|
Альпинисты
Северной Столицы |
|
Вамбери Арминий (1832-1913)По материалам – Интернета Под редакцией Андреева Г.Г.
Венгерский путешественник. В 1857-1863 гг. был учителем французского языка в Стамбуле, а в 1864 году при поддержке Венгерской академии путешествовал, переодетый дервишем, по Средней Азии; при этом из Персии (Иран) проник вплоть до Хивы, Бухары и Самарканда. Его отец умер. Арминий с
детства хромал. Его лечили. Лечение не
помогло, но Арминий не унывал. Блестящие
способности, особенно к иностранным
языкам, помогли Арминию поступить в школу.
Его учили из милости, кормили из
сострадания, давали кров как слуге и
сторожу. В
Откуда явились они на берега Дуная? С какой прародины принесли язык, столь отличающийся от языков их европейских соседей? В венгерском языке можно было найти слова, схожие с теми, которые употребляют тюркоязычные народы. Значит, прародиной венгров была Центральная или Средняя Азия? Барон Этвеш, венгерский лингвист, к которому Вамбери пришел в дырявых башмаках с искусно подвязанными картонными подошвами, сочувственно отнесся к его предложению отправиться на Восток для выяснения сходства венгерского языка с языками азиатских народов. Денег, полученных Вамбери, хватило на проезд до Стамбула. Вамбери приютили соотечественники венгерские эмигранты. В Турции Вамбери прожил 6 лет. Сначала он был странствующим чтецом. На второй год стамбульской жизни Вамбери во дворах мечетей, сидя у ног учителей-хаджи, постигал премудрости ислама. На базарах вслушивался в говор приехавших издалека торговцев. Прошло еще три года, и Вамбери стал появляться в министерстве иностранных дел и на приемах в посольствах. Владея уже 13-тью языками, мог быть переводчиком решительно всех дипломатов при дворе султана! Настоящее его имя забылось. Важного господина, имеющего собственную карету, стали называть Решид-эфенди. И он, вероятно, не преувеличивал, когда много лет спустя говорил, что в турецких делах разбирался не меньше, чем любой эфенди (господин), рожденный в Стамбуле. Тем временем Венгерская Академия наук заинтересовалась изысканиями Вамбери. Он приехал на родину, и академики выслушали его дерзкий план. Из скудной академической кассы была отсчитана тысяча монет. Вамбери торжественно вручили охранный лист. Взяв деньги и подальше упрятав бесполезный охранный лист, Вамбери вернулся в Стамбул. Будущее не страшило его. Сама жизнь хорошо подготовила его к новой роли, закалила характер, научила терпению и лицемерию, научила носить маску святоши и сдерживать желания. И когда пришла решающая минута, Вамбери, давно известный всему Стамбулу как Решид-эфенди, легко перевоплотился в странствующего дервиша.
Друзья напоминали ему о риске, подстерегающем путника на дорогах среднеазиатских ханств. Напоминали о замученных и обезглавленных, об отравленных и удушенных, о пропавших без вести. Турецкий посол вручил ему паспорт, какой получали лишь немногие. Тугра, собственноручная подпись турецкого султана, чтимого всюду на Востоке, подтверждала, что хромой дервиш действительно подданный его светлости – Мехмед-Решид-эфенди. В критические моменты дервиш извлекал паспорт из лохмотьев, и сановник почтительно целовал тугру. В Хиву хаджи Решид вышел из Тегерана. При переходах по дорогам персидского нагорья он испытал на себе злобную религиозную нетерпимость. Странствующий турок-мусульманин был для мусульман-персов еретиком. По дороге в Хиву много беспокойства доставил Вамбери афганец. В его глазах хромой дервиш был вражеским лазутчиком, а те, кто его защищали, слепцами и ротозеями... Далее до Хивы было еще много приключений… Люди и верблюды уже изнемогали, когда показались крыши великолепной Хивы. Город впервые принимал сразу столько праведников. Толпа встретила караван у городских ворот. Паломникам целовали руки. Решид, чтобы отвести от себя подозрения, посетил Шюкруллаха-бея, важного сановника хана. Удивленный бей сам вышел навстречу и, пристально всмотревшись в оборванного паломника, воскликнул: Решид-эфенди?! Сановник заклинал гостя именем аллаха поскорее сказать ему, что побудило уважаемого Решида-эфенди прибыть в эту ужасную страну из Стамбула, из земного рая, где Шюкруллах-бей провел много лет ханским послом при дворе султана и где имел удовольствие видеть Решида-эфенди совсем в другом одеянии. На это дервиш ответил, что он здесь по воле духовного отца своей секты. Чуть позже Решида пригласил сам хан Хивы. Хан жил в Ичанкале, своеобразном городе внутри города. Толпа в узких улицах почтительно расступалась перед хромым дервишем… Хан, полулежа на возвышении со скипетром в руке, принял благословение дервиша. Выслушав рассказ о дорожных невзгодах Решида, хан вознамерился было наградить страдальца. Но святой человек отказался от денег и ему распахнулись двери в дома вельмож. Хромой дервиш ел жирный плов с советниками хана или вел богословские споры с самыми уважаемыми хивинскими священнослужителями