|
«ЛОКОМОТИВ»
ЗА ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ
Алексей
Якушев – МС СССР
Михаил
Супоницкий – МС СССР
Альпинисты
Ленинградского ДСО «Локомотив» за
прошедший полувековой период внесли
существенный вклад в дело становления и
развития альпинизма, как популярного
массового спорта, в дело воспитания
молодежи, подготовки
высококвалифицированных спортсменов.
Спортивные
команды локомотивцев многократно
добивались высоких наград на чемпионатах
страны и города Ленинграда. Более 20
спортсменов-альпинистов ленинградского
«Локомотива» удостоены высокого
спортивного звания «Мастер спорта СССР
по альпинизму». В их числе четыре женщины
Галина Медведь, Галина Соколова, Галина
Храмцова, Нина Никифорова. Восемь –
звания альпинистов-высотников -
«Снежный барс». Руф Иванов -
звания «Почетный мастер спорта СССР», а
Олег Худяков -
высочайшего спортивного звания «Мастер
спорта международного класса».
Руф
Иванов
Нина
Никифорова
Г.Соколова
О.Худяков
Еще
на заре становления альпинизма на
Кавказе, в горном районе Гвандра, в первом
альпинистском лагере железнодорожников
в 1938-1940 гг. работали инструкторами
альпинизма преподаватели Ленинградского
института инженеров железнодорожного
транспорта (ЛИИЖТ-а) Михаил Черков, Борис
Трапезников, Тамара Репина, Петр Репин. В
1938 г. группа железнодорожников,
руководимая Николаем Бартышом, совершила
первое зимнее восхождение на вершину
Гвандра, посвятив его ХХ-летию РККА.
В
конце сороковых, начале пятидесятых
годов в горах Центрального Кавказа и в
предгорьях Тянь-Шаня были созданы
альпинистские лагеря железнодорожников
«Джан-Туган», «Адыл-Су», «Туюк-Су». Основу
инструкторского и спортивного состава
образовали железнодорожники города на
Неве. Среди них преподаватели, а также
выпускники ЛИИЖТ-а и техникума
железнодорожного транспорта: Борис Хотин,
Николай Боковой, Тамара Репина, Петр
Репин,
А.Алексеев
член-корреспондент
Академии наук СССР профессор Александр
Емельянович Алексеев, Юрий Иванов,
Алексей Булах, Надежда Земскова, Всеволод
Перепеловский, Николой Соколов. В течение
многих лет учебно-спортивной работой
этих лагерей, а также школой инструкторов
альпинизма ВЦСПС руководили мастера
спорта Николай Бартош и Михаил Звездкин.
Н.Соколов
Спортивные
достижения Всесоюзных сборных команд
железнодорожников, возглавляемых
мастерами спорта Михаилом Звездкиным и
Николаем Белавиным, дважды отмечались
призовыми наградами среди лучших
восхождений страны: в 1949 г. траверс
вершин Ушбы и в 1950 г. траверс массива
Шхельды-Тау в Центральном Кавказе,
считающихся и сейчас, спустя пятьдесят
лет, классическими.
В
конце 50-х - начале 60-х гг. в ряды
альпинистов-железнодорожников пришло
новое поколение спортсменов и
инструкторов. Среди них, как и прежде
преподаватели, и выпускники ЛИИЖТ-а, а
также техникума железнодорожного
транспорта: Руф Иванов, Владлен
Стародубцев, Анисим Гутман, Борис Горкин,
Алексей Высоцкий, Раиса Шавшина, Рената
Семенова, Юрий Кузьмин, Олег Худяков,
Леонид Кабельский, Галина Медведь, Галина
Соколова, инженеры и работники
Октябрьской железной дороги Владимир
Юшкевич, Александр Иванов, Николай Кусель-Мороз,
метростроевцы Михаил Супоницкий,
Александр Манухин, Сергей Федоров, Юрий
Филаретов.
Ю.Кузьмин
М.Супоницкий
C.Федоров
Организационную,
учебную и спортивную работу альпинистов
Октябрьской железной дороги с 1951 г.
возглавил Михаил Супоницкий, а в 1953 г.
им была создана спортивная команда
альпинистов дороги, ядро которой
составили Александр Иванов, Николай
Кусель-Мороз, Александр Манухин.
