|
Альпинисты
Северной Столицы |
|
Статистика и метеоданные, или что было неизвестно в 1959 годуВ те, теперь уже достаточно далекие годы, еще не была собрана статистика, дающая правильные представления, от чего погибают и могут погибнуть туристы в лыжных походах. И не существовало обоснованных представлений о том, какие факторы риска являются первостепенными, а какие обычно не приводят к катастрофам с летальным исходом. Но сейчас такая статистика есть, и она позволяет правильно увидеть наиболее критичные факторы риска, и понять, при каких воздействиях погибают туристы в лыжных походах. От
Михаила Васильева и Валентина Некрасова
мы получили данные по авариям в лыжном
туризме за 30 лет, - они опубликованы на
сайте mountain.ru
и на сайте туристского союза России, а
также в газете «Вольный ветер», № 66 за Таблица 1. Гибель туристов в лыжных походах в период с 1971 по 2004 годы включительно
Ясно, что лавины, холод, срывы и болезни – главные опасности лыжных походов. От остальных причин не погибали. Чем тяжелее авария, тем жестче она притянута к этой статистике, поскольку целую группу силам стихии «сломить» гораздо труднее, чем отдельного человека, пока группа не разобщена. Именно поэтому при тяжелых авариях с группами вступают в действие комплексы факторов, как и в случае аварии группы Дятлова: технические ошибки, лавина, травмы, потеря снаряжения, холод и ветер (и вообще, тяжелые условия внешней среды). Быстро уничтожить группу может только воздействие с очень высокой энергетикой. Лавина, холод и ветер такой энергией обладают, и эта энергетика становится смертельно опасной в случае утраты группой своей искусственной среды обитания в виде походного снаряжения и одежды. Нам
известно, какова была «энергетика»
холода и в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года, и
по ходу течения зимы А картинки погоды мы получили в Российском государственном Гидрометеорологическом университете (РГГМУ, С-Пб) от инженера Мошиашвили В.И. Еще во время консультации с профессором-географом Чистяковым К.В. по поводу лавин (об этом рассказано ниже), он очень внимательно рассматривал карту погоды с распределением барометрических характеристик атмосферы, найденную в Интернете. Но в разговоре никаких определенных выводов не сделал. Он только сказал, что видно «положение фронта циклона». Стало понятно, что профессор-географ по каким-то причинам не смог сделать четкий вывод по этой «карте погоды» и понятно, что карта ему «не все сказала». Отсюда и возникла мысль найти опытного метеоролога, которому и карта может «сказать» больше, и кто сможет найти другие карты для более определенных выводов. Поэтому в РГГМУ стали «искать метеоролога», и нашли сначала доцента Граховского, а через него – инженера Мошиашвили. Вот от Мошиашвили появились новые карты, таблицы и графики, - не только с давлениями, но с полями температур, влажности, облаков и другими параметрами погоды в дни до, во время и после аварии. Данные очень интересные. По картам метеоусловий мы проследили путь арктического циклона с вторжением фронта холодного воздуха, вызвавшим резкое понижение температур на стыке 1-2 февраля 1959 года в районе аварии. Ниже даны карты температур в пределах критичных суток аварии с 20.00 часов (UTC) 01.02. (в час ночи 02.02 по Свердловскому времени) до 2.00 часов 2 февраля (в 7.00 по Свердловскому времени). А также графики изменения температур по Бурмантово за месяц до и после аварии и таблицы данных погоды в Ивделе и Няксимволе в ночь аварии. Эти три метеостанции - ближайших в то время к месту аварии. Примерное место аварии (61.75º СШ (69 º45'); 59.42º (59º25’)ВД) на картах помечено красным крестом в правом верхнем углу карт, - оно близко к перекрестию 60-тиградусных параллели и меридиана координатной сетки, нанесенных на эти карты.
Таблица.
