|
Альпинисты
Северной Столицы |
|
КОСЫГИН И КЕККОНЕН ПОКОРЯЮТ КАВКАЗЮрий Шепелев – журналист, Санкт-Петербург Летом 1969 года два видных политика, президент Финляндии Урхо Кекконен (69 лет) и Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин (65 лет) совершили переход через Кавказский хребет. Вместе они прошли около 200 км, поднялись на Клухорский перевал (2782 м) и спустились к Черному морю. Совместный поход Косыгина с Кекконеном оказался кульминационным пунктом развития взаимоотношений и двух политиков, и двух государств. В.И. Ленин дал Великому княжеству финляндскому независимость, и в стране Суоми его до сих пор почитают как освободителя. Правда, последующие отношения от идиллии далеки: в войну 1939-1940 гг. Сталину не удалось захватить Финляндию, чтобы включить ее в Карело-Финскую ССР, а сама Финляндия воевала на стороне Гитлера во Второй мировой. Зато, едва выйдя из войны, в 1944 г. президент Паасикиви поспешил заключить с СССР договор о дружбе, а его приемник Кекконен продолжил политику «развития и укрепления добрососедских отношений», за что и был награжден в 1964 орденом Ленина к 20-летию договора (первый и последний раз высшей наградой СССР награждается глава капиталистического государства – Ю.Ш.). Причем вручение происходит не в Кремле – Микоян едет к новоиспеченному кавалеру высшего советского ордена в Хельсинки. В течение 20 лет между Кекконеном1/
и Косыгиным2/
развивались личные дружеские отношения, которые слагались из многих общих элементов. Оба руководителя доказали, что между государственными деятелями могут развиваться не только официальные, протокольные отношения, но и личные, основанные на человеческих качествах. Такой опыт у Кекконена был с Хрущевым, и с тех пор он высоко ценил такие взаимоотношения. Косыгин в отношениях с Кекконеном придерживался своей линии, свободной от каких-либо интриг. Из всех западных государственных деятелей, с которыми Косыгин, по его словам, имел дело, безусловно, более всего он симпатизировал Кекконену. С другой стороны, надо помнить, что Косыгин не позволял себе, чтобы личные связи влияли на политические и торгово-экономические решения. Это стало очевидным при осуществлении крупных промышленных проектов, таких как Светогорский ЦБК и Костомукшский ГОК. Косыгин не принимал решений в пользу Финляндии за счет своего государства и народа. Бацанов вспоминает, что оказаться по сравнению с Кеккененом слабым соперником вэтомтурпоходе Косыгину очень не хотелось. Дня за три удалось все-таки из Москвы вылететь тудапораньше до прилета Кеккенена, и Алексей Николаевич три дня активно ходил по горным тропинкам где-то в районе Ессентуков, Пятигорска, чтобы не ударить в грязь лицом. Условия были выработаны жесткие – например, никаких отходов ко сну в течение всего перехода. Известный врач Евгений Чазов вспоминает, как летом 1969 г. он узнал от личного врача Косыгина, что через неделю У. Кекконен прилетит в Минеральные Воды, чтобы вместе с Косыгиным совершить переход. Косыгин, с легкостью пригласивший Кекконена, для которого это было своеобразной рекламой, в конце концов, сообразил, что с горами 70-летнему человеку, хотя и крепкому физически, шутить нельзя. Осознал он и свою ответственность, так как приглашение исходило от него. Чтобы как-то застраховать себя, он и известил Чазова о сложившейся ситуации своеобразным образом, как бы между прочим, через своего лечащего врача. Чазов понимает, что его положение не из простых – официально он ничего не знает, а неофициально отвечает за жизнь Президента Финляндии и Председателя Совета министров СССР. Советоваться уже было не с кем – была пятница, и первое, что решил Е. Чазов, – это срочно вылететь на Кавказ и пройти по трассе перехода, чтобы на месте разобраться в складывающейся ситуации и постараться обеспечить безопасность перехода. Чазов не раз поднимался в горы, хорошо их знал. Переход по знаменитому всесоюзному туристскому маршруту №43, который считался одним из самых зрелищных на Кавказе, проходил через Клухорский перевал. Первопроходцами через перевал в советское время стали известные всей стране люди – по этому маршруту проходили Н.В. Крыленко, О.Ю. Шмидт, А.Ф. Иоффе, А.С. Серафимович, Н.