|
Возвращение первых авиаторов(об истории отечественной авиации) Перелет русских авиаторов по маршруту Петербург — Москва. С Комендантского аэродрома в северной столице стартовало девять аэропланов. До цели долетел один. Но долетел. А русской авиации шел тогда только второй год. Так начинается фильм. Так начиналась история отечественного воздухоплавания. Но были к тому времени триумфальные победы русских летчиков Н. Попова и М. Ефимова на авиамитингах в Каннах и Ницце, где они побили все тогдашние мировые рекорды. Гремели имена С. Уточкина, И. Заикина, Л. Мациевича, первых женщинавиаторов Л. Зверевой, Л. Галанчи«овой и княгини Шаховской... История первых лет российской авиации героическая и прекрасная. Тем удивительнее, что до сих пор не была создана ее кинолетопись. Во всех крупных европейских странах, в США подобные сериалы давно уже сняты. Хорошо, что хотя бы сейчас восполняется пробел. Рассказывает автор сценария, летчик-испытатель Мстислав ЛИСТОВ: — Материал для фильма я собирал без малого десять лет. Но если бы не знакомство с такими людьми, как М. Громов, К. Арцеулов, консультанты фильма А. Байдуков и В. Гризодубова, если бы не собственный летный опыт, ничего бы, думаю, не получилось. Те, кто уже видел нашу работу, часто спрашивают: почему так много говорится в фильме о Франции, ее роли в развитии авиации? Но значение Франции действительно большое. В том числе и для нашей авиации. Все первые русские авиаторы получали летные удостоверения в Парижском аэроклубе. Большинство из них летало на французских машинах, а потом сражалось в рядах французских эскадрилий во время первой мировой войны. Наших летчиков за героизм награждали высшим знаком отличия Французской Республики вплоть до ордена Почетного легиона... Мы снимали картину в трех странах: у нас, во Франции и в Болгарии,— продолжает М. Листов.— Очень хотели повторить полеты первых авиаторов по тем же маршрутам, с той же скоростью и на той же высоте, что и в 1910—1911 годах. Помогали во Франции сотрудники Национального аудиовизуального института (ИНА). И летчик Жан Салис — организатор ежегодного авиационного праздника. О нем стоит сказать особо. Он собрал огромную коллекцию самолетов — 110, из них 54 старинных. Авиапраздник Жан Салис проводит 22 мая. Пилоты Салиса поднимаются в воздух на различных типах машин. Мне тоже повезло: летал на аэроплане 1913 года... Съемки с воздуха, добавлю, наверное, самые впечатляющие в фильме. И еще хроника: из отечественных архивов, и предоставленная группе (режиссером был Владимир Бутков, оператором — Валерий Ахнин, звукооператором—Владимир Сухоцкий) архивами Болгарии и Франции. Картину я смотрел на предварительном показе вместе с летчиком-космонавтом СССР Игорем Волком. Необходимо, говорил он, чтобы кинолетопись была продолжена. А то, что уже сделано, Игорь Петрович оценил так: «Это большая удача. Прежде всего потому, что показаны живые люди. Ведь каждый исторический факт — это поступок конкретного человека. Надеюсь, демонстрация фильмов поможет открыть частные архивы, даст новый поток материалов...» Мне тоже хочется верить, что так и будет. Ведь без знания собственной истории нам никак нельзя. Оно помогает, как говорил в свое время прекрасный летчик и прекрасный писатель А. де СентЭкзюпери, «вернуть человеку его духовное содержание...». А писать авторам сериала, присылать им материалы по истории русской авиации можно по адресу: 107005, Москва, улица Радио, 17. Научномемориальный музей Жуковского. На снимках: Михаил Ефимов в небе над Ниццей на «Фармане» (слева) и на земле, 1910 год. (Из архива «Мюзе де пэр» в Бурже).
| ||||||||||||||||||||||||
|