Альпинисты Северной Столицы  




Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

 

АНТАРКТИДА – СТРАНА ГОР И ВЕЧНЫХ ЛЬДОВ

Гусев Александр Михайлович
д.ф-м.н., проф., ЗМС по альпинизму

(по материалам статьи в Ежегоднике «Побежденные вершины» 1958-1961)

 

К 190-летию открытия Антарктиды

 

«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах ледяных гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, золотыми, зелеными и голубыми тонами пастели»,так писал один из исследователей Антарктиды Р. Бэрд.

Далеко, за всеми широтами, у Южного географиче­ского полюса лежит шестой материк нашей планеты – Антарктида, открытая русскими мореплавателями под руководством Фаддея  Беллинсгаузена (1778-1852) и Михаил Лазарева (1788-1851) в 1820 г.

Беллингсгаузен Лазарев Михаил Петрович

Долгое время был неизвестен людям этот ледяной континент, долгое время оставался неизученным и после открытия.

Что же за причина мешала людям открыть, а затем изучить Антарктиду? Это те трудности, которые поставила природа на пути к шестому континенту. Огромны расстояния, отделяющие Антарктиду от других материков. На пути исследователя лежат южные области трех океанов, объединенные в одно кольцо, окружающее южнополярный материк. Это неспокойные воды с «ревущими сороковыми широтами», где непрестанно бушуют штормы, и ветер катит по свинцовой поверхности океана волны, нередко превышающие 20 м. Даже современным кораблям нелегко преодолеть полосу штормов, расположенную сплошным кольцом вокруг земного шара между сороковым и пятидесятым градусами южного полушария.

Можно представить, какие же огромные трудности испытывали исследователи Антарктики,

Антарктида. Маршрут.

 направлявшиеся туда на небольших парусных шлюпах – «Восток» и «Мирный»!

Корабли

Второе препятствиепояс морских льдов, окружающий весь материк и многочисленные айсберги, точно ледяные великаны охраняющие подступы к Антарктиде.

Берега ееледяные отвесные стены, обрывающиеся в воду, ледяной барьер, высота которого порой достигает 70 м. И, наконец, перед исследователем, вступившим на материк, встает еще одно препятствие, отделяющее его от центральных районов Антарктиды,мертвая ледяная пустыня, высокогорное ледяное плато, простирающееся на тысячи километров и достигающее высот 4000 м и более (здесь и далее над уровнем моря). Это наиболее трудные для проникновения места, так как здесь слились воедино трудности полярных областей и высокогорья. Суров их климат. Нигде на земном шаре не опускается так низко температура, как в центральных областях Антарктиды. Там находится полюс холода Земли.

Об Антарктиде уже много писали. Но мне хочется рассказать о ней как о горной стране, как о самом высоком материке планеты.

Антарктида

 

ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Следует отличать два названия: Антарктика и Ан­тарктида.

Антарктикой называют область земного шара, расположенную вокруг Южного полюса. Границей ее на севере принято считать так называемую линию антаркти­ческой конвергенции. Извилистая, но сплошная линия, или зона, проходит в водах океанов и представляет со­бой место соприкосновения холодных антарктических вод с водами более низких широт. Она пересекает все меридианы и располагается между 48 и 62° южной ши­роты. При пересечении этой зоны наблюдается резкое изменение температуры поверхностного слоя воды, ее солености, а также изменение состава морских организ­мов. Резко изменяются и температура воздуха, и условия погоды. Эту линию следует считать наиболее естествен­ной границей, так как она четко разграничивает две различные климатические области земного шара. Поло­жение линии конвергенции очень устойчиво. Оно не из­меняется в разные годы и сезоны более чем на 1,5° по широте.

Антарктидой называют сам южнополярный материк, погребенный под мощным слоем оледенения. Кроме этой земли в Антарктике много островов. Наиболее круп­ный из них – Земля Александра I – расположен вблизи материка.

Антарктида – наиболее изолированный материк зем­ного шара. Даже в самой узкой части кольца вод, отде­ляющего ее от других континентов, в проливе Дрейка, расстояние между северной оконечностью Земли Грей­ама и южной оконечностью Южной Америки 1.100 км. В наиболее широкой части кольца между Землей Коро­левы Мод в Антарктиде и Южной Африкой это расстоя­ние равно 4.000 км. От Австралии до берегов Антарктики 3.200 км.

