|
Экологии нравственностиАлександр
Гофштейн, Проблема оказания помощи терпящим бедствие на больших высотах на сегодняшний день не утратила остроты. Более того, все увеличивающийся поток альпинистов, туристов и людей просто по зову сердца выходящих к вершинам увеличивается с каждым днем, принося и радость покорителям и печаль по безвременно погибшим. Восходители-высотники всего мира понимают, что эффективность спасательных работ в горах далеко не всегда бывает высокой, а если речь идет о вершинах высотой свыше семи тысяч метров, то и вовсе сомнительной. Мы не способны с помощью традиционных средств защиты организма и существующего снаряжения обеспечить в полной мере безопасность себе, не говоря уже о том, чтобы осуществлять в зоне “не жизни” затяжные, сложные и рискованные спасательные работы. В лучшем случае, в составе экспедиции или спортивной команды найдется тот отчаянный резерв сил и воли, чтобы оказать помощь своим же товарищам. Специально выходить в горы, чтобы проводить спасательные операции так, как это делается в Альпах или на Кавказе, увы, пока невозможно. Результатом такого непреложного факта является, во-первых, отлучение от гор тех, кто из-за осторожности или просто боязни не желает подвергать себя излишнему риску. Но таких, слава Богу, меньшинство. Во-вторых, постоянно увеличивается скорбный список тех, кто остался навсегда наверху, там, куда привела их судьба. Это может случиться и по причине переоценки собственных сил. Это может произойти из-за несовершенства снаряжения или в результате игры стихии. В любом случае, груз безысходности попавших в чрезвычайную ситуацию людей надлежит снять. Если руководствоваться общечеловеческими ценностями, то никакая мораль не сможет оправдать действительность, когда восходители вынуждены буквально перешагивать через тела на пути к вершинам. Любой человек имеет право быть погребенным согласно религии и обычаям своего народа. Нельзя позволить, чтобы все то прекрасное, с чем ассоциируются горы в сознании большинства из нас, разлагалось от черствости, бессердечности и эгоизма. До сегодняшнего дня десятки ведущих альпинистов мира высказывались за то, чтобы найти способ снять погибших восходителей с вершин, дать возможность родственникам, по их желанию, проститься и совершить священный обряд погребения. Тела тех, у которых родственников нет, либо неопознанных людей, кремировать в определенном месте и создать там же мемориал подвижникам гор. Появился новый термин - “экология нравственности”, который нужно рассматривать не с прагматических позиций, но с точки зрения Человека Сознательного. Стремление найти решение проблемы не находило реального выхода, поскольку оно лежит далеко за гранью физических возможностей человека. Даже на обычном восхождении альпинисты часто сознательно переходят этот неуловимый рубеж, чтобы сделать еще один (может быть последний) шаг к желанной вершине. Мы позволим себе повториться: совершать дополнительную тяжелую работу, отвлекаться от основной задачи, до сих пор ни у кого не хватало ни сил, ни средств, ни времени. По разрабатываемой проблеме неоднократно, в разное время, с 1968 по 2000 год высказывались практические предложения самыми компетентными восходителями и организаторами высотных экспедиций России: Валентином Божуковым, Александром Волгиным, Сергеем Ефимовым, Юрием Скурлатвым Михаилом Туркевичем† и многими другими. За организацию мемориала героям и подвижникам альпинизма выступали руководитель первой результативной экспедиции на Эверест лорд Джон Хант, первовосходитель на Эверест сэр Эдмунд Хиллари, Патриарх Всея Руси Алексий II, многие выдающиеся представители спорта, государственные деятели, религиозные, спортивные и общественные организации. Однако, по объективным причинам, проблема до сих пор не решена. В ХХ веке на склонах горной страны Гималаи во время восхождений погибли сотни альпинистов со всего мира. Большинство из них осталось на заоблачных высотах. Не захороненные люди лежат на самых популярных маршрутах и восходителям на пути к вершинам, буквально, приходится переступать через тела погибших. Моральная основа таких “временных захоронений” не выдерживает критики. Это свидетельство деградации и губительно для нравственности восходителей. Это также недопустимо и с позиций гуманизма, по которым прах человеческий не может являться предметом пренебрежения и забвения. Основными препятствиями в решении проблемы оказания помощи терпящим бедствие на запредельных высотах являются:
Россия, используя свой международный авторитет, людские ресурсы и технические возможности, имеет возможность предложить в качестве международной гуманитарной инициативы создание международного спасательного отряда, способного выполнить все задачи, перечисленные выше. Она же может стать новым инициатором организации мемориала на Эвересте, и возглавить экологические программы, связанные с горами. Для реализации подобных инициатив на сегодняшний день мы располагаем:
В комплексе все вышеперечисленные возможности реализуются при условии достаточного финансирования, которое, в генерализованном плане, предполагается осуществлять за счет страховых взносов на территориях горных государств, отчислений международных альпинистских ассоциаций, клубов, стран - организаторов экспедиций, производителей альпинистского снаряжения, питания и т. д. Принципиальное включение в перечень страховых услуг проведения поисково-спасательных работ позволит упорядочить постоянное финансирование международной группы спасателей. Естественно, что для реализации столь серьезного проекта необходим ряд международный акций со стороны России и альпинистских организаций разных стран, что позволит выработать консолидированную позицию и содействовать решительным шагам в избранном направлении. Эта часть осуществления проекта хронологически не увязывается с остальными составляющими и может быть реализована в подходящие сроки. Главными элементами международных акций могут быть:
Что касается технической части проблемы, то, обобщая, можно сказать, что комплекс мероприятий, средств и методик по обеспечению безопасности работ в «зоне смерти» включает в себя:
ХХI век, с его глобальными проблемами, лавинами информации, конфликтами, терроризмом, всеобщим обесцениванием человеческой жизни, бросает вызов общечеловеческим ценностям, сводя смысл существования Человека Разумного к голому прагматизму. Альпинизм всегда отличало особое отношение к благородству, мужеству, высокому пониманию человеческой морали. Делом чести каждого альпиниста должна стать любая попытка отстоять истинные завоевания цивилизации. В этом ключе - создание спасательного отряда быстрого реагирования для оказания помощи терпящим бедствие на максимальных высотах, в любом высокогорном районе мира, может быть определено не только как гуманитарная акция, а как консолидированное выступление альпинистов планеты в защиту общечеловеческих ценностей. | |||||||
|