|
Глава 4.ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
Думаю, что не ошибусь, утверждая, что в горах каждый ищет что-то созвучное собственному Я. Один хочет убежать от так называемого «ига цивилизации», от слишком большого общества, где он как-то затерялся. Другой — провести время в узком кругу своих единомышленников, не докучающих лишними вопросами. Бешеные гонки за убегающей скоростью на машинах и мотоциклах, прыжки на всяких подручных средствах через водопады, сотни и даже тысячи падений в разных соче4аниях с парашютом, ныряние на большую глубину, просиживание месяцами под землей в неизведанных пещерах — ведь это тоже способы выражения, далеко не во всех случаях подогретые большим финальным призом или почетными званиями. Произошла переоценка ценностей. Внешне бесполезное и не имеющее материальной значимости, приобретает определенную стоимость. Человек начинает понимать, сколько он стоит, и это понимание приходит к нему через взрыв, через какую-то личностную реакцию. Большинство из ответивших на последний вопрос анкеты: Что дают вам занятия альпинизмом? — пошли по линии наименьшего сопротивления. Они подчеркнули в анкете такие поясняющие мотивы, как получение более высокого разряда и моральное удовлетворение. Многими были названы активный отдых после основной работы, встреча с хорошими людьми, знакомство с природой, борьба с собой и воспитание характера, укрепление здоровья, разрядка за год. Кое-кто ответил коротким «Я не знаю». Но были и нестандартные ответы, правда, не всегда конкретные: — Ощущение, что ты — человек. — Альпинизм это то, что не дает обыденность. — Разве об этом можно написать? — Проявляешь себя, как человек, со всех сторон. — Возможность использования всех черт и свойств характера человека, заложенных от природы и приобретенных в процессе жизни. И обратная связь — радость победы. — Общение с лучшими в мире людьми. Анализ полученных анкет и многочисленных высказываний об альпинизме, содержащихся в различных литературных источниках, показывает, что мотивы, интересы, потребности, стремления, цели, влечения, идеалы настолько различны, настолько разнообразны, что свести их воедино не представляется возможным. Да и зачем все раскладывать по полочкам, подводить под какой-то знаменатель? Все люди не однородны, так, почему же нужно стандартизировать альпинистов? Вопрос об истоках альпинистской деятельности остается пока открытым, а ниже я предлагаю читателю свои некоторые соображения. Быть может, у человека в клетках есть не известный пока ген «странствий и путешествий», ген, заставляющий что-то делать и кого-то искать, обеспечивающий «пряную приправу жизни»?! И таким человеком временами овладевают беспокойства, «охота к перемене мест». Быть может, мы биологически так запрограммированы? Искали сокровища Индии, а открыли Америку, тысячелетиями смотрели на Луну, а потом полетели на нее. Дошли до Северного полюса пешком, в одиночку селимся на необитаемые острова, проверяя организм на выживание. Доказывая научные предположения, пересекая на плотах океан, а кое-кто это делает и просто в одиночку на лодчонках, далеко не все обогащенными материально вернулись из подобных путешествий. Нет, не зря еще в 70-х годах академик А. Берг создавал комиссию по комплексному изучению человека, нащупывавшую таинственные пока резервные возможности человека. И духовные, и физические. А они выявляются и в прыжке с парашютом на Северный полюс, автономном существовании на различных спасательных средствах в океанских тропиках, при голоде, при жажде, при... Постепенно нецивилизованных земель остается все меньше и меньше. Сокровища иногда легче выработать промышленным путем, чем найти в недрах, а ведь биологическая природа человека — она не изменилась. И люди продолжают ходить и что-то искать, повторяю, уже не в плане обогащения материального, а скорее обогащения духовного и физического. Наградой, богатством служит возможность побывать там, где до тебя не был никто, или взойти с наибольшими трудностями туда, где до тебя побывали, но легче и более просто. Порой эти трудности естественные — их создала сама