Характеристики погоды в Няксимволе и
Ивделе с 1.00 по 6.00 2-го
февраля
По графикам температур мы проследили, что в январе до аварии 1-2.02.59 имелись три заметных повышения температур: 10-11.01.59 до минус 1,3 °С, 24.01.59 до минус 1,6 °С и 31.01-01.02.59 до минус 4,9 °С, – последнее повышение непосредственно перед ночью аварии. Ясно, что эти оттепели сопровождались прохождением фронтов и перекристаллизацией снега с образованием «снежных досок» на слабой подложке глубиной изморози (это косвенный признак возможного наличия лавинной опасности). По графику суточных и двухсуточных изменений температур (Бурмантово) мы заметили, что на исходе 01.02.59 имело место резкое падение температур от минус 4,9 днем до минус 28,8 °С, - падение на минус 23,9 °С в пределах двух суток. Причем на 18,9 °С в течение ночи в начале 02.02! Ясно, что, когда суточные и двухсуточные перепады и их динамика близки и кривые «сближены», то максимальные перепады наблюдаются на стыке этих суток в пределах общей ночи. А когда графики заметно расходятся, максимальные перепады наблюдаются либо в пределах отдельных суток, либо на стыках с другими граничными сутками. Это очевидно по характеру изменения температур. Можно заметить, что перепад температур в пределах 01-02.02.59 очень резкий, но не максимальный: на стыке 04-05.02 наблюдался еще более мощный провал «в минус» на 27,6 °С – до минус 38,1 °С от максимума минус 10,5 °С. Это проходил на восток следующий, более мощный арктический циклон, видимый на картах погоды слева. А еще позже в пределах 13-14.02.59 наблюдался очень большой перепад температур на минус 30 °С от минус 4,7 до минус 34,7 °С. Правда, он был менее резкий, чем перепады 01-02.02 и 04-05, - по графикам видно, что крутизна характеристики меньше, и перепад температур произошел за несколько большее время, чем в начале месяца. Ясно,
что горные условия на склонах
Холатчахля несколько отличались от
условий на метеостанции Бурмантово,
расположенной в таежной зоне, -
температуры на высоте Полученные позже данные от инженера Мошиашвили В.И. по метеостанциям Ивдель и Няксимволь примерно повторяют данные Бурмантово по температурам. В Ивделе понижение температуры было менее заметным, - до минус 16,5. А вот в Няксимволе практически таким же, как в Бурмантово, - до минус 28,3 °С. При этом ветер доходил до 9 м/с, причем направление ветра было преимущественно западным и северо-западным, - с азимутального направления 270-320°. Это направление подтверждалось и расположением адиабат на приведенной выше карте поля давлений, поскольку ветер направлен обычно под углом 30° к направлению адиабаты при закручивании циклона на карте против часовой стрелки и закручивании антициклона по часовой стрелке. Графики температур, давлений и таблица метеорологических параметров приведены в таблицах. Данные по западным метеостанциям Троицко-Печорское, Пермь и Бисер не дают таких резких скачков температуры, хотя скачок в Троицко-Печорском тоже наблюдался. Западнее условия по температурам были менее суровыми (особенно в Перми). Но эти метеостанции находились в 3-4 раза дальше от места аварии, чем восточные метеостанции (см. схему ниже), поэтому их данные менее значимы. Проверка данных по метеостанции Печора также дала скачок температуры в минус до 28,7 как раз несколько ранее стыка суток 01-02.02.59, причем более длительный по времени, чем зафиксированный более южными метеостанциями.
По словам доцента Граховского на основании графиков температур и карте давлений в ночь с 1 на 2 февраля наблюдалось прохождение фронта холодного воздуха, сопровождавшееся усилением ветра, повышением давления (после имевшего места спада) и выпадением некоторого количества осадков. Тяжелая масса холодного воздуха вдавалась снизу клином в более теплую воздушную массу, которая поднималась вверх. Метеорологи отметили, что гора Холатчахль создавала эффект «экрана», и на ее восточном склоне ветер был несколько слабее, чем на открытых пространствах вдали от склона горы. В
результате анализа климатической
обстановки Мошиашвили установил, что
фронт холодного воздуха шел с северо-запада
на юго-восток, причем зона холодного
воздуха не проникла далеко на юг, и на
уровне Троицко-Печорского и Ивделя
температура не падала ниже минус 20
градусов. Но немного севернее и восточнее
– в Печоре, Няксемволе и в Бурмантово
отмечен пик падения температуры до минус
28. Показания именно этих метеостанций
определяют наиболее точно температуры в
точке аварии. При этом возможные
отклонения пика температуры в зоне
аварии составляют плюс-минус 2-3 градуса.
