|
Самолеты и вертолетыПОЛЕТ ПЕРВОГО В МИРЕ САМОЛЕТА 20 июля 1882 года в Красном Селе под Петербургом в воздух поднялся первый в мире самолет, построенный под руководством русского контр-адмирала Александра Федоровича Можайского (1825-1890). Об этом событии сообщил «Кронштадтский вестник» 1882 года. Управлял самолетом верный помощник Можайского — механик Русско-Балтийского завода Иван Никифорович Голубев. Самолет Можайского поднялся в воздух на 21 год раньше самолета братьев Райт. Кстати, ввиду несовершенства двигателей внутреннего сгорания того времени, Можайский установил на своем самолете два паровых двигателя. Именно из-за этого некоторые скептики подвергают сомнению полеты самолета Можайского с человеком на борту. Они утверждают, что самолет лишь подпрыгивал, но не взлетал, а в воздух поднимались только модели. ПЕРВЫЙ ТИПОВОЙ Первый типовой российский самолет, сконструированный русскими авиационными инженерами, назывался «Россия-А». Он был сделан в 1910 году на петербургском заводе «Первого всероссийского товарищества воздухоплавания». Это были самолеты типа «биплан» с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания. 15 августа 1910 года «Россия-А» прошла первые летные испытания на Гатчинском аэродроме под Петербургом. САМОЛЕТ-НЕВИДИМКА Первый в мире самолет-невидимка был построен в Советском Союзе во второй половине 1930-х годов. Его испытания проводились на одной из сибирских военно-воздушных баз. По свидетельству очевидцев, чудо началось, когда заработал мотор. По мере нарастания оборотов самолет начал как бы растворяться в воздухе, исчезать из виду. А когда оторвался от бетонки, положение его можно было определить только по перемещению звука. Самолет потеряли из виду не только зрители на земле, но и пилоты двух сопровождающих истребителей. Через некоторое время невидимка приземлился на посадочной полосе. Затих мотор, и самолет стал снова виден. Загадка до сих пор не разгадана, известно лишь, что обшивка была сделана из прозрачного оргстекла, а капот, кабина, колеса и другие части окрашены белой краской с примесью алюминиевого порошка. Самолет серийно не выпускался из-за сложности изготовления. ПЕРВЫЙ РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЕТ Даже у бывалых авиаторов этот небольшой 6-метровый самолет вызывал массу вопросов. Первым был: «А где же мотор и воздушный винт?» Кинооператор, специально приглашенный для съемки старта, отказывался верить, что крылатая «сигара», изготовленная из дерева и полотна, не имеющая пропеллера, поднимется в воздух с аэродрома Свердловска (Екатеринбург). С сильнейшим грохотом, извергая пламя из хвостовой части, первый в мире реактивный самолет БИ-1, управляемый летчиком-испытателем Г. Я. Бахчиванджи (1909 — 1943), взмыл ввысь... Всего семь минут продолжался полет этого самолета, — на большее не хватало емкости баллонов с топливом для двигателя, работавшего на смеси керосина с азотной кислотой. Высококонцентрированная кислота, разъедая металл, наполняла удушливыми парами кабину пилота. Реактивный самолет БИ-1 был создан в 1941 году конструкторами А. Я. Березняком (1912 — 1974) и А. М. Исаевым (1908 — 1971). Задумывался он как истребитель-перехватчик высотных разведчиков и бомбардировщиков. От самолета нельзя было уйти и в горизонтальном полете: развивая скорость свыше 800 километров в час, БИ-1 летал в полтора раза быстрее лучших боевых машин своего времени. Сравнительная дешевизна и простота изготовления (первая серия из нескольких десятков БИ-1 делалась на вагоностроительном заводе!) явились результатом долгой и кропотливой конструкторской работы, завершившейся 22 июня 1941 года, в день начала войны. Испытательные полеты первого реактивного самолета трагически оборвались в конце марта 1943 года. При попытке достичь максимально высокой скорости машина и летчик разбились, попав в зону предзвуковых аэродинамических явлений, о которых в ту пору было известно