Спортивный
коллектив, руководимый М. Супоницким, в 1957
г. стал первым чемпионом г. Ленинграда по
альпинизму, совершив траверс массива
Дыхтау в горах Центрального Кавказа.
В
следующем, 1958 году, локомотивцы в том
же составе (М. Супоницкий, А. Иванов, Н.
Кусель-Мороз, А. Манухин) участвуют в
Чемпионате СССР по альпинизму. Команда
совершает первопрохождение Северной
стены вершины Джайлык, в Центральном
Кавказе и занимает четвертое место.
Еще
раз команда М. Супоницкого, пополненная Р.
Ивановым и С. Никаноровым, участвует в
Чемпионате СССР по альпинизму в 1961 г.
Локомотивцы одними из первых в стране
совершают первопрохождение Северо-восточной
стены Северной Ушбы с ледника Чалаат. По
итогам спортивных выступлений было
присвоено звание «Мастер спорта СССР» М.
Супоницкому (1957), А. Иванову, Н. Кусель-Морозу,
А. Манухину (1958), Р. Иванову
(1960) и С. Никанорову (1962).
Одновременно
со спортивными выступлениями на
чемпионатах страны и
Ленинграда секция альпинизма
Октябрьской железной дороги, руководимая
М. Супоницким, проводила большую
воспитательную и спортивную работу с
молодыми спортсменами –
железнодорожниками. Ежегодно в
альпинистские лагеря выезжало 100-120
человек для подготовки начинающих
альпинистов и повышения спортивной
квалификации. Эти мероприятия
обеспечивались путевками ВСО Профсоюзов
и имели успех и популярность среди
молодежи.
Предлагерную
подготовку в низовых коллективах и
учебно-спортивную работу в а/л
железнодорожников «Адыл-Су» проводили
высококвалифицированные спортсмены –
инструктора альпинизма А. Иванов, Р.
Иванов, Н. Кусель-Мороз, В. Юшкевич, В.
Стародубцев, М. Супоницкий, Р. Морозов, А.
Заботина. Н. Кусель-Мороз возглавил
работу учебно-спортивной части, а Иванов
А. обеспечивал безопасность учебно-спортивных
мероприятий лагеря «Адыл-Су». Активное
участие в предлагерной подготовке
молодежи принимали ветераны альпинизма М.
Звездкин, Т. Репина, П. Репин, А. Высоцкий.
Существенную помощь в организационной
работе и проведении спортивных
мероприятий постоянно оказывал Дорожный
Совет ДСО «Локомотив» Октябрьской
железной дороги, возглавляемый К.И.
Васильевым.
В
те же годы в Ленинграде приобрело большую
популярность скалолазание, которое стали
называть – «младшим братом
альпинизма». И здесь альпинисты-железнодорожники
добились высоких результатов. Призовых и
чемпионских наград г. Ленинграда
неоднократно удостаивались Олег
Владимиров, Галина Корешкова, Михаил
Меньшиков, Олег Худяков. Пройдя
спортивную подготовку ленинградской «школы
скалолазания» Галина Медведь, Галина
Соколова, Феофания Яблучанская, Наталья
Петрова, Олег Худяков, Михаил Меньшиков,
Геннадий Коненков, Владимир Юшкевич,
Ярослав Якушев, Анатолий Яблучанский
становились неоднократно призерами и
чемпионами соревнований Центрального
Совета «Локомотива» по скалолазанию.
Ярослав
Якушев
В
60-х – начале 70-х г.г. больших успехов
добился спортивный коллектив
альпинистов ЛИИЖТ-а, руководимый
почетным мастером спорта СССР Р. Ивановым.
Молодая команда вышла на качественно
новый этап спортивного альпинизма,
совершив ряд технически сложных и
высотно-технических восхождений в горах
Кавказа, Памира, Тянь-Шаня.
Пробой
сил было выступление в 1964 г. Р. Иванова, Ю.
Кузьмина, О. Худякова и Л. Кабельского на
Чемпионате города Ленинграда в
техническом классе. Успешное прохождение
Северной стены пика Щуровского в
Центральном Кавказе отмечено
серебряными медалями.
В
1966 г. Р. Иванов, Ю. Кузьмин, О. Худяков, В.
