|
Андреев Г.Г., Ицкович Ю.С.по статьям Интернета. К 70-летию со дня рождения Райнхольд самый легендарный альпинист планеты Земля. Каждое его восхождение – великолепно. А одно – фантастично…! Это восхождение на Эверест в августе 1980 году – первое и единственное соло в альпийском стиле (за 3 дня) на Эверест впервые в период муссонов. «Если мне удалось подняться на все 14 восьмитысячников и остаться живым, то это потому, что я всегда знал, когда нужно остановиться» – ни одна вершина не стоит того, чтобы за нее умереть. Своей жизнью он доказал справедливость мысли о том, что не горы виноваты в тех людских трагедиях, которые в них происходят. Райнхольд родился 17 сентября 1944 года в городе Соут Трено, Италия. Уникальная личность, действительно величайший из альпинистов современности, оказавший сильнейшее влияние на альпинизм. Именно им впервые был введен в практику экстремальный, скоростной стиль восхождений на восьмитысячники. Многие из его гималайских свершений ломали установившиеся традиции, открывали новые пути развития альпинизма. 1970 – Месснер впервые приехал в Гималаи в 26 лет младший брат Гюнтер в составе экспедиции, организованной К.М. Херлигкоффером. Цель экспедиции – Нанга-Парбат по южной (Рупальской) стене. Обстановка в экспедиции была конфликтной из-за того, что Райнхольд был на порядок сильней всех, но вынужден был подстраиваться под общий невысокий темп движения. К 25 июня Гюнтер и Райнхольд находились в лагере V (7350 м), имея договоренность с базовым лагерем (лично с Херлигкоффером) о дальнейшем движении на 26 июня. Если официальный прогноз будет хорошим, то лагерь дает синюю ракету, по которой братья обрабатывают стену и навешивают веревки, а к ним из базового лагеря подходят Кюн и Шольц, после чего 27 июня все четверо идут на вершину. Если же прогноз подтвердит опасения насчет плохой погоды, то базовый лагерь сообщает об этом наверх красной ракетой, по которой Райнхольд один в максимально быстром темпе делает восхождение и возвращается. Такова договоренность. А происходит все не так …. На 27 июня обещана великолепная погода. Но ракеты перепутаны, вместо синей – дана красная. Райнхольд действует согласно договоренности, в 3 часа утра он стремительно выходит наверх один, без веревки. Через некоторое время Гюнтер, видя, что погода хорошая, действует на свой страх и риск: идет вслед за братом, конечно же, тоже без веревки. В 17 часов братья обнялись на вершине. На спуске у Гюнтера начинается горная болезнь, в результате – холодная ночевка – без палатки, еды и питья. Утром 28 июня еще одно роковое непонимание: Кюн и Шольц слышат крики Райнхольда, но проходят мимо метрах в 80-100, считая, что у братьев все в порядке. Без веревки Райнхольд и Гюнтер не решаются спускаться по пути подъема, они спускаются в сторону Диамира. Уже в самом низу Гюнтер погибает в ледовом обвале, а Райнхольд после безуспешных ночных поисков брата спускается в долину с обморожениями II и III степени. У Рейнхольда были ампутированы семь пальцев на ногах, как результат обморожения. Тело Гюнтера Месснера было найдено лишь в 2005 г. пакистанскими альпинистам. В Европе эта трагедия усугубилась взаимными обвинениями и оскорблениями. Дело рассматривалось в суде, а Райнхольд опубликовал без согласования с Херлигкоффером книгу «Красная ракета на Нангапарбат»… 1971 – прошел сложнейшие стены Западных и Восточных Альп. 1972 – второе восхождение на восьмитысячник – Манаслу (8163 м) по непройденному маршруту (с юга) было вновь омрачено трагедией. На этот раз погиб партнер по связке Франц Эгер, который, на пути к вершине отстал от Райнхольда, повернул назад и потерялся в снежном буране буквально в нескольких шагах от палаток. Во время поисков Эгера погибает также участник второй связки. Эти трагедии, разыгравшиеся на глазах Р. Месснера и их резонанс в прессе, наложили тяжелый отпечаток на его характер, заставили о многом задуматься, повлияли на всю его последующую деятельность в горах. 1975 – с Петером Хабелером совершил восхождение на Хидден-пик (Гашербрум I) в Каракоруме, по непройденному пути (с севера), без кислородных приборов, в альпийском стиле – без длительной акклиматизации, предварительной обработки маршрута и установки промежуточных лагерей, затратив на подъем от базового лагеря до вершины всего 3 дня. 1978 – 8 мая он и Петер Хабелер взошли на Эверест по обычному пути через Южную седловину, но впервые без кислородных приборов и в быстром темпе. А в сентябре Месснер осуществил свою «безумную идею» – взошел на Нанга-Парбат, «гору ужасов» в одиночку по непройденной Диамирской стене за 3 дня. Месснер объявил свое восхождение «первым абсолютным соло на восьмитысячник по новому пути». 