|
Альпинисты
Северной Столицы |
|
Легенды и драмы ЭверестаЮрий
Ицкович – к.т.н.,
Октябрь
Всё
началось в XIX веке с распоряжения Джорджа Эвереста, начальника геодезической службы
английских колоний в Индокитае, о
проведении топографической съёмки
Гималайских хребтов (Читайте в этой книге
статью «Видел ли полковник Джордж
Эверест когда-нибудь
гору Джомолунгму?»). В На
первом этапе, который обычно называется
разведкой, борьба в подобных случаях
заканчивается «в ничью», разведчики
отступают «по добру – по здоровью».
История этой борьбы со стопроцентным
ничейным исходом обычно не сохраняется,
потому что неизвестно, была ли борьба на
самом деле, или всё ограничилось
прогулкой в заданном направлении. Точно
известно лишь, что, начиная с Второй
этап начинается с гибели первого
смельчака, попытавшегося покорить
вершину. Стопроцентная смертность
покорителей на этом этапе создает иногда
легенду о недоступности вершины. В Наконец, третий этап возникает после первого покорения вершины. Для многих, действительно сложных вершин на этом этапе характерно соотношение, когда половина восходителей отступает и довольствуется «ничейным» результатом, а другая половина идет до конца. В этой второй группе половина схваток с горой заканчивается победой человека, а вторая половина – победой горы и гибелью восходителя. На
Эвересте этот этап начался в Н.
Тенцинг – великий альпинист. Мальчишкой
он убежал из дома и посвятил свою жизнь
горам. Начиная с
Так вот сэр Джон Хант большую часть времени руководил экспедицией из поселка Тьянгбоче, расположенного около знаменитого буддийского монастыря. На поляне в трёхстах метрах от монастыря Хант поставил свою палатку и договорился с уважаемым местным жителем Давой Тенцингом об исполнении им роли сирдара.
Дава Тенцинг, однофамилец Норгея, и был настоящим сирдаром экспедиции, в распоряжении которого работали около 500 шерпов, а на подворье скапливались многие тонны грузов. Все эти грузы с помощью шерпов должны были оказаться точно в нужное время в нужном месте. По современным понятиям это – приличный коммерческий центр с большим штатом работников и с мощным отделом логистики. Дава прекрасно справился с обязанностями сирдара. Его двор был не только перевалочной базой экспедиции, но и местом восстановления сил, отдыха альпинистов.
Английская королева наградила его медалью за заслуги в успехе экспедиции.
Его потомки и сейчас живут на том же месте и хранят в доме подлинные документы тех лет и альбом с групповыми фотографиями легендарных альпинистов и хозяина. Я благодарен судьбе, позволившей соприкоснуться с этими страницами истории альпинизма.
После 1953 поток восходителей на Эверест растет непрерывно. Непал живёт Эверестом. Это его национальное достояние. Дело доходит до того, что заседания правительства Непала проводятся в базовом лагере Эвереста. И, хотя министров привозят в лагерь на вертолёте, некоторые из них между заседаниями подымаются на Кала Паттар, чтобы увидеть национальную гордость во всей красе. Вместе с потоком восходителей непрерывно растет и число погибших на Эвересте. Каждый четвертый остается на склонах навсегда, становясь жертвой своих амбиций и риска, честолюбия и наивности. Я расскажу лишь о некоторых эпизодах, драматических, иногда трагических, которые заставляют задумываться о цене жизни, о силе экстремальных обстоятельств, о путях преодоления непреодолимого. Так уж устроено в мире, что никто не знает, чем закончится борьба с горой, если не отступать. Готов ли ты физически к напряжению сил, которого раньше никогда не испытывал? Непальские альпинисты в 60-х годах прошлого века по примеру европейцев организовали свою федерацию альпинизма и сразу стали строить амбициозные планы покорения восьмитысячников. В поле зрения руководителей непальского альпинизма попала жена первого президента федерации Нима Семинга, здоровенькая женщина и просто красавица Пасанг Лама Шерпа. Было решено организовать её восхождение в качестве первой женщины, покорившей Эверест. Попытка закончилась трагически. Она взошла на вершину, спустилась немного вниз и скончалась на склоне, ни на что не жалуясь – просто уснула. Как говорят специалисты, в крови закончился кислород раньше, чем она успела выйти из зоны смерти. Непальские альпинисты почитают Пасанг Ламу Шерпа как национальную героиню. Ей установлен памятник в Катманду и бюст у выхода из поселка Луклы на тропу к Эвересту.