Антарктидасамый высокий из шести материков планеты. Ее средняя высота превышает 2.200 м, что в 2,5 раза больше средней высоты Азии (960 м), имеющей самые высокие на Земле горы и плоскогорья. Укажем для сравнения, что средняя из высот Южной Америки, Африки и Австралии равна всего 600 м.

Из более чем 14 млн. кв.км площади южнополярного материка, включающей и площадь шельфовых ледников, менее 4% не покрыто льдом. Основные поднятия скаль­ных пород наблюдаются по краям материка. Здесь рас­полагаются и основные горные хребты. Подледный рельеф Антарктиды изучен очень слабо, хотя известно, что от залива Олаф Прюдс в Восточной Антарктиде к Южному полюсу простирается мощный хребет глыбовых гор, вероятно, пересекающих весь материк и соединяю­щихся с таким же поднятием, обнаруженным в Запад­ной Антарктиде и проходящим подо льдом от берега Игрид Кристенсен в центральные области материка.

В координатах 73-75° южной широты, 60-72° восточной долготы обнаружена целая горная цепь, поднимающаяся в виде отдельных скальных вершин над ледяным куполом ма­терика до 200-300 м. Высота отдельных вершин дости­гала 3.300 м.

Наряду с таким поднятием подледного рельефа во внутренних областях материка и выходом отдельных вер­шин на поверхность оледенения в Антарктиде наблю­даются и значительные понижения подледного рельефа ниже уровня моря. Так, например, во время санно-трак­торного похода из Мирного к Полюсу относительной не­доступности между станцией Пионерская и станцией Комсомольская было сейсмическим способом обнару­жено опускание рельефа на 1 км ниже уровня океана.

Так как понижения рельефа ниже уровня океана отмечались в Антарктике во многих местах и на значительных расстояниях от береговой черты, у неко­торых исследователей возникали предположения, что Антарктида не материк, а огромный архипелаг островов, покрытый единой шапкой оледенения.

Ныне исследованиями, в основном советскими, уста­новлено, что в центральных областях Антарктиды подо льдом выше уровня океана находится огромная горная страна, достойная называться материком.

Мощный ледяной панцирь сглаживает сложный с большим перепадом высот рельеф коренных пород Антарктиды, особенно во внутренних и центральных об­ластях материка. Наи­большая толщина ледяного покрова Антарктиды, кото­рую удалось определить сейсмическим методом, превышает 4.000 м.

Большая крутизна склонов, а, следовательно, и трещины, и ледопады могут встретиться только вблизи берега, т.е. ледяного барьера или прибрежных скал. Скалы, правда, встречаются на всем побережье довольно редко.

Горы Нью-Швабенланд, расположенные на расстоя­нии 100-200 км от берега, тянутся широкой полосой от 10° западной долготы до 25° восточной долготы. Протя­женность горной страны превышает 1000 км. Высоты отдельных вершин достигают здесь 4300 м, над ледяным покровом скальные вершины поднимаются на 1000-2000 м.

Горы на Земле Виктории, начиная от мыса Адэр, про­тянулись на юг, затем на юго-восток на расстояние около 2500 км. Они расчленены поперечными долинами, через которые материковый лед протекает из внутрен­них районов Антарктиды к морю Росса. Эти горы почти в четыре раза длиннее Альп, по средней высоте при­мерно равны им. Вершины поднимаются до высоты 4.600 м, до 2.500 м над ледяным покровом. В хребте Бри­тания вершина Мак-Клинток достигает 3.209 м. Вершины Кирпатрик и Маркэм в хребте Королевы Александры имеют соответственно 4.450 и 4.572 м. Высоты отдельных вершин гор Королевы Мод на границе между Восточной и Западной Антарктидой, проходящей по линии, соеди­няющей южные берега моря Уэдделла и моря Росса, достигают 4.600 м.

Западная Антарктида отличается от Восточной боль­шим разнообразием рельефа и геологического строения. В этом отношении она имеет сходство с южной частью Южной Америки. Кроме гор Хорлик, расположенных параллельно Горам Королевы Мод, несколько к северу от них вся область, включающая Землю Грейама и при­брежные части континента до восточных берегов моря Росса, сложена складчатыми горными цепями. Наиболь­шие вершины гор Земли Грейама достигают 4500 м. Снеговая линия здесь расположена выше, чем на мате­рике, оледенение сравнительно невелико, поэтому эти горы более похожи на горы других материков.