С. Тихонов и другие. Знаменитый Всесоюзный 43-й маршрут включал 25 км горных дорог, 5 км подъема и 7 км спуска. Путевка стоила 110 рублей, но платить советскому гражданину надо было только 30% стоимости; остальное (как и за альпинистские путевки) оплачивал профсоюз. Начинался маршрут с путевки на турбазу Теберда. Но попадали в Теберду не сразу. Сначала около недели туристы проводили в Кисловодске с посещением Провала, горы Развалка и совершали еще несколько радиальных маршрутов. И только через неделю приезжали на автобусах в Теберду. За 4-5 дней обходили все радиальные маршруты – в заповедник, к вольерам зубров, в Музей природы, на водопад Шумка, озеро Каракель. Наконец, со всеми отправлялись на Джамагатские нарзаны. Это назад, 8 километров в сторону Карачаевска. Там проходили мимо нескольких турбаз и останавливались в ауле Джамагат. Это тот самый Джамагат, который еще Лермонтовым упомянут в поэме Хаджи Абрек (там он назван Джаматом). 2-3 дня жили в хижине, которая обслуживалась поварами и уборщиками. (В 80-е туристы уже обслуживали себя сами, дежуря на кухне по очереди.) Отсюда направлялись по Назлыкольскому ущелью вверх к верхнему Муруджу. Здесь, среди пихтового и соснового леса, туристов ожидал ночлег в палатках. На следующий день группа шла Муруджукский перевал и спускалась в ущелье Уллу-Муруджу (Большой Муруджу). У трех самых высоких, голубых, окруженных голыми скалами прекрасных Муруджукских озер в Муруджукской хижине – ночевка. Утром спуск на дорогу в Теберду у реки Муруджу, на полпути между Тебердой и Домбаем. Тут ждали автомобили, на которых 3-4 километра ехали вверх, а потом пешком через подвесной мостик на левый берег реки Теберда в лагерь Хаджибей. Это был специализированный лагерь маршрута 43 с домиками, палатками и начальником. Встреча с предыдущей группой, уходящей на маршрут дальше. На следующий день – поход на Бадукские озера, окруженные пышной растительностью. На третий день пешком возвращались в Домбай, где ждали легкие походы в Алибек и Аманауз. Наконец, главная часть маршрута. На машинах в Гоначхирское ущелье и к Северному приюту. Два домика приюта стояли над длинным отвесным склоном, глубина которого производила впечатление на туристов. «Если выйти за дом по нужде, можно успеть застегнуться, а струя до дна еще не долетает», – делились впечатлениями молодые люди, прошедшие маршрут. 3:10 стоянка и день акклиматизации, во время которой положено спуститься к Форельным озерам в поисках дров. А через день ранним утром начинали подъем на Клухорский перевал. Это вполне серьезное испытание даже у бывалых ходоков занимает не менее 2-х часов. Здесь самая высокая точка маршрута. На перевале тургруппу передавали сванским проводникам, которые вели людей вниз, на ночевку в Южном приюте. Потом в Сухуми, на известную турбазу им. ХV-летия ВЛКСМ, где туристы проводили на море несколько дней, прежде чем разъехаться по домам. Ограничений по возрасту не было – путевки продавали людям от 16 до 70 лет. Стандартная группа – 35-40 человек. Группы уходили на маршрут каждые два дня. За лето проходило примерно 1600 человек. Народ подбирался разный, со всех концов Советского Союза. Маршрут превращался для них в настоящее приключение. От группы группе передавались веселые истории, превращавшиеся в эпос 43-го маршрута. Например, рассказывали, как приехала семейная пара не то из Куйбышева, не то из Свердловска. Им почему-то не объяснили, что маршрут пешеходный, поэтому вместо рюкзаков они взяли дорожные сумки (хорошо – не чемоданы). Еще дома, собираясь, муж нашел в сумке утюг – жена набрала платьев и взяла электроприбор, чтоб не дожидаться свободного в гостиницах (один на этаж тогда было обычным делом). Муж утюг вынул, но уже в Теберде обнаружил его в той же сумке. При штурме Клухорского перевала его, тащившего обе сумки и жену, товарищи подбадривали: «Не тужи – хоть на Северном приюте при свечках ужинали, на Южном, говорят, точно электричество есть!»... Чазов хотел лично проверить самую сложную часть маршрута. Прямо после самолета и автомашины (а от Минеральных Вод до Северного приюта в Домбае, где начинается трасса перехода через перевал, километров 200) он с двумя мастерами спорта по альпинизму прошел весь путь без остановки. Вышли около 12 часов дня, и надо было спешить, чтобы до темноты выйти в Абхазию. Естественно, самым тяжелым был участок подъема. В конце пути, несмотря на то, что все вещи у кремлевского врача взяли мастера спорта, он шел как в тумане, мечтая лишь об одном – не упасть и скорее добраться до Южного приюта. Евгений Чазов отмечает, что ему в то время было всего 40, а не 70, как У. Кекконену. Вернувшись в Москву, он позвонил Косыгину и сказал, что вряд ли они осилят весь переход и что необходимо срочно восстановить старую дорогу до вершины перевала и подъем совершить на машинах. Кроме того, на трассе создать места отдыха и подстраховать переход медицинским персоналом и спасателями. А.