очень мало. Капитан Г. Я. Бахчиванджи был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Один из конструкторов БИ-1 А. М. Исаев стал впоследствии творцом ракетных двигателей знаменитых космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз» и других. САМОЛЕТ С РАДИОЛОКАТОРОМ Самолет дальнего радиолокационного обнаружения целей Ту-126 впервые был создан в нашей стране в 1960-х годах. Первые модификации размещались на базе стратегического бомбардировщика Ту-95. Сейчас советский аналог американского АВАКСа базируется на транспортном «Иле» и называется А-50. Он позволяет обнаруживать и определять координаты как воздушных, так и морских целей за многие сотни километров. САМЫЙ БЫСТРЫЙ БОЕВОЙ САМОЛЕТ Самый быстрый в мире боевой реактивный самолет — истребитель МиГ-25 (кодовое название «Летучая мышь») был создан советским авиаконструктором Артемом Ивановичем Микояном (1905 — 1970). Самолет-разведчик этого типа летел со скоростью 3395 километров в час (был засечен радаром). Предельная скорость истребителя, имеющего 4 крупные подкрыльные ракеты типа «воздух—воздух», — 2969 километров в час. РЕКОРД СЕРИЙНОГО ВЫПУСКА По сей день остается непревзойденным рекорд серийного выпуска легендарного в военное время штурмовика Ил-2. На Московском машиностроительном заводе имени С. В. Ильюшина было выпущено 36 163 самолета. Ни одна авиафирма мира не выпускала серийно подобного количества самолетов. ОКБ под руководством Сергея Владимировича Ильюшина (1894 — 1977) было организовано в 1933 году. С этого времени по 1991 год на одном из ведущих предприятий авиационной промышленности было разработано 70 самолетов различных типов и назначений. Самолеты с маркой «Ил» бороздят воздушные океаны всего мира. «МРИЯ» - АВИАГИГАНТ Самый мощный в мире грузовой самолет — Ан-225 «Мрия» (укр. «Мечта») был создан в ОКБ имени О. К. Антонова. Что может «Мрия»? Перевозить только на борту до 120 тонн грузов. Максимальный взлетный вес самолета с грузом — 600 тонн, из которых 250 тонн — полезная нагрузка (груз может располагаться и наверху самолета — прямо на фюзеляже). За минуту «Мрия» «выпивает» около тонны авиационного керосина. Самолет, имеющий размах крыльев 88,4 метра и длину 84 метра, способен разогнаться до 900 километров в час. «Мрия» совершила свой первый полет 21 декабря 1988 года. 22 марта 1989 года в испытательном полете на самолете было установлено... 109 мировых рекордов! В том числе на 104 тонны была превышена рекордная взлетная масса (прежний рекорд .принадлежал американскому самолету «Боинг-747-400»). Американцы прозвали нашу «Мрию» «воздушный слон» (в августе 1990 года самолет участвовал в воздушном фестивале в Сиэтле). В сентябре 1990 года наш «воздушный слон» демонстрировался на аэрокосмическом салоне в Фарнборо (Франция). САМЫЙ ВМЕСТИТЕЛЬНЫЙ АВИАЛАЙНЕР Ил-86 способен взять на борт 350 пассажиров за один рейс, что дает основание считать его самым вместительным отечественным авиалайнером. Впервые Ил-86 поднялся в воздух 22 декабря 1976 года. Оснащен четырьмя турбореактивными двигателями НК-86 конструкции Кузнецова, развивающими тягу 52 тысячи килограммов. САМЫЙ БОЛЬШОЙ ВЕРТОЛЕТ Самым большим вертолетом в мире является наш Миль-Ми-12 («Гомер»), известный также как В-12. Он оснащен четырьмя турбинными двигателями, каждый мощностью 6500 лошадиных сил, размах винта равен 67 метрам. Длина вертолета — 37 метров, а вес — 105 тонн. САМЫЙ БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ ВЕРТОЛЕТ 3 февраля 1982 года в Советском Союзе большегрузный вертолет Ми-26, пилотируемый Г. В. Алферовым и Л. А. Индеевым, поднялся на высоту 2000 метров, имея общий вес в 56 768,8 килограмма. АЭРОТАКСИ В рамках конверсии ведущие конструкторские бюро России разработали целый ряд легких многоцелевых самолетов, получивших название «аэротакси». Такие машины необходимы рыбакам, геологам, охотникам, руководителям предприятий, специалистам правительственных