Альпинисты Северной Столицы




Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

 

 

Кора вокруг горы Кайлаш

Кора - так называют тибетцы ритуальный обход святыни. Повсюду в Тибете Вы можете видеть, как паломники движутся по часовой стрелке вокруг монастырей, ступы, священной горы. Внутри храмов они также следуют выбранному направлению, методично преподнося дары (масло для светильников и деньги) каждому Будде и божеству. Обходя таким образом святыню, верующий таким образом выражает свою веру и почтение к святыне, и Трем Драгоценностям - Будде, Дхарме и Сангхе. Некоторые паломники совершают простирания от самой Лхасы до Кайласа. По утверждению тибетцев, такое паломничество длится 800 дней.



Индусы, приезжающие к Кайласу, также стремятся совершить обход вокруг горы, называемый парикрама. Однако для большинства из них это очень трудно. Во-первых, многие из них добираются сюда уже в преклонном возрасте, накопив необходимую для путешествия сумму только к концу жизни. Во-вторых, холод и высота являются жестким испытанием для жителей теплого континента. Поэтому, чаще всего, можно видеть, как паломники из Индии совершают поклонение белоснежному лику Кайласа в Дарчене.

Кора протяженностью 53 км., обычно продолжается 3 дня. Тибетцы, чаще всего спят под открытым небом, накрывшись одеялом или ячьей шкурой. Паломники из других стран и туристы останавливаются в приютах (гест хаусах), где матрасы кладутся прямо на каменный пол или в палатках, которые вместе с другим грузом перевозят яки. Некоторые тибетцы проходят весь путь за один день, а те, кто совершает простирание - за 15-20 дней. Приверженцы добуддистской религии Бон обходят гору против часовой стрелки. Как утверждают ламы Бон, это отличие не принципиально, все зависит откуда смотреть на процесс: изнутри или снаружи.

Начинается кора в поселке Дарчен. Здесь расположен контрольный пункт, где проверяются разрешение на путешествие в этом районе и весьма приличный гэст хаус с кроватями в "номерах". За территорией гостиницы выстроились в ряд шатровые палатки тибетцев, торгующих всякой всячиной и радостно встречающих потенциальных покупателей. А чтобы не скучали китайские чиновники, рядом с контрольным пунктом поставили пару бильярдных столов.

С противоположной стороны от гостиницы построили небольшой центр тибетской медицины, где могут померить давление, по пульсу определить степень адаптации организма к высоте и выписать тибетскую пилюлю. Но по всем мало-мальски серьезным случаям отправляют на границу с Непалом, где размещается китайский госпиталь и где есть, по крайней мере, капельницы.

Итак, утром, совершив поклонение белоснежной вершине в Дарчене, паломники начинают Кору. Все точки маршрута, с которых открывается вид на Кайлас, отмечены молитвенными флагами и чортенами - кладки из камней и черепов яка с выбитыми на них священными мантрами. Тропа поворачивает с запада на юг и ведет по долине реки Ла Чу, что означает "Вода Богов".

Вскоре Кайлас открывается до самого подножья. Здесь стоят "Врата пути" (Ганг-ни), символизирующие начало входа в новую жизнь. Огромный флагшток (Тарпоче) отмечает место празднования главного тибетского праздника Сага Дава, посвященного Будде Шакьямуни. На небольшом плато рядом - место небесного погребения 84 махасиддхи и отпечаток стопы Миларепы, а напротив - храм школы ньима Чуку, посвященный основателю тибетского буддизма Падмасамбхаве.

Двигаясь далее на юг, открывается западное ребро Кайласа и гора Гуру Ринпоче, а слева священные вершины Будд долгой жизни: Тары, Амитаюс и Виджая. На слиянии трех притоков Ла Чу стоит храм Дирапук - храм рога самки яка, символизирующую божество ваджры. По легенде лама Гурва Готтсанг Па из Бутана, совершая парикраму, шел вслед за ячихой и так открыл путь через перевал Долма Ла, по которому сейчас следуют все паломники. В скале во внутренней пещере монастыря есть отпечаток ее рога. Напротив - северная стена Кайласа и вершины трех основных Бодхисаттв тибетского буддизма: Ваджрапани, Авалокитешвары и Манжушри.

Далее дорога поднимается к перевалу и проходит через место, где тибетцы оставляют свою старую одежду в знак очищения от грехов и символической смерти, когда душа сбрасывает тело-одежду, а затем устремляется в новую жизнь. Здесь же еще один отпечаток стоп великого йога Тибета - Миларепы. (В Тибетском буддизме достижение сознания Будды доказывается на деле - если ты познал, что мир - иллюзия, то можешь не считаться с законами материи и демонстрировать единую природу всех вещей.)

Перевал Долма Ла - высшая точка коры (5600м), здесь есть шанс начать новую жизнь ибо все ошибки вам прощены и вы стоите пред белым листом бумаги… Дерзайте! По буддистским канонам, "Долма" - имя Тары - богини-заступницы, родившейся из слезы Будды сострадания Аволокитешвары. Индуисты перевал ассоциируют с Парвати - божественной супругой Шивы. Так что в Новую жизнь нас рождает и благословляет Бог-женщина. На перевале паломники развешивают молитвенные флаги, ленточки с именами близких людей и молятся, молятся, молятся о новой счастливой и чистой жизни!
На спуске с перевала расположено озеро Гаури Кунд, которое сделал Шива специально по просьбе Парвати. Она так как долго медитировала в суровых условиях Гималаев, что тело ее почернело и пришло в негодность. Тогда Шива и сотворил озеро, искупавшись в водах которого, она обрела новое тело. Поклоняющиеся господу Шиве совершают здесь специальные пуджи (обряд богослужения) и омовения. А буддистские паломники иногда спускаются к нему, чтобы совершить кору. Тибетцы зовут это озеро Тукже Тсо, что означает озеро Благодарности.
Последний монастырь на пути к Дарчену - Зутрул Пук, что в переводе означает «пещера чудес». Здесь Миларепа, соревнуясь с ламой религии Бон Наро Бон-чунг, выиграл мистический поединок. А на противоположной стороне реки Зонг Чу - розовый дворец Будды Медицины. Дорога снова выводит в широкую долину, разделяющую массив Кайласа и озеро Манасаровар, и в Дарчене замыкается священный путь, ведущий к очищению.

   

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru. При перепечатке ссылка обязательна.