Стародубцев выступают в Чемпионате СССР
в высотно-техническом классе и, покорив
пик Ахмади Дониша в Центральном Памире,
удостаиваются бронзовых наград.
В
те же годы в Чемпионатах страны в составе
сборной ЦС ДСО «Локомотив» активно
участвует В. Юшкевич. В 1965 г. эта команда
совершила траверс массивов Шхельды –
Ушбы с подъемом по С. стене центральной
вершины Шхельды и была награждена
бронзовыми медалями, а в 1966 - за успешное
прохождение Северной стены Чатына
награждена серебряными медалями
чемпионата СССР по альпинизму. В том же
году В. Юшкевичу и двумя годами раньше В.
Стародубцеву присвоено звание мастер
спорта СССР.
В
следующем году (1967) объединенный
коллектив альпинистов ЛИИЖТ-а в
количестве 16 спортсменов, руководимый Р.
Ивановым, выезжает на Тянь-Шань, в горы
Киргизского Ала-тау. Команда совершает в
экспедиционных условиях спортивные
восхождения, успешно повышая
квалификацию альпинистов, и участвует в
Чемпионатах СССР и г. Ленинграда. Первая
команда в составе Руфа Иванова, Юрия
Кузьмина, Олега Худякова, Анатолия
Зоткина совершив траверс массивов пиков
Пастухова, Киргизстана и гребня
Аламетдинской стены, занимает четвертое
место на Чемпионате страны. Вторая
команда, руководимая Ярославом Якушевым,
в составе Геннадия Коненкова, Бориса
Лайхтмана, Алексея Якушева, пройдя
траверс массивов п. Киргизстана и гребня
Аламетдинской стены разделяет первое
место Чемпионата г. Ленинграда с
альпинистами ДСО «Труд». Экспедиционный
выезд альпинистов ЛИИЖТ-а на Тянь-Шань и
проведение там достаточно большого
количества спортивных восхождений
заложили основу для создания солидного
резерва команды альпинистов «Локомотива»
обеспечившего в последующие годы
неоднократные успешные выступления в
Чемпионатах страны.
Алексей
Якушев
В
1968 г. альпинисты ЛИИЖТ-а под флагом
ленинградского «Локомотива» выезжают на
Юго-западный Памир для участия в
Чемпионате СССР в классе траверсов.
Команда, руководимая Руфом Ивановым (ст.
тренер и капитан команды), в составе Олега
Худякова, Геннадия Коненкова, Бориса
Лайхтмана, Сергея Зысина, Леонида
Кабельского, Алексея Якушева, Ярослава
Якушева, преодолев ЮВ стену п. Энгельса,
совершает уникальный траверс трех
высочайших вершин Юго-западного Памира -
пиков Энгельса, Маркса, Таджикистан и
награждается серебряными медалями
Чемпионата СССР.
С.Зысин
1969
г.
стал триумфом ленинградских альпинистов-железнодорожников.
Руководимая Ю. Кузьминым, команда
локомотивцев (тренер Р. Иванов) почти в
том же составе, как и годом ранее (Валерий
Варенцов сменил Леонида Кабельского)
совершила шестнадцатидневный заоблачный
траверс хребта Академии Наук от пика
Гармо до пика Коммунизма, окончательно
разрешив «загадку Памира». Команда
награждена золотыми медалями
Чемпионата СССР.
В.Варенцов
Резервный
состав локомотивцев – Владлен
Стародубцев, Анатолий Зоткин, Сергей
Федоров, Владимир Котляров и «зенитовец»
Вадим Зубаков в том же сезоне совершили
восхождение на п. Коммунизма с юга, с
ледника Беляева.
В
1970 г. альпинистов ленинградского «Локомотива»
возглавил МС Олег Худяков. Объединив силы
с ростовскими альпинистами-железнодорожниками,
– Ю. Арцишевским, Ю. Маньшиным, Р. Волковым,
– локомотивцы О. Худяков, Р. Иванов, В.
Юшкевич, А. Якушев, Л. Кабельский
совершают проблемное первопрохождение С
стены пика Хан-Тенгри. В условиях суровой
непогоды в течение 23 дней они
преодолевают засыпанные снегом и
заледенелые скалы. Команда добивается
успеха и награждается бронзовыми
медалями Чемпионата страны по альпинизму.
