и суеты. Но всегда появляются люди, которые норовят в общую бочку меда влить свою ложку дегтя. Этим они мстят нам за свои несбывшиеся мечты. Всю жизнь они хитрили, выгадывая безделье, и в зрелые годы остались ни с чем. Вот и норовят обратить на себя внимание скандалами и пакостями. Вот здесь и должен проявиться характер руководителя. Он должен решать возникающие проблемы, обеспечивая общее спокойствие и обстановку добра любой ценой, добро должно быть сильнее зла. Иначе не будет радости и удовлетворения, то есть того, для чего мы сюда и приехали. Нужен порядок, где каждый знает, что можно и что нельзя. И руководитель обязан обеспечить это для общего спокойствия и пользы. Он всегда может рассчитывать на помощь и содействие разумной и активной части коллектива. Но все эти усилия мало чего стоят, если руководитель сам будет нарушать законы честности и доброжелательности. Он должен быть выше любых форм зла. Тогда такое руководство принесет пользу И если убрать из альпинизма дух доброжелательства и братства, остается голое опасное горовосхождение, которое в таком виде никому не нужно. Оно противоречит идее любой общности, где человек существует для какой-то гуманной цели. А представьте себе цель – с риском для жизни залезть на гору. Зачем? Чтобы её покорить? Это, каким образом? Если человек, завернутый в кучу тряпья, притащил все это на вершину горы, которая до этого простояла сотни лет, и будет ещё долго стоять среди снегов и морозов, то он её покорил? Как бы ни так. Она, гора, и не заметила его минутного посещения, а он думает, что он покоритель. И его убогое окружение тоже так представляет. Вот и появились новые покорители, которые никого и никогда не покоряли, но зато горды сознанием своей исключительности. Таким образом, основной задачей ветеранского движения, но моему мнению, является умение увидеть главное, для чего нужны эти горовосхождения нам и нашим детям. И ещё нужно помнить, что общение людей – это тоже невидимое духовное обогащение. И вот за всем этим ветераны возвращаются в горы и чем дальше, тем их становится больше. | ||
|