Альпинисты Северной Столицы  




Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

 

 ЖЕНСКИЙ АЛЬПИНИЗМ ИЛИ ИСПОВЕДЬ ЖЕНОНЕНАВИСТНИЦЫ 
Ирина Морозова – 1 раз., режиссер,
редактор сайта а/л «Уллутау»



Ну вот. Я снова в «Табакерке». И снова выбираю курево в презент. Только в этот раз не для напарника, а для своей Напарницы. Что ж, если бросать вызов мужикам, то нужно это делать стильно и без дешевых полумер. И я решаю купить не маленькие аккуратные сигареты, а настоящую сигару. Сигара – символ мужского шовинизма. Сигары – это мир, в который мужики до сих пор пытаются не впустить женщин. И курили их всегда только такие сильные тетки, как Жорж Санд или Екатерина Великая. 

В этом году впервые попробовав в качестве эксперимента пройти маршрут женской двойкой, я почувствовала, что это меня затягивает. Как и 18 лет назад, когда однажды я приехала в альплагерь, поднялась на свою первую вершину и поняла, что с этого момента горы станут моей жизнью, так и в этом году, я, которая так яростно отвергала женские связки и команды, я, впервые сходив на хороший красивый маршрут женской двойкой, я поняла, что с этого момента женский альпинизм станет, наверно, частью моей альпинистской жизни. 

И вот мы с НЕЙ, с той, с кем в силу определенных обстоятельств и нашей общей экспансивности стали в этом году напарницами, мы решили с НЕЙ забить на своих… общих… не своих… (etс., без комментариев) мужиков и попробовать начать ходить вместе женской двойкой. 

А раз решение принято, то надо начинать двигаться к цели. Какой самый основной минус отсутствия мужика в команде? Это отсутствие дополнительного коэффициента физической силы. С тоской понимаю, что о «легких» рюкзаках придется забыть. Хотя… Современные Hight-Tech технологии в производстве снаряжения делают его все более легким. Так что надо, по-видимому, пересмотреть всю снарягу и серьезно заняться вопросом ее облегчения. 

Еще необходимо усилить тренировки. Не только в совершенствовании лазательной техники, но и на физическую нагрузку, чтобы компенсировать недостающий коэффициент той самой «мужской силы». Очень удобны для этого ставшие популярными мультиспортивные экстрим-гонки. Поэтому под занавес осеннего крымского сезона мы решили участвовать в гонке Х-Крым 2006 командой ЖЖ. В результате чего я и стою в «Табакерке», размышляя о напарниках, сигарах, женщинах… о всех этих взаимосвязях, о ММ, ЖЖ и пр. Забитый под напором новой идеи о женском альпинизме тоненький голосок бывшей женоненавистницы пытается промямлить, что ЖЖ даже звучит более непристойно, чем ММ или даже МЖ. Но его подавляет тут же наконец-то пришедшая в голову мысль о названии нашей команды, которое уже неделю не могла придумать. Решаю, что для облагораживания неблагозвучного ЖЖ обзовемся ЖЖ & CЗ, т.е. будем не просто ЖЖ, а ЖЖ с Сигарой в Зубах. Правда, имея скромный опыт участия в мультигонках командой МЖ и нескромный опыт хождения в горах в двойке с М, я предвижу, что наша ЖЖ, браво начав с «Сигары в Зубах», постепенно познает все прелести состояния «Стиснув Зубы доползем до цели». Но, все же надеясь, что женское упорство позволит нам завершить нашу эскападу бравым лозунгом: «ЖЖ на Слабость Забей», я наконец-то останавливаю свой выбор на сигаре, удовлетворившей мой взгляд своей формой и размером. Выйдя из магазина и отправившись дальше закупаться более тривиальными вещами, такими как газовые баллоны и пр., продолжаю размышлять на тему ММ, МЖ и ЖЖ. Пытаюсь проанализировать, почему я раньше воспринимала смешанную связку (т.е. МЖ) как само собой разумеющееся, но так рьяно отвергала женскую двойку или женскую команду. Ведь схема достаточно проста и очевидна. Что происходит, если при восхождении двойкой МЖ срывается М? Остается по любому одна Ж, которой придется работать самой в одиночку. Это значит, что если тетка ходит в связке с мужиком, то по любому ее техника должна быть на высоте. Тогда, чем по сути отличается связка ЖЖ? Ведь в этом случае, если срывается одна из Ж, то остается так же одна Ж. Не говоря уже о женской группе, в которой коэффициент рабочей физической силы умножается на количество дополнительных Ж. Хотя, конечно, с психологической точки зрения большое скопление Ж в одном месте – это полная Ж. Но все же. Почему тогда мозг блокировал такие простые схематические доводы? 