учреждений, для оказания срочной медицинской помощи, проведения ледовой разведки и т. д. Одна из самых перспективных разработок — самолет С-80 ОКБ имени Сухого. Он имеет большую дальность полета — до 3,5 тысячи километров, высокие взлетно-посадочные характеристики. Бортовое оборудование позволяет производить слепую посадку в любых метеоусловиях. На модифицированном Су-26М отечественная команда завоевала первенство мира и кубок Нестерова, получив 16 из 33 медалей. На базе этой машины создан двухместный спортивно-пилотажный самолет Су-29, который американские специалисты назвали «совершенным технологическим чудом». Не существует фигур высшего пилотажа, которые не могут быть выполнены этим самолетом. Особенно потрясают возможности выполнения вертикальных маневров. Многоцелевой самолет Ил-103, разработанный в ОКБ имени Ильюшина, может быть использован для первоначального обучения как своеобразная «воздушная парта». Компоновка кабины напоминает кабину автомобиля. Самолет может взлетать и садиться на любые грунтовые площадки. ДЕЛЬТАЛЕТ Так называется летательный аппарат, сконструированный и созданный сотрудниками Нижегородского авиационного объединения. Легкий и простой в управлении, внешне напоминающий дельтаплан, он развивает скорость 105 километров в час при мощности бензинового двигателя в 35 лошадиных сил. Дальность полета — 240 километров. Размах крыльев — чуть более 10 метров. ПЕРВЫЙ В МИРЕ ТЕРМОПЛАН В России создан первый промышленный образец транспортного самолета принципиально нового типа. Его создатели — самолетостроители из Ульяновска и ученые Московского авиационного института — назвали свое детище «термоплан». Напоминающий по форме «летающую тарелку», самолет может брать на борт более 2 тысяч пассажиров или 200 тонн груза, развивая при этом крейсерскую скорость до 220 километров в час. Использоваться новый летательный аппарат может в условиях любой климатической зоны. Он способен работать при перепаде температур от плюс 40 до минус 60 градусов Цельсия. В феврале 1992 года председатель Госкомитета по делам конверсии при Президенте Российской Федерации публично заявил о возможности демонстрационных полетов русской «летающей тарелки». А первый промышленный образец термоплана получил имя «Россия». На его серебристом борту — изображение Георгия Победоносца на огненном коне. ПЕРВЫЙ В МИРЕ ЭКРАНОПЛАН 15 лет назад разведслужбы США получили со спутника снимки, на которых фигурировал напоминающий морское судно самолет-гигант длиною 100 метров и 40 метров по длине крыла с 10 реактивными моторами. Он летел над Каспийским морем на высоте нескольких метров со скоростью 800 километров в час. Американцы назвали этот аппарат «монстром Каспия». Оказывается, американская разведка зафиксировала один из моментов многолетних испытаний первого в мире экраноплана, главным конструктором которого был выдающийся инженер и ученый Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916 — 1980). В его Центральном конструкторском бюро города Чкаловска под Нижним Новгородом был создан этот невиданный до сих пор транспорт. Грузоподъемность экраноплана в 10 раз превышает вес, поднимаемый в воздух любым летающим средством. Долгое время все работы над экранопланом были окружены глубочайшей тайной. Ныне конструкторы «каспийского монстра» со своими американскими коллегами из крупнейших концернов США приступили к разработке варианта совместного серийного производства экранопланов, вызывающих революцию в воздушных и морских средствах передвижения. Экраноплан способен лететь над поверхностью воды со скоростью 800 километров в час. Его передние моторы сжимают воздух между крылом и водой до тех пор, пока он не разовьет скорость авиалайнера, летя над поверхностью моря. Когда в действие вступает «эффект экрана», экраноплан движется на нужной высоте только за счет задних моторов. Летающее судно отличается высокой экономичностью.
| ||||||||||||||||||||||||
|