Н. Косыгин выразил удивление, каким образом Чазов узнал о предстоящем визите У. Кекконена, хотя всё прекрасно понимал, и поблагодарил за участие в его организации, добавив, что ничего особенного им не надо, потому что он и Кекконен – физически подготовленные люди, и переход для них – пустяк. В тот же день, когда Е. Чазов объяснял ситуацию А.Н. Косыгину, Чазову позвонил Председатель КГБ СССР Ю.В. Андропов и попросил его подъехать. Приехав, он застал Андропова несколько встревоженным. С ходу Андропов стал выговаривать Чазову: «Не надо было Вам вмешиваться в эти косыгинские дела. Сам он кашу заваривал, сам бы и расхлебывал. И не надо Вам ехать на этот дурацкий переход, пусть сами идут. Кое-кто не очень доволен вашей активностью в этом вопросе». Чазов возразил: «Юрий Владимирович, Косыгин очень тонко переложил ответственность на меня, да и в какой-то степени на Вас. В создавшейся ситуации мой долг сделать все возможное, чтобы переход обошелся без неприятностей». «Вы правы, – ответил Юрий Владимирович. – Алексей Николаевич все правильно рассчитал. Теперь и вам и нам надо обеспечить полную безопасность». И хотя Андропов прямо не сказал, но Чазов понял, что кто-то из окружения Брежнева, а может быть, и он сам, хотели, чтобы возникли сложности в ходе визита, в которых можно было бы обвинить А.Н. Косыгина. То, что Брежнев был в курсе всех событий, Чазов понял потому, что накануне визита У. Кекконена в Минеральные Воды он позвонил и сообщил, что хотел бы на несколько дней лечь в больницу на диспансеризацию, хотя это и не планировалось. Чазов вынужден был остаться в Москве. Новолненийу него не было, ибо все, что необходимо, было сделано, и успех кавказского перехода был обеспечен. Как и предполагалось, У. Кекконен был в восторге от похода в горы. Сам он прекрасно перенес переход, а спасателям пришлось нести через горы не его, а молодого и довольно массивного адъютанта Президента. Очевидцы вспоминают, что когда уже стали спускаться с Клухорского перевала, сделали короткий привал, и Кекконен задремал. Алексей Николаевич же был, как ребенок, доволен, что Кекконен сдает, а сам он держится. Последний раз Кекконен и Косыгин встретились на Крылатском гребном стадионе в Москве во время московской Олимпиады в июле 1980 года. Там уже стареющие государственные деятели вспоминали о большом пройденном пути дружбы и сотрудничества и достигнутых результатах. Оба ушли с политической арены с интервалом в один год. Косыгин – осенью 1980 года, а Кекконен – через год после этого. Урок, который они вместе дали миру, можно было бы внести в любой учебник, в котором описывается роль и значение личных отношений государственных деятелей. Традиции сотрудничества Кекконена и Косыгина являются прекрасным примером всем тем, кто сегодня намерен развивать отношения между Финляндией и Россией в области политики и экономики. Нам нельзя их забывать, и стоит снять шляпу перед ними. Они, бесспорно, этого заслужили.* * Президент У.К. Кекконени премьер А. Н. Косыгин. Э. Сеппянен (финский писатель, адъютант президента У. Кекконена, докторгосударственных наук), «Международная жизнь», №1-2, 2008. 1/ Кекконен Урхо Калева (1900-1986) – государственный и политический деятель Финляндии. В 1926 окончил юридический факультет Хельсинкского университета. С 1936 доктор юридических наук. Почётный доктор юридических наук МГУ (1958). В 1936-1956 депутат парламента. С 1926 член, до 1956 один из лидеров партии Аграрный союз (с 1965 – Партия центра). В 1936-1937 министр юстиции, в 1937-1939 министр внутренних дел, в 1940-1943 председатель Комитета по делам переселенцев. В 1944-1946 министр юстиции. В 1946-1947 вице-председатель, а в 1948-1950 председатель парламента. В 1950-1956 (с перерывом) премьер-министр, одновременно в 1950-1951 министр внутренних дел, в 1952-1953. 1954 – министр иностранных дел. С 1956 президент Финляндской Республики. Вместе с Ю.К. Паасикиви является инициатором послевоенного миролюбивого внешнеполитического курса Финляндии, направленного на развитие дружественных отношений с СССР («линия Паасикиви – Кекконена»). В мае 1963 выступил с инициативой превращения Северной Европы в безатомную зону мира. Принимал участие в заключении Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Финляндией (1948); подписал первый Протокол (1955) и ратифицировал второй Протокол (1970) о продлении срока действия этого Договора. Отмечая заслуги К. в развитии и укреплении дружественных и добрососедских отношений между СССР и Финляндией и большой вклад в дело мира, Президиум Верховного Совета СССР наградил К. в 1964 орденом Ленина, в 1973 орденом Дружбы народов. К. неоднократно посещал СССР. 2/ Косыгин Алексей Николаевич (1904-1980) – Петербург-Ленинград - Москва. Деятель Коммунистической партии и Советского государства; член Политбюро ЦК КПСС. Председатель Совета Министров СССР. Член Коммунистической партии с 1927. Родился в семье рабочего-токаря. Пятнадцатилетним юношей ушёл добровольцем в Красную Армию, служил в её рядах в 1919-1921. После демобилизации с 1921 учился в Ленинградском кооперативном техникуме, по окончании которого в 1924 в течение шести лет работал в системе потребительской кооперации Сибири. В 1930 поступил в Ленинградский текстильный институт им. С.