Ответ все там же. Как истина в вине, так и ответ на этот вопрос… в сигаре. А именно в том самом пресловутом мужском шовинизме. 

Альплагерь. Выпускаемся на гору. У меня в этот раз из четырех участников только один парень. Классический вопрос выпускающего: 

– Кто лезет ключ? – И суровый взгляд обращенный на этого самого единственного. 

Молчание. 

– Ну что молчишь? Ты еще скажи, что ты девчонку вперед пустишь. 

И снова молчание. Пытаюсь придти к участникам на помощь. Выкручиваюсь из ситуации. 

Ну, как мне признаться своему любимому учителю, что он попал в точку. Как объяснить ему, что мир сдвинулся и что у меня теперь на маршруте первыми работают именно девчонки. И что как раз этот ключ полезет одна из них. 

У всех мужиков, окружавших меня в горах, была четкая установка: тетка лезть первой не должна. Поэтому эта мысль настолько прочно вжилась в мое сознание, что я с такой же точно установкой относилась к окружающим меня в горах женщинам и к своим участницам. И даже не замечала очевидного противоречия, что ведь зачастую просто приходится работать первой, потому что этого в любом случае не избежать, когда ты идешь в двойке или с участниками на сложный маршрут. 

Перемены в сознании происходят незаметно. Мелкие события наслаиваются одно на другое, откладываются где-то в подсознании, и вдруг какой-то точке, и мир сдвигается в другую плоскость. 

Крым. Я на методсборе на вторую инструкторскую категорию. Нам устраивают какой-то экстрим в Чернореченском каньоне – переход через весь каньон по левому крутому берегу реки во время сброса воды с переправой через эту реку. Идем, постоянно облезая по скалам прижимы: 100 метров по тропе – прижим, чтобы обойти его подымаемся на 10-20 метров вверх, траверсируем, спускаемся снова вниз к реке, проходим вдоль нее – снова прижим, поднимаемся уже на 30-40 метров и т.д. И так весь день вверх-вниз. Вечереет. Под конец упираемся в настолько крутые скалы, что вниз к очередному, не залитому водой, участку тропы уже дюльферяем, делая это практически в сумерках. Спустившись, бегом выбираю место, где можно расчистить площадку под палатку. Разгребаю ветки, откидываю камни. Площадка готова. По сравнению с теми площадками на которых иногда приходится ночевать в горах – эта просто супер. Спускается мой партнер по экстернату, с которым я должна ночевать в одной палатке. Показываю ему подготовленную мной площадку. Но, похоже, что у нас разное представление о приемлемом месте для ночевки «в экстремальных условиях». Он долго уже по темноте ковыряет землю, выкладывает что-то там из камней, земли и прочего подручного материала, в общем похоже окапывается тут как минимум на полгода. Все остальные уже давно поставили палатки, развели костер, успели приготовить чай. А мы только начали ставить палатку. Поставили. Предлагаю ему постелить свои вещи первому. На что он в ответ, указав на груду своих шмоток рядом с рюкзаком, говорит: 

– Это женское дело стелить в палатке вещи. – Мотивируя дальше тем, что он «для нас» готовил площадку под эту самую палатку. Похоже, ему даже в голову не приходит, что я ее и без него уже приготовила и что все остальное он уже готовил ДЛЯ СЕБЯ. Сдерживаю закипевшие эмоции, посылаю про себя его в задницу, забираю каремат, вещи и ухожу спать прямо на тропе – на единственном ровном участке суши. Перед сном любуюсь на звездное небо над головой, вдыхаю свежий воздух, слушаю шум бурлящей в двух метрах от меня реки и испытываю наслаждение от ощущения собственной свободы и независимости ни от кого. 