Прохождение фронта было достаточно
быстрым, - со скоростью около После объяснения метеорологов стала понятной одна из возможных причин остановки группы Дятлова на склоне горы Холатчахль: к концу светового дня начала падать температура и начал усиливаться ветер. Группа намеренно выбрала участок склона с увеличенной толщиной снежного покрова, чтобы надежно закопать палатку в снег для ее защиты от ветра. Можно заметить, что толщина и состояние снега на разных частях склона горы была очень разной: в выемках углублений толщина была значительной, на выпуклостях склон почти обнажался от снега, на каменных грядах и в ложбине снег очень сильно сдувало ветром до обнажения камней. Условия снегонакопления, сохранения снега и сдува снега с горы на разных участках были разными. Поэтому и следы дятловцев сохранились по-разному: где-то в виде «столбиков, где-то в виде «вмятин», а где-то не сохранились вообще. Сейчас ясно, что при наличии только лыжных костюмов и свитеров, и при отсутствии обуви время активного существования группы в условиях холода (до минус 28°) и ветра (10-15 м/c) было ограничено 2-3 часами, не более. Пассивная агония группы могла продлиться несколько дольше, но изменить исход она не могла. Она лишь смазала конечную картину аварии, разбросав участников группы и их снаряжение. Таким образом, наличие критических факторов вследствие резкого падения температур и усиления ветра в ночь аварии следует признать очевидным. Эти факторы, безусловно, способствовали быстрой гибели группы от замерзания, которое явилось главной причиной гибели большинства дятловцев. Расположение метеостанций дано на схеме с обозначением их дальности от места аварии, а также даны расстояния от Ивделя до метеостанций. При снижении ветрохолодового индекса до уровня ниже минус 40-45° группа однозначно попадает в опасную зону, когда ее срок жизни в условиях холода уменьшается до нескольких часов даже при наличии теплой одежды и обуви. В этих условиях группа может погибнуть, если за отведенное ей короткое время она не сможет укрыться от ветра, соорудить защищенное убежище и утеплиться таким образом, чтобы повысить значение ветрохолодового индекса до более высокого показателя, обеспечивающего выживание в условиях холода. При этом надо использовать все возможности для утепления: укрыться в защищенном от ветра месте, соорудить отапливаемое жилище, эффективно использовать одежду, снаряжение и теплую пищу для обогрева людей. Надо понимать, что система терморегуляция организма человека по своей природе близка к системе терморегуляции тропических животных (обезьян). Организм человека не защищен от холода так, как организм животных Севера, как организм белого медведя или северного оленя. При исчерпании запасов тепловых резервов, при наступлении «холодной усталости» система терморегуляции человека отказывает, и человек погибает. Сначала от холода отказывают наружные органы, наиболее подверженные воздействию холода: конечности, кожный покров и внешние мышцы. А затем холод проникает внутрь, нарушая процессы кровообращения и дыхания. А остановка кровообращения и дыхания, - это и есть «механизм смерти». Общее угнетение холодом приводит к отключению кровоснабжения внешних органов и общему угнетению нервной системы. Человек засыпает на морозе. Сердце какое-то время поддерживает снабжение мозга кровью, но потом нарушается и работа сердца, и питание мозга. Сердце сбивается с ритма и останавливается навсегда. Поэтому отсутствие защиты человека от холода в определенных условиях внешней среды неминуемо приводит к гибели даже при наличии теплой одежды. Безусловно, по заключению судебной экспертизы о причинах смерти дятловцев, «холодная» авария из-за замерзания от сильного холода и ветра в данном случае имела место. Восемь из девяти дятловцев погибли от замерзания, а Тибо-Бриньоль тоже погиб не только от черепной травмы, но и от действия низкой температуры.
Этап «холодной аварии» в аварии Дятлова однозначно присутствует, причем его «составляющая» видится весьма сильной. Исход аварии мог быть куда менее трагичным, если бы не прохождение фронта холодной непогоды в ночь аварии. Следствие в полной мере не «отследило» этот аварийный фактор и не совсем правильно оценило его значимость в ходе событий катастрофы. Но имела ли место снежная лавина, - главная причина большинства аварий туристов-лыжников? Были ли верны утверждения Аксельрода? И в чем они были верны, а в чем неверны? Ответ на этот вопрос дают две следующие главы. В одной излагаются выводы на основе заключений специалистов по лавинам, а во второй даются ответы на целый ряд на примерах-аналогах аварий с другими туристскими группами, - на основе опыта других аварий. Такого опыта и дятловцы, и другие туристы тогда, к сожалению, не имели! Но теперь он есть, и мы можем его использовать и для объяснения событий, и для понимания характера поведения людей, попавших в ситуации, сходные с аварийной ситуацией группы Дятлова. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|