Кора
- так называют тибетцы ритуальный обход
святыни. Повсюду в Тибете Вы можете
видеть, как паломники движутся по
часовой стрелке вокруг монастырей,
ступы, священной горы. Внутри храмов они
также следуют выбранному направлению,
методично преподнося дары (масло для
светильников и деньги) каждому Будде и
божеству. Обходя таким образом святыню,
верующий таким образом выражает свою
веру и почтение к святыне, и Трем
Драгоценностям - Будде, Дхарме и Сангхе.
Некоторые паломники совершают
простирания от самой Лхасы до Кайласа.
По утверждению тибетцев, такое
паломничество длится 800 дней.
Индусы, приезжающие к Кайласу, также
стремятся совершить обход вокруг горы,
называемый парикрама. Однако для
большинства из них это очень трудно. Во-первых,
многие из них добираются сюда уже в
преклонном возрасте, накопив
необходимую для путешествия сумму
только к концу жизни. Во-вторых, холод и
высота являются жестким испытанием для
жителей теплого континента. Поэтому,
чаще всего, можно видеть, как паломники
из Индии совершают поклонение
белоснежному лику Кайласа в Дарчене.
Кора
протяженностью 53 км., обычно
продолжается 3 дня. Тибетцы, чаще всего
спят под открытым небом, накрывшись
одеялом или ячьей шкурой. Паломники из
других стран и туристы останавливаются
в приютах (гест хаусах), где матрасы
кладутся прямо на каменный пол или в
палатках, которые вместе с другим грузом
перевозят яки. Некоторые тибетцы
проходят весь путь за один день, а те, кто
совершает простирание - за 15-20 дней.
Приверженцы добуддистской религии Бон
обходят гору против часовой стрелки. Как
утверждают ламы Бон, это отличие не
принципиально, все зависит откуда
смотреть на процесс: изнутри или снаружи.
Начинается кора в поселке Дарчен. Здесь
расположен контрольный пункт, где
проверяются разрешение на путешествие в
этом районе и весьма приличный гэст хаус
с кроватями в "номерах". За
территорией гостиницы выстроились в ряд
шатровые палатки тибетцев, торгующих
всякой всячиной и радостно встречающих
потенциальных покупателей. А чтобы не
скучали китайские чиновники, рядом с
контрольным пунктом поставили пару
бильярдных столов.
С противоположной стороны от гостиницы
построили небольшой центр тибетской
медицины, где могут померить давление,
по пульсу определить степень адаптации
организма к высоте и выписать тибетскую
пилюлю. Но по всем мало-мальски
серьезным случаям отправляют на границу
с Непалом, где размещается китайский
госпиталь и где есть, по крайней мере,
капельницы.
Итак, утром, совершив поклонение
белоснежной вершине в Дарчене,
паломники начинают Кору. Все точки
маршрута, с которых открывается вид на
Кайлас, отмечены молитвенными флагами и
чортенами - кладки из камней и черепов
яка с выбитыми на них священными
мантрами. Тропа поворачивает с запада на
юг и ведет по долине реки Ла Чу, что
означает "Вода Богов".
Вскоре Кайлас открывается до самого
подножья. Здесь стоят "Врата пути" (Ганг-ни),
символизирующие начало входа в новую
жизнь. Огромный флагшток (Тарпоче)
отмечает место празднования главного
тибетского праздника Сага Дава,
посвященного Будде Шакьямуни. На
небольшом плато рядом - место небесного
погребения 84 махасиддхи и отпечаток
стопы Миларепы, а напротив - храм школы
ньима Чуку, посвященный основателю
тибетского буддизма Падмасамбхаве.
Двигаясь
далее на юг, открывается западное ребро
Кайласа и гора Гуру Ринпоче, а слева
священные вершины Будд долгой жизни:
Тары, Амитаюс и Виджая. На слиянии трех
притоков Ла Чу стоит храм Дирапук - храм
рога самки яка, символизирующую
божество ваджры. По легенде лама Гурва
Готтсанг Па из Бутана, совершая
парикраму, шел вслед за ячихой и так
открыл путь через перевал Долма Ла, по
которому сейчас следуют все паломники. В
скале во внутренней пещере монастыря
есть отпечаток ее рога. Напротив -
северная стена Кайласа и вершины трех
основных Бодхисаттв тибетского
буддизма: Ваджрапани, Авалокитешвары и
Манжушри.
Далее дорога поднимается к перевалу и
проходит через место, где тибетцы
оставляют свою старую одежду в знак
очищения от грехов и символической
смерти, когда душа сбрасывает тело-одежду,
а затем устремляется в новую жизнь.
Здесь же еще один отпечаток стоп
великого йога Тибета - Миларепы. (В
Тибетском буддизме достижение сознания
Будды доказывается на деле - если ты
познал, что мир - иллюзия, то можешь не
считаться с законами материи и
демонстрировать единую природу всех
вещей.)
Перевал Долма Ла - высшая точка коры (5600м),
здесь есть шанс начать новую жизнь ибо
все ошибки вам прощены и вы стоите пред
белым листом бумаги… Дерзайте! По
буддистским канонам, "Долма" - имя
Тары - богини-заступницы, родившейся из
слезы Будды сострадания Аволокитешвары.
Индуисты перевал ассоциируют с Парвати -
божественной супругой Шивы. Так что в
Новую жизнь нас рождает и благословляет
Бог-женщина. На перевале паломники
развешивают молитвенные флаги, ленточки
с именами близких людей и молятся,
молятся, молятся о новой счастливой и
чистой жизни!
На спуске с перевала расположено озеро
Гаури Кунд, которое сделал Шива
специально по просьбе Парвати. Она так
как долго медитировала в суровых
условиях Гималаев, что тело ее почернело
и пришло в негодность. Тогда Шива и
сотворил озеро, искупавшись в водах
которого, она обрела новое тело.
Поклоняющиеся господу Шиве совершают
здесь специальные пуджи (обряд
богослужения) и омовения. А буддистские
паломники иногда спускаются к нему,
чтобы совершить кору. Тибетцы зовут это
озеро Тукже Тсо, что означает озеро
Благодарности.
Последний монастырь на пути к Дарчену -
Зутрул Пук, что в переводе означает «пещера
чудес». Здесь Миларепа, соревнуясь с
ламой религии Бон Наро Бон-чунг, выиграл
мистический поединок. А на
противоположной стороне реки Зонг Чу -
розовый дворец Будды Медицины. Дорога
снова выводит в широкую долину,
разделяющую массив Кайласа и озеро
Манасаровар, и в Дарчене замыкается
священный путь, ведущий к очищению.