К западу от полуострова Земля Грейама располага­ются хребты Сентинел, Хандред Майлс, Колер, Экзекьютив-Коммитти, Хол-Флод и Эдзела-Форда. Наиболее высокая из них цепь Экзекьютив-Коммитти. В 1947 г. здесь открыта самая высокая из обнаруженных в Ан­тарктиде гор – более 6.000 м. На севере района почти у берега находится гора Сипл – 4.570 м. Вершины высотой более 4.000 м не редкость для Западной Антарктиды.

В сейсмическом отношении Антарктида считается спокойной областью земного шара, землетрясения ред­ки, хотя вулканическая деятельность наблюдается. Так, например, на прилегающем к материку острове Росса в одноименном море Росса находится действующий вулкан Эребус высотою 4023 м. Это, видимо, не единственный вулкан у берегов Антарктиды. В 1893 г. Ларсен наблю­дал извержение газов из вулканов на островах Линденберг и Робертсон.

Здесь мы назвали лишь основные из хребтов и гор Антарктиды. Нет сомнения в том, что возможно откры­тие новых горных районов. Так, например, в летнем южнополярном сезоне 1958-1959 гг. во время строитель­ства новой советской антарктической станции на Земле Королевы Мод, названной именем Лазарева, группа гео­логов открыла новые хребты в горном районе Нью-Швабенланд, в 150 км от побережья. Один из них назван Русским.

Но все эти горы необычны. У них нет знакомых нам предгорий с зеленью лесов и альпийских лугов. Подно­жия лежат у самой снеговой линии или выше ее. Вы сразу попадаете в царство снега и льда, в хаос морен. Чем ближе горы к побережью, тем меньше они погру­жены в оледенение, чем дальше от береговой черты, тем меньшая часть возвышается над ледяным покровом.

Абсолютное большинство горных хребтов Антарктиды и особенно наиболее высокие области совершенно не изучены. Ни одна из сколь-либо значительных вершин не покорена. Учитывая большие высоты гор Антарктиды, суровость климата и трудности акклиматизации на вы­сотах в полярных районах, может оказаться, что горы шестого материка планеты будут одними из труднейших объектов для восхождений.

 

ОСОБЕННОСТИ КЛИМАТА И ПОГОДЫ

Если большинство областей поверхности земного шара, поглощая тепло от Солнца, становится как бы ис­точниками его для последующих тепловых процессов на Земле, то Антарктида в силу особенностей располо­жения оказалась стоком этого тепла, мощнейшим холо­дильником планеты. Естественно, что, чем ближе мы располагаемся к холодильнику, тем заметнее его влия­ние. Вот почему именно южное полушарие нашей пла­неты оказалось в среднем более холодным, а тепловой экватор смещен в северное полушарие.

Особенностью климата внутренних областей Антарк­тического материка по сравнению с климатом других материков земного шара являются очень в течение всего года низкие температуры воздуха и относительно малые изменения ее. В Антарктиде расположен Полюс холода. На советской станции Восток в августе 1958 г. была за­регистрирована температура воздуха -87,4°. Южнопо­лярной зимой 1960 г. на этой же станции отмечена тем­пература -88,4°. Это пока абсолютный минимум тем­пературы на земной поверхности.

Малые колебания температуры воздуха в течение года обычно свойственны морскому климату. Но именно эта характеристика оказалась типичной и для климата внутренних областей Антарктиды. Здесь она отличается от всех других материков. В Азии, в Верхоянске, где климат является типично континентальным, максималь­ное сезонное изменение температуры воздуха происхо­дит в пределах от +30 до -70°, т.е. равно 100°. Макси­мальное изменение температуры воздуха во внутренних областях Антарктиды в два раза меньше и равно 50°.

Средняя годовая температура воздуха в Антарктике на абсолютно большей части ее ниже 0 градусов, и осо­бенно низка она во внутренних областях материка. Ис­ключение составляет Земля Грейама, далеко выступаю­щая на север, к экватору, от основной части материка, и особые районы – оазисы Антарктиды. В этих районах наблюдаются и положительные значения среднегодовой температуры. Если на Земле Грейама это объясняется более умеренными широтами, то в оазисах связано с осо­бенностями микроклимата.