По итогам спортивных сезонов 1969-1970 гг. А.
Якушеву и Я. Якушеву присвоено звание
Мастер спорта СССР.
В
1971 – команда Олега Худякова (бессменный
«ходячий» тренер и идеолог – Руф Иванов)
с сильно обновленным составом (Валерий
Варенцов, Сергей Зысин, Сергей Федоров,
Владимир Котляров, Валентин Юферев)
покоряет самый северный семитысячник
мира – легендарный пик Победы на Тянь-Шане.
В.Юферев
1972
г.
ознаменовался еще одним значимым успехом
альпинистов «Локомотива» под
руководством капитана команды Олега
Худякова (тренер – Руф Иванов впервые
остался внизу – под маршрутами),
совершивших два восхождения высшей
категории сложности на Памире.
Первопрохождение СЗ стены пика ОГПУ по
диретиссиме (в составе: Германа Андреева,
Сергея Зысина, Сергея Федорова, Валентина
Юферева, Олега Шумилова, Вячеслава
Свитова и Валерия Векслера) удостоено
серебряных наград Чемпионата СССР в
высотно-техническом классе.
Г.
Андреев
О.Шумилов
Второе
восхождение было вторым прохождением «золотого»
маршрута Виктора Степанова на ту же
вершину (ОГПУ) в составе: О. Худякова (рук.),
Г. Андреева, С. Зысина, О. Шумилова и В.
Свитова. По итогам сезона О. Худякову за
выдающиеся спортивные достижения в
альпинизме было присвоено звание «Мастер
спорта международного класса», а пяти
членам команды Г. Андрееву, В. Юфереву, О.
Шумилову, С. Зысину, В. Свитову –
присвоены звания «Мастер спорта».
Команде
альпинистов «Локомотива» в эти годы
оказывал существенную материальную
поддержку и организационную помощь
Дорожный Совет ДСО «Локомотив» и его
руководители – В.И. Шумилов и А.Ф.
Закревский.
Но
не всегда успех сопутствовал альпинистам-железнодорожникам.
В том же 1972 г. сборная ЦС ДСО «Локомотив»,
руководимая Ю. Кузьминым, с участием В.
Юшкевича и А. Якушева, выступая в
Первенстве страны в техническом классе,
вынуждена была отступить из-за жестокой
непогоды с середины С стены Чатына (на
Кавказе).
В
1973 г. ленинградские локомотивцы
объединенными силами сделали самый
массовый выезд на Тянь-Шань, чтобы еще раз
покорить легендарный пик Победы. Однако
стихийное бедствие – сель над столицей
Казахстана, не позволил осуществить
намеченное. Заказанный для экспедиции
вертолет был задействован на
спасательные работы в горах над Алма-Атой,
а количество грузов и сроки экспедиции не
позволили организовать караван из
лошадей до базового лагеря под пиком
Победы.
В
1974 г. произошел давно назревавший
раскол внутри ленинградского «Локомотива».
Олег Худяков вместе с
Сергеем Зысиным, Сергеем Федоровым
уходят в СКА, где старшим тренером в то
время был Артур Гаас. Позже – 9 июля 1978
года – они погибли в автомобильной
катастрофе при спуске с перевала перед
поселком Сарыташ на Памире.
Ряд ведущих мастеров спорта - Ю.
Кузьмин, В. Юшкевич, А. Якушев, Я. Якушев, В.
Стародубцев, переключились на тренерскую
работу в альпинистских лагерях.
В
1975 г. Ю. Кузьмин делает попытку
возродить команду и под его руководством
молодой состав локомотивцев: Владимир
Кулемза, Алексей Лопатко, Евгений
Студенецкий, Владимир Титов выступают в
Чемпионате Ленинграда. Они проходят С
стену Тютю-баши на Кавказе.
В.Кулемза
Алексей
Лопатко
В.Титов
В
1977 г. - Ю. Кузьмин и А. Якушев снова
участвуют в Чемпионате страны в скальном
классе в составе сборной ЦС ДСО «Локомотив»
под руководством МС Евгения Городецкого.
Команда совершает квалификационное
второе прохождение левого бастиона Южной
стены Западной Шхельды с Южно-Шхельдинского
ледника, а затем заявленное в Чемпионате
первопрохождение южной стены Малой Ушбы
с ледника Чалаат (на Кавказе).