природа, порой человек их сам себе создает и приумножает. И хотя издревле известно, что кратчайшее расстояние между двумя точками — это прямая, для альпинистов это не аксиома. Они, которые зачастую могли бы пройти по прямой, специально, с одобрения своей Федерации, усложняют путь, а с ним и жизнь. Инстинктов у человека много, достались они нам издревле. В те далекие времена человек был постоянно запрограммирован на борьбу, на опасность, на напряженность. Времена изменились. Мы с удовольствием испытываем на себе все блага цивилизации. А инстинкты — они по-прежнему с нами. Некоторые из них урбанизация приглушила, но они ищут выхода. Тогда и возникает то необычное, одним из проявлений которого является, в частности, альпинизм — выход бушующим страстям. Именно тут человек проявляет свои физические качества и свою духовную сущность, побеждая горы. Такой человек не может быть спокойным, находиться в состоянии равновесия и довольствоваться всем окружающим. Он постоянно сопротивляется, находя в этом самоутверждение, самореализацию, стремление к счастью. Повторяю: рожденный ползать — летать не может. Альпинисты, они из тех, из летающих. После описания самых различных качеств альпинистов, естественно, появилось желание создать какой-то обобщенный портрет моих героев. Хотя, приступая к этому, я понимал, что данное предприятие весьма условно и спорно. Бесспорно лишь то, что любому человеку, и альпинисту в том числе, желательно обладать высокими: 1) интеллектуальными, 2) моральными и 3) физическими качествами. Думаю, что предложенный именно прямой порядок качеств, а не обратный, более соответствует истине. Ну, а затем, естественно, варианты: приятная внешность (желательно, но совершенно не обязательно), коммуникабельность (обязательна), здоровье, основанное на наивысших показателях всех органов, к которым горы предъявляют весьма повышенные требования, готовность помочь товарищу и т. д. Нет, не получается у меня такой обобщенный портрет. И не только потому, что перечисленные качества личности я могу с тем же правом распространить просто на хороших людей, а не только конкретно на большинство альпинистов. Вообще такое сведение к одному знаменателю разных свойств и характеров почти всегда обречено на неудачу,— получается что-то слишком среднее. В свое время я видел в одном популярном издании одну коллективную фотографию 449 лиц американских студентов, полученную методом наложения друг на друга отдельных снимков. Изготовленное таким образом лицо «среднего» студента, с одной стороны, казалось весьма стандартным, а с другой — достаточно безликим. Еще одна из возможных причин, если мы отбросим все возвышенное и героическое, это дух противоречия, свойственный человеку. В определенный период развития каждый, такова уж наша биология, стремится делать что-то не как все, оценивает окружающее .исключительно по-своему, все подвергая самоанализу и выражая тем самым себя. Обычно это время приходится у человека на период его отрочества. Частично нигилизм затем проходит, но у некоторых процесс самоутверждения задерживается. Такие люди обычно неординарны, из них часто выходят мыслители, изобретатели, фантасты. Не хочу наносить альпинистам новую обиду, но, может быть, стремление к юношескому самовыражению — одна из их черт, длительно и необычно сохранившаяся со времени их отрочества? У известного советского поэта С. Кунаева есть стихотворение «Тянь-Шанский маршрут», которое я приведу целиком. Конечно,
все эти красоты, Вот и не знаешь после этого, коль тебе самому не дано, что пожелать альпинистам: приятных сновидений или спокойного сна без всяких образов. Я перечислил несколько возможных причин. Они не претендуют на научность и повсеместную распространенность. Приведу теперь мнение знатока горной физиологии, уже неоднократно упоминавшегося профессора Н.Н. Сиротинина. Он разделяет точку зрения зоогеографа академика П.П. Сушкина и ряда других отечественных и зарубежных ученых о том, что человек появился среди скал. П.