Хотя температура воздуха на побережье Антарктиды и не очень низка, климат там все же очень суров, что связано с постоянными и очень сильными ветрами. Даже среднегодовое значение скорости ветра в Мирном больше 10 м в секунду. За год отмечено более 200 штормов и ураганов, ветер скоростью более 50 м в секунду не ред­кость в этих местах.

Характерны для Антарктики короткое лето, продол­жительная зима и стремительные переходы между ними. Продолжительность весны и осени не более 2-3 недель.

Еще одна особенность погоды – почти непрерывная пурга, низовые метели и поземки. Они, как говорят зи­мовавшие в Антарктике, наблюдаются даже в хорошую погоду, если, конечно, такую погоду можно назвать «хо­рошей». Дело в том, что ветер в большинстве районов почти никогда не прекращается, и поэтому, даже когда небо ясно, в нижнем слое всегда несутся тучи снега, от­чего видимость порой не превышает нескольких метров.

Такая особенность погоды породила каламбур. При оценке авиапогоды говорят: «Видимость столько-то мет­ров, в зените ясно». Это означает, что слой, ухудшаю­щий видимость, имеет незначительную высоту, полет возможен, но посадка затруднительна или просто невоз­можна. В Антарктиде, в пургу, при видимости во всех направлениях, близкой к нулевой, метеоролог, долго блуждая в диких вихрях метели, спотыкаясь и падая в сугробы, наконец, весь заснеженный вваливался в хи­жину, на вопрос товарищей: «Какова погода?» – обычно отвечал: «Погода-то ничего, но вот неясно, где зенит».

 

ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

При огромных размерах материка Антарктиды для изучения ее и строительства научных станций использо­вались авиация и наземный транспорт. Авиация приме­няется для разведки областей, по которым будет про­двигаться транспорт, для заброски горючего и доставки персонала. При большом весе научного оборудования, зданий станций, энергетических установок, запаса про­дуктов, топлива и огромном расходе горючего тягачами ограничиться использованием наземного транспорта не удается. Больше того, при больших расстояниях тягач не в состоянии даже обеспечить себя горючим на весь путь. Делать же заброску запасов горючего на промежуточ­ные станции при помощи наземного транспорта невоз­можно из-за короткого срока, когда такие походы в Антарктиде возможны. Осенью и зимой в полярную ночь при температурах, близких к -80°, такие походы неосуществимы. Учитывая неустойчивость погоды, низкие температуры воздуха даже в летнее время, сложность посадок тяжелых самолетов на примитивные снежные аэродромы, выполнить такие задачи только при помощи одной авиации также затруднительно.

Лишь комбинированным путем и были осуществлены труднейшие походы в глубь Антарктиды советскими ис­следователями при строительстве станций Пионерская, Комсомольская, Восток, Советская, Полюс относитель­ной недоступности и поход из Мирного на станцию Амундсен-Скотт, на Южный географический полюс. Так был совершен и поход английской экспедиции от бере­гов моря Уэдделла через Южный полюс к берегам моря Росса.

В далеком прошлом осуществлялись и пешие походы с собаками и лошадьми. Наиболее замечательны походы Амундсена и Скотта с берегов моря Росса. 

Амундсен Скотт Роберт Фалкон (1868-1912)

Их удалось совершить благодаря сравнительно небольшой протя­женности. Почти половина их пути (300-400 км) про­легала по шельфовому леднику Росса на высоте не вы­ше 100-150 м. Кроме всего, эти походы проводились налегке, с основной задачей достичь Южного полюса. Мы, конечно, ни в коей мере не хотим приуменьшить те огромные трудности, которые пришлось претерпеть пио­нерам-исследователям шестого материка, мужественным людям, великим путешественникам нашей эпохи. Р. Скотт с товарищами не вернулся из экспедиции.