Спортивный
сезон 1977 года неожиданно закончился
катастрофой молодой команды
локомотивцев, проводившей сборы на
Кавказе. При восхождении на центральную
вершину Шхельды погибли
Виктор Давыдов, Владимир Кулемза, Нинель
Соколова и Валентин Соколов.
Виктор
Давыдов
В
1980-1984 гг. А. Якушев трижды участвует в
международных зимних соревнованиях
горноспасателей в горах Чехии (Крконоши)
в составе сборной Управления альпинизма
ВЦСПС. Результатами выступлений команды
были -
второе место (1980) и четвертое – в 1984 г. Оба
раза команда горноспасателей состояла в
основном из альпинистов-локомотивцев.
В
начале восьмидесятых годов снова
набирает силу альпинистская секция ЛИИЖТ-а,
возглавляемая ее воспитанником и
тренером Алексеем Лопатко. Большую
помощь, как тренеры, в становлении
команды оказали мастера спорта - Юрий
Кузьмин, Владимир Юшкевич и Сергей
Тюльпанов. Команда заявляет о себе на
Чемпионате Ленинграда в 1983 г. в скальном
классе. Юрий Бушманов и Александр
Некрасов покоряют п. Менделеевец в горах
Кара-Кола (на Тянь-Шане).
1984
г.
ознаменовался победой молодой команды на
Чемпионате Ленинграда в скальном классе.
Юрий Бушманов, Александр Ендлер, Нина
Никифорова и капитан команды Алексей
Лопатко прошли ЮВ стену вершины Урал в
горах Центрального Кавказа. В этом же
году Алексей Лопатко, Юрий Бушманов,
Александр Ендлер, Валентин Гарионов,
Анатолий Калягин и Нина Никифорова
выступают в техническом классе. Они
успешно преодолевают СВ контрфорс
Крумкола и удостаиваются бронзовых
наград Чемпионата Ленинграда.
В
1985 г. Лопатко, Ендлер, Никифорова и
Шмаров снова участвуют в техническом
классе Чемпионата Ленинграда и проходят
Северную стену пика Искандер в горах
Памиро-Алая. По спортивным итогам года Н.
Никифоровой присвоено звание Мастер
спорта СССР. В том же году локомотивцы
покоряют высоту. Первая проба сил –
восхождение на пик Ленина.
В
1986 г. альпинисты секций ЛИИЖТ-а и
Метростроя, объединенные под флагом «Локомотива»,
выезжают в Центральный Памир и совершают
в экспедиционных условиях несколько
высотных восхождений. Пройдя траверс пик
Академика Хохлова - пик Коммунизма,
Алексей Лопатко, Андрей Андреев, Павел
Кисель, Алексей Климин стали чемпионами
Ленинграда в высотном классе. Вторая
четверка локомотивцев:
Сергей Белых, Владимир Высоцкий, Владимир
Гладухов, Сергей Цветков, прошедшая этот
же траверс, отмечена бронзовыми
наградами Чемпионата Ленинграда в
свободном классе.
Зима
1987.
Локомотивцы в составе С. Белых, А.
Андреева, А. Калягина, В. Супоницкого
пробуют силы в зимних восхождениях.
Команда выступает в зимнем классе
Чемпионата Ленинграда и покоряет вершину
5б к/тр. на Памиро-Алае (а/л «Дугоба»)
Двузубку по «столбу» (первопрохождение
1969 года – Г. Андреева, О. Шумилова и др.).
Зимой
1988 г. эта команда, руководимая А.
Климиным, в составе С. Белых, В. Высоцкого,
А. Андреева, В. Супоницкого преодолела
бастион С. стены пика Щуровского (Кавказ)
и была награждена бронзовыми медалями
зимнего Чемпионата г. Ленинграда. В этом
же году в летнем сезоне -
еще один успех локомотивцев. Преодолев В.
стену пика Энгельса на Памире, Алексей
Лопатко, Владимир Высоцкий, Нина
Никифорова, Вячеслав Семенов, Сергей
Цветков, Сергей Прокопович становятся
чемпионами г. Ленинграда в высотно-техническом
классе.