Что это было? Проявление «героического энтузиазма» Непальского народа? Того самого героического энтузиазма, теорию которого развивал Джордано Бруно? Он был не только великим астрономом, но и философом, считавшим, что у отдельных наций героический энтузиазм живёт прямо в крови, в генах. Не берусь судить об этом однозначно, но точно знаю, что независимо от национальности, ни смерти восходителей, ни предостережения не останавливают желающих померяться силами с горой ради престижа и самоутверждения. Магическое притяжение Эвереста сродни самым загадочным тайнам природы. Слова о Пасанг Ламе Шерпа «просто уснула» – знаковые для этого случая. Многие считают, что смерть от гипоксии – самый лучший конец жизни, если бы можно было выбирать: просто уснул и никаких проблем! Есть ещё несколько аналогичных случаев, связанных с недостаточной тренированностью и акклиматизацией. Известный альпинист Владимир Башкиров в 1997 в составе российской команды, планировавшей траверс Лхоцзе – Эверест, взошел на Лхоцзе. При спуске в сторону Эвереста 26 мая он сел отдохнуть и тихо умер, выкурив перед смертью сигарету. Известно, что незадолго до этого он в качестве гида вместе с Анатолием Букреевым и Евгением Виноградским успешно довел до вершины Эвереста первую индонезийскую экспедицию, и, казалось бы, набрал хорошую спортивную форму.
Однако после этого были торжественные мероприятия в индонезийском консульстве в Катманду с благодарностями русскому гиду, неизбежным нарушением режима и соответственно тренированности. Может в этом дело? Или в сигарете? А ещё, может быть, при частых подъёмах на высоту организм не успевает отдыхать? Некоторые психологи, говоря о случаях перегрузок человеком самого себя, употребляют слово автоагрессия. Может показаться, что в этом слове заложен некий отрицательный оттенок от понятия агрессия. Это не совсем так. Агрессия – это один из способов познания действительности. Даже для примитивных существ характерно стремление «пощупать» внешний мир. Внешнему миру это не всегда нравится, он не дает себя щупать, возникают конфликты. В семейных отношениях между мужем и женой это в старые времена выливалось в драки, в спаивание мужиков по принципу: «пусть лучше пьёт, чем дерётся». В отношениях между государствами это иногда приводило к войнам. А что делать тем, кто не хочет воевать или драться? Я сам в молодости любил поиздеваться над своим организмом. Бегал в марафонах «100 км за 24 часа», «Испытай себя», тренировался до изнеможения, следуя суворовским заветам «тяжело в учении, легко в бою». Помню, как после работы, пробегав около четырех часов на стадионе, зашел с друзьями в кафе, съел мороженое с сиропом и почувствовал, что в кафе стало душно. Я вышел на улицу подышать, прислонился спиной к столбу и на секунду потерял сознание (говорят, это был спазм). Тут моя спина соскользнула с опоры о столб, я рухнул плашмя с поворотом на асфальт и сразу очнулся с окровавленным лицом, а на следующий день объяснял сослуживцам, что мне не повезло в пьяном дебоше. Некоторые в таких случаях идут в соло альпинизм, чтобы познать свои возможности в экстремальных условиях. Вот почему можно считать, что экстремальная философия – путь к познанию и к прозрению. Интересно,
что думает об этом тренер Башкирова –
Эрванд Ильинский?
Известно, что через 12 лет в его команде
произошел похожий случай с Сергеем
Самойловым. Он при акклиматизации три
раза поднимался от 5300 до Ещё
про один подобный случай рассказал
Александр Абрамов в своей книге «Семь
вершин». В его команде В интересах науки, для выяснения истины в вопросе о влиянии высоты на акклиматизацию, американские альпинисты прожили полгода в обустроенном лагере на высоте 5,5 тыс. м, а потом пошли на Эверест. Им пришлось отступить из-за плохого самочувствия. Статистика показывает, что на планете Земля предельная высота, на которой люди живут постоянно, составляет около 4,5 тыс. м., и еще существует примета, что у высотников также, как у радистов, облучаемых радиоволнами, среди детей чаще встречаются девочки. Может агрессивная внешняя среда каким-то образом действует на организм, на генетику человека? И тогда длительное пребывание на большой высоте может оказаться вредным, а акклиматизация эффективна при кратковременном пребывании на высоте. И всё это вместе с тренированностью нужно для того, чтобы успеть сбегать на вершину и вернуться обратно до истечения срока жизни в зоне смерти. Именно такой тактики следовал Р. Месснер при своих выдающихся восхождениях на восьмитысячники в альпийском стиле. Кстати это второй человек из известной мне троицы, про которого говорят, что у него – три лёгких. Третий – это тибетец Гоньпо, участник первого китайского восхождения на Эверест. В целом можно с уверенностью говорить, что дозировка нагрузок и отдыха при акклиматизации – дело не простое и очень индивидуальное, что-то близкое к искусству. Среди профессиональных гималаистов ходит даже такая шутка: «У нас всё как в цирке, только клоунов больше». Многие
трагедии на Эвересте связаны с попытками
установления рекордов. Сергей Арсентьев,
известный питерский альпинист со
странным прозвищем «мафия», побывавший в
Дальше
были тренировки и акклиматизация. Сам
эксперимент проходил в мае
Не будем судить мужественных людей за стремление заработать. Они зарабатывали свой хлеб своим здоровьем и своей жизнью. Хочу рассказать ещё об одном альпинисте – легенде Эвереста. Непалец Бабу Чири Шерпа родился 22.06.1965 г. и с 13 лет стал восходителем.