имамами. Прожив в Хиве месяц, отправился дальше, к святыням Бухары. Покидая Хиву, надеялся, что самое трудное позади. Но он ошибся. Из Хивы в Бухару в разгар лета обычно идут по ночам. Но спутникам хаджи Решида пришлось пересекать пески с возможной поспешностью, сделав выбор между опасностью смерти в пустыне и кандалами рабов. К этому выбору их понудила встреча после переправы через Амударью с двумя полуголыми истощенными людьми. Несчастные рассказали, как едва спаслись от разбойников. Несколько человек, к которым примкнул хромой дервиш и его друзья, предпочли идти в пустыню. Кони вряд ли моги выдержать больше суток в этом пекле. Идти надо было шесть дней. Воды могло хватить на 5 дней. Но, тем не менее, поспешили в путь, чтобы избежать рабства. На второй день пали 2 верблюда, затем умер самый слабый из путников. На 5-ый день, когда уже была близка Бухара, путников настиг смертоносный вихрь пустыни... Хромой дервиш очнулся в хижине среди незнакомых людей. Здесь жили арабы-иранцы. Богатый хозяин поделился своим запасом воды с попавшими в беду. Бухара находилась рядом. Хаджи Решид был у ворот столицы 2-го из 3-х больших среднеазиатских ханств, враждовавших между собой и с соседней Россией. Кокандское ханство считалось сильнейшим. Зато Бухарское особенно ревниво оберегало исламскую правоверность. Когда паломники приблизились к воротам Бухары, их встретили чиновники бухарского властителя-эмира, заставившие заплатить пошлину. Опросили каждого и записали их приметы. Хаджи Решид, бродя по Бухаре, чувствовал, что за ним следят. Хаджи Решида пригласили в один дом и стали расспрашивать о Стамбуле: какие там улицы, каковы обычаи? Потом он узнал, что среди гостей хозяина был человек, хорошо знавший турецкую столицу... Наконец приближенный эмира позвал его для ученого разговора с бухарскими муллами. Хаджи Решил не стал дожидаться вопросов, а сам обратился к толкователям Корана с просьбой разъяснить ему, стамбульцу, некоторые богословские тонкости: ведь он столько слышал о мудрости бухарских законоучителей! Польщенные муллы тем не менее подвергли гостя настоящему экзамену. После этого испытания хаджи Решила оставили в покое, и он мог свободно рыться в грудах старинных рукописей, которыми была так богата Бухара. Он побаивался лишь эмира, возвращения которого в столицу ханства ожидали со дня надень. О его жестокости и свирепости ходили легенды. Ведь это он публично казнил своего министра за один неосторожный взгляд на невольницу, прислуживающую во дворце. Но встреча с этим деспотом все же состоялась. Это было в Самарканде, куда хаджи Решид направился из Бухары. Самарканд! Почти два с половиной тысячелетия пронеслись над ним, и дух былого великолепия столицы огромной империи Тимура. Эмир бухарский был в Самарканде проездом. После короткой встречи с ним хаджи Решид покинул Самарканд. Полгода хаджи Решид путешествовал с хаджи Билалом и с хаджи Сали. Слезы были на глазах у дервиша, когда он в последний раз обнял друзей. Они так и не узнали, что с ними по ревниво оберегаемым от неверных святым местам ходил не дервиш, не турецкий эфенди, а френги, европеец по рождению и духу, человек, отрицающий всякую религию! Да, в его лохмотьях хранился паспорт на имя хаджи Мехмед-Решид-эфенди, и султанская тугра свидетельствовала это. Но паспорт был таким же прикрытием, как всклокоченная борода дервиша, скрывавшая черты человека, которому едва исполнился тридцать один год. Чалма странствующего монаха прикрывала голову тесно связанного с Венгерской Академией наук знатока восточных языков Арминия Вамбери, обладавшего редким даром перевоплощения. В быстро завоевавших широкую популярность книгах, написанных после путешествия в Среднюю Азию, Вамбери подробно рассказал о превращении в дервиша и о том, что заставило его решиться на этот рискованный шаг. Люди в начале XX века, зачитывающиеся его книгами, были уверены, что их автор погиб в какой-нибудь новой, отчаянной дерзкой экспедиции. Между тем после своих необыкновенных приключений на Востоке он прожил еще полвека. Лингвистические исследования прославили Арминия Вамбери. Но в поисках прародины венгров он не нашел верного пути. Общей прародиной предков венгров, ханты, манси было, вероятно, Южное Приуралье. Став профессором восточных языков, Вамбери предпочитал путешествовать лишь в удобных экипажах, в купе спальных вагонов, в каютах первого класса. Посчитав, что на родине его недостаточно оценили и вознаградили, Вамбери переселился в Лондон. Он занялся политикой, считался специалистом по русским делам. Вчерашний хромой дервиш, в знак его заслуг перед Великобританией, был награжден орденом Королевы Виктории. Но до этого он проявил себя дерзким и умелым путешественником, повлиявшим на многих исследователей Востока. Путь, пройденный молодым Арминием Вамбери в лохмотьях дервиша, навсегда остался одним из самых удивительных и дерзких маршрутов в истории путешествий.
| ||||||||
|