1979 – состоялась встреча с самой красивой и самой суровой среди восьмитысячников – вершиной К2. Экспедиции Месснера не удалось пройти новый маршрут, и связка Месснер-Дахер поднялась на вершину по классическому пути – в альпийском стиле за 5 дней. По возвращении в Европу он заявил, что на К2 он почувствовал границы своих возможностей. 1980 – первое соло в альпийском стиле на Эверест, впервые в период муссонов, в августе. Оно было совершено в полном одиночестве – без кислородного прибора и других технических средств – Месснер отказался не только от крючьев, но и от веревки… Его ждала в базовом лагере на высоте 6.500 м только подруга Нена Холгин (Nena Holguin) из Канады. Месснер совершил восхождение на Эверест от базового лагеря до вершины всего за три дня (четыре дня со спуском). Но главная новизна этого восхождения – муссонный сезон, то есть время, немыслимое для восхождений в Гималаях…! До сих пор этого никто не решился повторить! 1981 – Шиша-Пангма (8027 м). 1982 – Канченджанга (8586 м), Гашербрум II (8035 м) и Броуд-пик (8047 м). 1983 – Месснер снова среди первопроходцев: Месснер, Михаэль Дахер и Ганс Каммерландер прокладывают частично новый маршрут на Чо-Ойю (8201 м) по ЮЗ стене. 1984 – первый траверс восьмитысячников – группы Гашербрум. Весь мир считал победы Месснера, и остановиться перед последними четырьмя восьмитысячниками уже было не в его власти. Что бы ни говорил он сам или другие о нем, — теперь это уже была логика спортивной борьбы за покорение всех восьмитысячников. Гималайский альпинизм к этому, времени стал настоящим спортивным состязанием. По пятам Месснера шли другие альпинисты, которые могли и обогнать лидера, «взяв» полный набор восьмитысячников раньше него. Швейцарец Марсель Рюди в течение одного года побывал на пяти восьмитысячниках, причем три из них он покорил за 15 дней. Явно более высокий темп, чем у Месснера, держал поляк Ежи Кукучка. Трезвый анализ ситуации и спокойный расчет своих возможностей помогли Месснеру остаться абсолютно и бесспорно первым. Месснер принимает решение завершить свою идею восхождения на все восьмитысячники без лишнего риска, не отвлекаясь ни на что постороннее. Он оставляет пост издателя журнала «Альпинизм» в Мюнхене и сосредоточивается на последних четырех восьмитысячниках, которые покоряет в том числе иногда по «спокойным» классическим маршрутам… 1985 – Аннапурна (8091 м по СЗ стене) и Дхаулагири (8167 м). 1986 – Макалу (8463 м) и Лхоцзе (8516 м). Итак, Райнхольд Месснер к 42 годам покорил все восьмитысячники мира, осуществив мечту, зародившуюся у него в 1982 году, и таким образом стал первым человеком, побывавшим на всех восьмитысячниках мира (на четыре из них по два раза). 1989-1990 гг. – Месснер совершил с Арвидом Фухсом пересечение Антарктиды за три месяца. Это прохождение было «первое на своих ногах, без собак и моторов». Кроме того, Месснер – один из лучших альпинистских авторов. Он издал более 70 книг. На русский язык переведена лишь одна – «Хрустальный горизонт», 1990 (о первом соло-восхождении на Эверест, 1980). 2004 – Месснер решил не традиционно встретить свое 60-летие. «Одни в этом возрасте уходят на пенсию, а я пройду пешком по пустыне пару тысяч километров», – заявил он журналистам. И прошел – пересёк пустыню Гоби с Востока на Запад за 6 недель, а потом издал книгу. По его словам, мысль пересечь в одиночку пустыню у него появилась еще в 1980 году. Но более двух десятилетий он откладывал ее реализацию. P.S. 1 августа 2009 года знаменитый «альпинист мира №1» – Райнхольд Месснер объявил о решении связать свою жизнь с австриячкой Сабиной Штеле – текстильным дизайнером. Судя по информации в прессе, пара не собиралась венчаться в церкви, а предполагала «просто» расписаться в общине Kastellbell-Tschars около южно-тирольского городка Meran. Наш 64-летний «молодожен» имел время обдумать этот серьезный шаг, последние четверть века «молодая» провела с ним бок обок. У них есть три ребенка. Семья живет в замке Юфаль в области Финшгау под Мераном. Итальянский альпинистский идол уже «плавал» по морям семейной жизни. Он был женат с 1972 по 1977 год и имеет взрослую дочь. Сам Месснер прокомментировал свое решение следующим образом: «Этот шаг легализует, наконец наши, давно уже ставшие семейными, отношения и тем не менее я очень рад этому событию и просто счастлив». В 2011 году Райнхольд достиг очередной победы, преодолел еще один этап в своей жизни – создал «Пять горных музеев». Больше на маленькой территории Южного Тироля просто не помещается (http://www.sport-marafon.ru/article/93061/ ). 