К 36
годам он 10 раз взошел на Эверест! Ему
принадлежит такой своеобразный рекорд: в В
последнее время гибель альпинистов на
Эвересте стала делом обыденным.
Постоянно растут потери восходителей на
высоте, увеличивается число тел,
остающихся на склонах горы. Мертвец на
маршруте становится своеобразным
ориентиром и зловещим предупреждением
для восходителей. Особенно количество
погибших стало расти с развитием
коммерческих восхождений, хотя гиды, как
правило, обещают безопасность, но это –
лишь обещания. Пиком катастрофических
случайностей на Эвересте, бесспорно,
остаётся Уже
на высоте
Потом у одного из носильщиков произошел отек легких, его эвакуировали в больницу, но не спасли, он скончался. А налетевший чуть позже ураган разметал участников по склону, превратив в беспомощных бедняков, понимающих только слова «спасайся, кто может». Всего в тот раз погибло семь альпинистов, включая трёх гидов (инструкторов) – директоров турфирм: Скотта Фишера (США) и Роба Холла (Новая Зеландия) и Энди Харриса.
Травмированных и обмороженных никто не считал. Тела восходителей покрывались коркой льда, стирая разницу между живыми и мёртвыми. Например, врача из Далласа Бека Уиттерза ураганной ночью и на следующий день оставляли умирать в снегу, считая его покойником, и даже сообщили о смерти жене. Моё искреннее восхищение вызывает то, что к концу второго дня он, покрытый льдом, очнулся и сам добрёл до лагеря, откуда его смогли эвакуировать в операционную. Что заставляет человека безрассудно рисковать, какие нормы морали действуют на высоте Эвереста, почему стремление покорить Эверест начинает граничить с безумием? Почему цивилизованные восходители проходят мимо умирающего человека, переступают через него и идут к вершине? Почему многие считают, что на высоте более 8 тысяч м. моральные нормы не действуют, что зона смерти – не место, где можно позволить себе что-либо, кроме мысли «На войне, как на войне» Истоки всех этих явлений кроются в глубинах человеческой натуры, души. И главным источником является тот факт, что Эверест – третий полюс Земли. Отсюда – погоня за достижениями, всевозможными рекордами. Люди идут на Эверест, чтобы испытать себя. Но последнее слово всегда остаётся за горой. Против погоды нет средств, кроме запаса времени внизу и надежного прогноза на момент восхождения. Характерным
является опыт Александра Абрамова, совершившего восемь попыток
покорить Эверест. Успешными из них были
пятая в
Александр Абрамов, руководитель нескольких коммерческих экспедиций, пришел к дорогой, но безопасной, по его мнению, методике жесткого контроля участников на всём пути от начала акклиматизации до окончания восхождения. Есть и другие мнения и проекты. Например, упоминавшийся уже В. Божуков активно пропагандирует идею повышения экологии нравственности. Для того чтобы восходители не перешагивали через умирающих и страдающих на склонах людей, он предлагает подготовить специальных спасателей – парапланеристов, которые могли бы взять легкий параплан-тандем, сбегать с ним на гору к пострадавшему и спрыгнуть оттуда вдвоем на параплане, приземляясь через десять минут в базовом лагере к готовому горячему чаю. Пусть сбудутся все замечательные планы, и путь на Эверест станет не только экстремально заманчивым, но и безопасным средством истинного наслаждения. Экстремальная философия – путь к прозрению! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|