|
ЧЕРЕЗ ЛЕДОВЫЕ БАРЬЕРЫ НА
ВЕРШИНУ АЙЛАМЫ
Виктор
Андриенко,
физик, МС СССР.
На
границе Сванетии и Балкарии высится
одна из красивейших вершин Кавказа -
Айлама. Ледовые сбросы ее северной стены
издавна привлекали горовосходителей
своей красотой.
«Начиная
с 1981 года многие группы пытались пройти
этот маршрут, - говорит старший тренер
команды, начальник школы инструкторов
альпинизма В. Жирнов, - но лишь только в
последнее время техника и тактика
выросли настолько, что стало возможным
прохождение таких ледовых маршрутов,
ранее считавшихся объективно опасными.
В прошлом году команда школы в рамках
чемпионата СССР прошла северную ледовую
стену Тетнульда. В этом году в начале
сезона команда совершила
первопрохождение северной стены Дых-тау.
Накопленный в течение последних лет
опыт ледовых восхождений позволил
команде успешно решить проблему
северной стены Айламы».
Все
члены команды, совершившей восхождение,
- из Ленинграда. Это Мухортов Михаил и
Андриенко Виктор - инженеры-физики из
Ленинградского института ядерной
физики, Соболев Николай - рабочий из
объединения «Красная заря», Иванов
Николай - научный сотрудник из ЛИИЖТ-а,
Герштейн Александр – слесарь-монтажник
Охтинского химкомбината и Болонин
Владимир - иженер-механик. Все -
инструктора альпинизма, тренеры
Всесоюзной школы инструкторов, которая
вот уже в течение 6 лет базируется в
одном из интереснейших районов Кавказа -
Безенги.
Решение
о восхождении на Айламу зрело на
протяжении нескольких лет. Вызов брошен.
Были разведывательные выходы, тщательно
изучались фотографии вершины,
намечались пути подходов, обсуждались
различные тактические варианты.
И
вот команда под маршрутом.
Айлама 1983г.
«Нижнюю
часть стены мы проходили ночью, когда
вероятность схода лавин резко падает, -
рассказывает руководитель команды
Михаил Мухортов, - что касается верхних
ледовых барьеров, то они оказались
несколько сложней, чем мы предполагали.
Вначале натечный жесткий лед, затем -
ажурный, в котором плохо держатся крючья,
потом идет слой жесткого фирна и,
наконец, сверху мягкий свежевыпавший
снег. Если учесть, что крутизна участков
колеблется от 80 до 100 градусов, то
становится понятным, что преодоление
таких «слоеных пирогов»
требует очень разнообразной техники.
Тут и использование айс-фи-фи и ледовых
молотков, для страховки - фирновых и
специальных снежных крючьев, ну и
конечно потребовалось предельное
физическое напряжение, так как после
прохождения нависающих участков льда и
фирна необходимо было пробивать траншеи
в верхней шапке мягкого снега».
Шесть
маленьких точек, петляя среди трещин и
сераков нижнего ледопада медленно
приближались к группе наблюдателей.
«Сатурн»,
- летит в эфир, - я «Сатурн – 10», группа
Айламы спустилась с вершины, через час
будем у наблюдателей.
И
вот радостная встреча, первые
поздравления.
«Волновались
так, как будто не вы, а мы сами шли по
маршруту, - говорит один из наблюдателей,
- даже закрыв глаза вижу ледовые сбросы
Айламы и шесть точек на стене, красивый
маршрут и мы конечно вам завидуем».
Еще
один прощальный взгляд на гору и в
обратный путь. Впереди перевал Дыхни-ауш,
Джанги-кош и возвращение в Безенги.
Вписана еще одна страничка в покорение
ледовых стен Кавказа.
|