М. Кирова, который окончил в 1935. После окончания института работал в Ленинграде на текстильной фабрике имени А.И. Желябова мастером, затем начальником цеха; в 1937 назначен директором Октябрьской прядильно-ткацкой фабрики. В 1938 заведующий промышленно-транспортным отделом Ленинградского обкома ВКП (б). В том же году был избран председателем Исполкома Ленинградского городского совета депутатов трудящихся. В январе 1939 назначен наркомом текстильной промышленности СССР. В 1940-1946 заместитель председателя Совнаркома СССР; в 1943-1946 одновременно был председателем Совнаркома РСФСР. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 проводил большую организаторскую работу по перестройке народного хозяйства для нужд обороны страны. В 1941-1942, являясь заместителем председателя Совнаркома СССР и одновременно заместителем председателя Совета по эвакуации, выполнял важные государственные задания по перемещению из прифронтовых районов страны населения, промышленных предприятий и материальных ресурсов, по быстрейшему восстановлению на новых местах эвакуированных фабрик и заводов. С января по июль 1942 находился в блокированном Ленинграде как уполномоченный Государственного комитета обороны, выполнял большую работу по обеспечению снабжения города, участвовал также в работе местных советских и партийных органов и Военного совета Ленинградского фронта. После преобразования Совнаркома СССР в Совет Министров СССР А.Н. Косыгин 1946-1953 заместитель председателя Совета Министров СССР, одновременно в 1948 министр финансов СССР, а в 1949-1953 министр лёгкой промышленности СССР. С преобразованием и объединением министерств СССР в 1953 – министр лёгкой и пищевой промышленности СССР, а затем, после реорганизации министерства, возглавлял Министерство промышленных товаров широкого потребления СССР (до февраля 1954), с декабря 1953 был одновременно заместителем председателя Совета Министров СССР. С февраля 1954 по декабрь 1956 деятельность А.Н. Косыгина была сосредоточена на посту заместителя председателя Совета Министров СССР. В декабре 1956 назначен первым заместителем председателя Государственной экономической комиссии Совета Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства, министром СССР. С мая по июль 1957 первый заместитель председателя Госплана СССР. С июля 1957 заместитель председателя Совета Министров СССР и в 1959-1960 одновременно председатель Госплана СССР. С 1960 первый заместитель председателя Совета Министров СССР. В октябре 1964 назначен председателем Совета Министров СССР. Делегат 18-24-го съездов партии, член ЦК КПСС с 1939. В 1946-1948 – кандидат в члены Политбюро, в 1948-1952 член Политбюро ЦК ВКП(б). В 1952-1953, 1957-1960 кандидат в члены Президиума ЦК КПСС, в 1960-1966 член Президиума ЦК КПСС, с 1966 член Политбюро ЦК КПСС. Как член коллективного руководства КПСС А.Н. Косыгин принимает непосредственное участие в разработке и осуществлении политического курса партии, её решений по укреплению политической, экономической и оборонной мощи и международных позиций СССР. На Сентябрьском (1965) пленуме ЦК КПСС А.Н. Косыгин выступил с докладом об улучшении управления промышленностью, о совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства. На 23-м (1966) и 24-м (1971) съездах КПСС выступал с докладами о Директивах по пятилетним планам развития народного хозяйства СССР на 1966-1970 и 1971-1975. Активно участвует в проведении ленинской внешней политики Советского Союза. Неоднократно представлял Советский Союз на международных конференциях и совещаниях, возглавлял советские партийно-правительственные делегации во многие государства мира. Косыгин – депутат Верховного Совета СССР 2-8-го созывов. За большие заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством в коммунистическом строительстве А. Н. Косыгин в 1964 удостоен звания Героя Социалистического Труда. Награжден 5 орденами Ленина, орденом Красного Знамени и медалями. | ||
|