В
1989 г. локомотивцы выезжают в горный
район восточного Тянь-Шаня. А. Климин, Ю.
Бушманов, А. Некрасов, В. Гладухов, А.
Андреев в экспедиционных условиях
совершают восхождение по классическому
пути на пик Хан-Тенгри. В этом же сезоне
они покоряют пик Победы по пути через
вершину Важа Пшавела. Восьмерым
локомотивцам -
Алексею Лопатко, Алексею Климину,
Владимиру Гладухову, Андрею Андрееву,
Сергею Белых, Владимиру Высоцкому,
Вячеславу Морозенко, Сергею Цветкову,
присвоено почетное звание альпинистов-высотников
– «Снежный барс».
В
1990 г. А. Климин, А. Андреев, Е. Глушков и
Ю. Федорков проходят СЗ стену вершины
Замин-Карор в горах Памиро-Алая и
становятся чемпионами Ленинграда в
техническом классе.
В
1991 г. Климин участвует в Чемпионате
страны в команде Александра Одинцова. За
прохождение по центру сложнейшей СЗ
стены на вершину Асан в горах Памиро-Алая
команда награждается бронзовыми
медалями. В этом же году
Климину присвоено звание МС. В
течение ряда лет Алексей Климин
неоднократно выезжает с командами
российских альпинистов в Гималаи для
покорения высочайших вершин мира -
в 1991 и 1998 годах Эверест, в 1992 году -
К2. Но, удача приходит только в 1996 году,
когда А. Климин в составе команды
петербургских альпинистов покоряет
гималайский восьмитысячник Чо-Ойю.
В
1993 г. уверенно заявила о себе молодая
команда спортивного клуба альпинистов «Железнодорожник»,
в которую вошли выпускники
Ленинградского техникума
железнодорожного транспорта Дмитрий
Иванов и Александр Федченков. Команде
спортклуба присуждены: первое место в
скальном классе Чемпионата Санкт-Петербурга
за успешное прохождение по «ромбу» З
стены в. Кирпич и второе место в свободном
классе за прохождение СВ ребра Далар (на
Западном Кавказе).
В
прошедшем сезоне 2001 года локомотивцы -
Алексей Климин, Андрей Андреев, Юрий
Бушманов выезжают в Итальянские Альпы,
где в рамках участия в чемпионатах России
и Санкт-Петербурга проходят стену
Маттерхорна с итальянской стороны, а в
Доломитовых Альпах совершают
восхождение на вершину Каманель Басса.
Подводя
итоги спортивного марафона локомотивцев
пожелаем от имени спортсменов-альпинистов
Санкт-Петербурга и от всех почитателей
этого замечательного спорта здоровья и
активного долголетия заслуженным
ветеранам альпинистам, высоко пронесшим
флаги «Локомотива» в полувековой
эстафете спортивного альпинизма страны и
Санкт-Петербурга: Михаилу Звездкину,
Николаю Кусель-Морозу, Александру
Манухину, Владлену Стародубцеву, Юрию
Кузьмину, Владимиру Юшкевичу, Валерию
Варенцову, Леониду Кабельскому. А их
достойной смене: Алексею Лопатко, Алексею
Климину, Владимиру Высоцкому, Нине
Никифоровой, Андрею Андрееву и Юрию
Бушманову – новых вершин и спортивных
успехов!
См. статьи: «Пик Победы (7439) –
нормальный семитысячник …?!» и «Победа,
1971…».
В этой же катастрофе пострадал
альпинистский лидер ленинградского
СКА, единственный в сборной команде
кадровый военный (капитан 1-го ранга) –
Артур Васильевич Гаас. Он получил
тяжелейшие травмы (ушиб головного
мозга, 14 переломов, девять суток был без
сознания…!), но сразу же начал бороться
за свое здоровье. И происходит чудо! Он
возвращается не только к нормальной
жизни, к работе, но и в альпинизм! В
процессе своего лечения он делает три
изобретения в области медицины (в
соавторстве с врачами), которые позже
были награждены золотыми медалями…
Через год Артур совершил восхождение 6
к/тр., а осенью защитил докторскую
диссертацию! Единственным для него
разочарованием было то, что «власть» в
СКА перешла к вольному художнику-скульптору
Юрию Георгиевичу Джибраеву.
|