Рельеф у побережья очень сложен. Склоны наиболее круты и изобилуют трещинами, местами представляют собой ледопады, отвесы ледяного барьера. Во многих местах склоны рассекаются выводными ледниками с еще более сложным рельефом. Поэтому совершать большие переходы вдоль побережья крайне трудно. Для неболь­ших маршрутов вдоль побережья в прошлом использова­лись ездовые собаки. Были примеры и довольно больших переходов, например, австралийской экспедиции Д. Моусона от западного края ледника Шеклтона до восточного края Западного шельфового ледника. Эта точка была самой западной, достигнутой австралийцами. Отсюда возникло и название обнаруженного ими здесь ледника. Ныне при переходах вдоль побережья кроме лыж для пеших походов, собак для санных экспедиций ис­пользуются легкие вездеходы. При этом стараются дви­гаться не по склонам материка, а по более ровному припаю, используя начало весны, когда припай еще прочен, а солнце уже достаточно долго остается над го­ризонтом.

Лыжи в Антарктике применяются, в основном, только для походов вдоль побережья по припаю или в узкой полосе вдоль берега, где они необходимы. Во внутренних областях материка из-за очень низких температур сколь­жение лыж очень плохое. Кроме того, поверхность по­крыта жесткими и большими застругами, делающими использование лыж бессмысленным.

Альпинистская техника и опыт горовосхождений важ­ны для работы в Антарктиде во многих отношениях. Это необходимо при всех работах в горных районах матери­ка, для преодоления препятствий ледяного рельефа (тре­щин, ледопадов, ледяных барьеров) при походах вдоль побережья. Многие из этих задач теперь с успехом ре­шаются при помощи винтокрылой авиации. Но все же она не столь универсальна, чтобы решить все задачи, кроме того, ее действия сильно ограничены погодой. Опыт работ Антарктических экспедиций дает много при­меров, когда погода парализовывала действие техниче­ских средств, и тогда на помощь приходили люди, вла­деющие техникой горовосхождений. Очень нужным опыт альпинистов оказался при спасательных работах, а так­же при организации страховки в опасных местах работ во время разгрузки кораблей и доставки грузов по при­паю и через барьер к строительствам береговых баз.

Важен опыт горовосходителя и для работы в усло­виях высокогорного плато Антарктиды. Как правило, об­ладающие этим опытом быстрее осваивались с трудными условиями санно-тракторных походов и работы на внутриматериковых станциях. Наши организмы менее стра­дали, мы были более работоспособны, не теряли в весе. Учитывая все это, следует считать желательным вклю­чение определенного количества людей, имеющих опыт горовосхождений, в состав будущих антарктических экс­педиций и обеспечение этих экспедиций комплектами альпинистского и горноспасательного снаряжения. По­требность в альпинистах для работы в Антарктиде долж­на значительно возрасти, когда советские экспедиции начнут изучение горных областей, в частности, гор Нью-Швабенланд.

Трудно, конечно, представить себе время, когда для покорения вершин Антарктиды направятся самодеятель­ные группы альпинистов, но исследовательские работы в этих горах ждут альпинистов1/.

 

Прим. ред.: Первое восхождение в Антарктиде было совершено 10 марта 1908 г. на действующий вулкан – Эребус2/, 3.743 м. 

Эребус. Антарктида.

Корабль «Нимрод» известного исследователя Антарктиды – англичанина Шеклтона, подошёл к берегу полуострова Росса. На берегу был разбит базовый лагерь. 5 марта группа вышла на восхождение. Руководил первовосхождением молодой новозеландский гляциолог Дуглас Моусон.


1/ За 50 лет, прошедших с момента написания статьи А.М. Гусева многое изменилось в Антарктиде. См. статью Е.К. Иорданишвили «Альпинистская Антарктида», АСС, том 6. Прим. ред.

2/ 28 января 1841 года. Два корабля полярной экспедиции Джеймса Росса подходят к одной из удобных бухт Антарктического континента. Несмотря на вполне мирный характер экспедиции, корабли имеют достаточно «экстремальные» имена – «Эребус» (Эребус – ад, – в переводе с древне греческого) и «Террор». К изумлению членов экспедиции, недалеко от берега они видят… действующий вулкан! Внушительная гора – классического вулканического типа, со столбом дыма над кратером, доминирует в ландшафте. На этим же «пьедестале» располагается ещё один, потухший вулкан, меньшей высоты. По праву открывателей Росс дал обоим вулканам имена кораблей экспедиции. Так на картах мира появился самый южный действующий вулкан – Эребус.

 

    

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru. При перепечатке ссылка обязательна.