П. Сушкин считал, что прародиной человечества явились горы Центральной Азии; кандидат географических наук И. Забелин видит ее в горах Центральной Африки, в частности, в горном массиве Рувензори, достигающем 5.119 м, американец С. Фокс — в жерлах вулканов и на их склонах. Доказательства того, что мы — люди с гор, следующие. Именно скалы, на которые можно опираться, помогли горизонтальному существу, весьма физически слабому, не имеющему когтей, рогов, с плохим обонянием, медленному при передвижении, стать вертикальным. Вначале это была привычка озираться, становиться на задние конечности, опираясь передними о высокий предмет. Постепенно выпрямлялся позвоночник, совершенствовалась подвижность головы, улучшалась зрительная ориентация в пространстве. Развивался и увеличивался мозг. В скалах было легче спрятаться первобытному, чем в лесах. Тяжелый же климат гор быстрее должен был натолкнуть человека на применение огня, не говоря уже о возможности использования гротов и пещер. В горах жизнь была спокойнее, так как крупные хищники здесь редки. С точки зрения своей специальности, Н.Н. Сиротинин добавляет, что при таком патологическом состоянии, как эпилепсия, истерия, а иногда и просто у подростков во время сна наступает резкое двигательное возбуждение. В народе говорят о таких людях, как о «лунатиках», хотя к лунному свету это имеет очень слабое отношение, а в медицине пишут о случаях сомнамбулизма. Как известно, заболевшим свойственно хождение по крышам, карнизам, горам. Н.Н. Сиротинин расценивает это как древний инстинкт лазания, который в особенности хорошо был развит в древнейшие времена, когда наши предки жили на высоте. Писатель Еремей Парнов описывает в фантастической повести «Проснись в Фамагусте» «лунг-гом-па». Это —- скороход, который в результате многолетних тренировок в горных монастырях не только запросто взбирался на кручи, мог перемахнуть через расщелину и пр., но и был оберегаем лунатической силой, а потому не знал страха и усталости. Не исключено также, что горы явились поставщиками нашим далеким предкам и каменных орудий. Куски скал сознательно откалывались, заострялись и, зажав тупые концы в ладони, использовались как ножи и топорики. Быть может, атавистические черты, этот «зов предков» и толкает обуреваемых ностальгией альпинистов на нашу древнюю родину — в горы? И последнее. У Франца Кафки есть маленький отрывок «Прометей», написанный в январе 1918 года. Он по своей тематике имеет самое прямое отношение к предмету нашего разговора. Приведу его. «О Прометее существует четыре предания. По первому, он предал богов людям и был за это прикован к скале на Кавказе, а орлы, которых послали боги, пожирали его печень по мере того, как она росла. По второму, истерзанный Прометей, спасаясь от орлов, все глубже втискивался в скалу, покуда не слился с ней совсем. По третьему, прошли тысячи лет, и об его измене забыли — боги забыли, орлы забыли, забыл и он сам. По четвертому, все устали от такой беспричинности. Боги устали, устали орлы, устало закрылась рана». Остались необъяснимые скалы. А Прометей? Что же, он ведь был, по определению К. Маркса, и самым благородным святым, и мучеником в философском календаре. Я заканчиваю повествование, так и не ответив на ряд поставленных вопросов. Не знаю, как это сделать, да и не уверен, что на некоторые из них вообще можно ответить. Мысленно я еще раз пробегаю всё написанное. Не взялся ли я объяснять необъяснимое? Судите сами. И все-таки, я должен подчеркнуть основную мысль. Дорогие альпинисты! Вы прекрасны своими высокими устремлениями, вы интеллектуальны, красивы, стройны, счастливы, вы спортивны и здоровы. Но я — медик, и, отдавая должное всем перечисленным вашим качествам, обязан заботиться о том, что я назвал последним, но, что по праву следует поставить в самом начале — о вашем здоровье. Без него не будет ни счастья, ни красоты, ни всего того, за что я полюбил вас. От альпинизма не уйдешь, его не закроешь. Ваш организм я знаю лучше, чем вы сами. Знаю я и медико-географические параметры высокогорий. Пытаюсь познать побудительные мотивы ваших стремлений. Всему этому и посвящена книга. Основная ее мысль — будьте осторожны! Поверьте на этот раз параальпинисту. И задумайтесь. | |||
|