1. Фирмиан. Он занимает столичное положение, расположен в городе Больцано. Тема его формулируется как «Человек и горы». Это самый продуманный и наполненный экспонатами музей с хорошо отработанной программой выставок. И самый посещаемый, так как расположен в столице края и вблизи оживленных автомагистралей. 2. Ортлес. Он расположен в поселке Зульден у подножья массива Ортлес. Тема музея – «На краю света». Это и рассказ о полюсах, и просто об экстремальных условиях. Музей находится в подземном помещении, где воссоздана атмосфера снега, льда и камней. На поверхности расположен неплохой ресторан с элементами непальско-тибетской кухни. 3. Доломитес. Он расположен в экзотическом месте на вершине горы Монте Рита, в центре массива Доломиты. Высота горы 2181 метр – это самый высокий из музеев Месснера. Он полностью посвящен Доломитам, их природе, народам и истории альпинистского освоения. Под музей переделаны старые военные укрепления, поэтому часть его экспозиции посвящена военной теме. Сам Месснер об истории создания музея говорит: «В тот период моей жизни мой интерес состоял в сохранении наследства альпинизма, скалолазания. Укрепление было сооружено итальянцами во времена первой мировой войны, но это никого не интересовало до тех пор, пока в 1989 году я не пришел и не сказал «это хорошее место для создания музея Доломитов». Я думаю, что люди нуждаются в представленной информации. Это нужно не столько в научном, сколько в эмоциональном плане, чтобы показать значение этих гор. Я хочу рассказать о тишине, об уединении – это ценности, которые сейчас теряются, исчезают. В музее Вы сможете увидеть различные аспекты гор. И я надеюсь, что благодаря музею взгляды людей изменятся. Они смогут по-новому посмотреть на горы, и уважение к горам будет расти. В музее находятся стеклянные постройки в виде кристаллов. Идея использовать форму кристаллов принадлежит архитектору Фачио, который проектировал музей и его постройки. Они должны напоминать, что мы в горах и что вокруг музея на все четыре стороны находятся самые прекрасные горы в мире». 4. Юваль. Это место, которое первоначально Месснер купил для собственного жилья. Впечатляющий по размерам и расположению замок. Мифы, сказки гор, искусство горных народов – тематическая специализация музея. Имеется небольшой зоопарк. Месснер говорит: «Я искал красивое место и купил его уже много лет назад. Я купил это за 39 тысяч долларов – всё вместе. Никто не хотел его покупать. Все думали, что это просто развалины, эта крепость никому не нужна. Я пошел на это, и мне потребовалось несколько лет и все мои сбережения, чтобы восстановить крепость. И, наконец, это стало моим домом. Когда моим детям пришло время идти в школу, мы решили, моя жена и я, что мы на зимнее время будем переезжать в Мерано. На школьные месяцы, на 10 месяцев, чтобы дети могли ходить в школу, находящуюся по соседству. В этот момент я решил сделать из замка музей. Я открыл его для публики, и это было правильное решение. Музей был самодостаточным. Это мне ничего не стоило». 5. Рипа. Последний по счету музей, находится в городке Брунико. Тема – наследие народов, живущих в горах. Значительная часть экспозиции посвящена искусству народов Африки. Городок Брунико – административный и культурный центр долины Валь Пустерия. Он разместился в бывшей резиденции местного феодала (графа Бриксена), бывшем грозном замке, который в течение длительного времени никак не использовался и приходил в упадок. Центральное положение музея в городке придает ему особое значение. Площади под экспозицию очень значительные, а экспонатов для показа пока не так много. Месснер говорит: «Я вырос в горах Южного Тироля, и эти ранние детские переживания определили мою жизнь. Мой инстинкт горного крестьянина помог мне понять и уважать других людей. Рипа – это попытка представить более широкой аудитории народы, живущие в горах». «Мои музеи являются местом встреч. Здесь можно все пощупать. Коллекционирование всегда было моей страстью, но больше всего я коллекционировал впечатления. Мне хочется представить собственный опыт, музеи позволяют мне поделиться им с широкой публикой». Как обычно, Месснер пытается быть резким в оценках. «Современный альпинизм – это оккупация гор жителями городов. Я хочу показать им, что люди в горах жили в гармонии с природой тысячи лет до альпинистов. И сейчас их образ жизни гораздо правильнее, чем в городах, он самодостаточен». | ||||
|