Другое время, другое место, другие действующие лица, но переплетение событий. Кавказ. Джайлык. Иду свою первую 4а в двойке с теткой. Приходим на ночевки. Вода в реке коричневая. Моя напарница уходит искать чистую воду, я в это время ставлю палатку. Возвращается, зажигает горелку, ставит воду. Я, закинув к этому времени свои шмотки в палатку, спрашиваю: 

– Не возражаешь, если распотрошу твой рюкзак? 

– Делай че хочешь. 

Закидываю в палатку ее шмотки, т.е. применяю себя по прямому назначению – занимаюсь «женским делом». 

На следующий день на маршруте мне приходится взять на себя большую часть считающейся «мужской работы». Только лишь потому, что для нее еще этот маршрут, на который я ей предложила пойти, слишком сложный, поэтому мне и отдуваться. Спустившись вниз, вместе занимаемся «женскими обязанностями» – чаем, жрачкой. И все это время за весь выход все делается как будто по умолчанию. Ни одного спора, ни одной мысли не возникает какая работа мужская, а какая женская. Полная свобода. Каждый делает то, что считает необходимым и то, что может. 

Те, кто знал о моем предубеждении к женщинам, этим летом никак не могли понять почему я так резко изменила своим убеждениям. Но, на мой взгляд, все очень логично. Во-первых, это закон маятника – чем сильнее качнуло в одну сторону, значит тем сильнее потом мотнет в другую. Недаром настоящими святыми становились те, кто опускался на самое дно, и наоборот, бывшие святые скатывались в ад. И, во-вторых, тот, кто в процессе жизни не меняет свои взгляды и не меняется сам, тот просто остановился, он не движется вперед. 

Да, меня увлекла идея женского альпинизма, но не ради доказывания мужикам женской состоятельности, профессиональности, самодостаточности и пр. Я по прежнему считаю, что борьба в горах между мужиками и тетками за место под солнцем абсолютно не уместна. У каждого есть свое место. Просто… Что привлекает всех в альпинизме, как и в любом другом экстремальном виде …изма? Не только красота гор, природы, общение с близкими по духу, не только честолюбивое достижение спортивных наград, регалий, званий. Главная на мой взгляд, цель – не победить других, а победить самого себя. Не покорить вершину, а преодолеть свои собственные барьеры. С каждым шагом к вершине, с каждой новой вершиной, сделать очередной шаг наверх внутри себя. И наверно для женщины в горах рано или поздно наступает момент, когда хочется перешагнуть через необходимость, или потребность, или вбитые обществом условности, полагаться на сильное мужское плечо. Ведь когда есть рядом мужики, то поневоле расслабляешься, зная, что твои тылы надежно прикрыты. А когда остаешься без них, то мозг предельно концентрируется, понимая, что тылов нет, что есть только ты сама. И вот тут-то и становится интересно постичь себя. Природа этого такова же, как и стремление преодолеть потребность в кислороде на высоте, или заставить свой организм терпеть дикий холод на Северном полюсе, или решиться довериться только самому себе в соло-альпинизме. И в заключении хочется сказать, что я не считаю уместным противопоставлять женский альпинизм мужскому или смешанному. Это просто абсолютно разные вещи, и там и там есть свои плюсы и минусы и свои особенности, и там и там есть свой кайф и шарм, и тот и другой имеют собственное право на существование. Ну а что же касается спортивной стороны, т.е. Чемпионатов, то думаю, что для женских команд, конечно же, должен быть отдельный класс. Ведь никому же не приходит в голову на конкурсе красоты смешивать в одной номинации мужчин и женщин. По каким тогда критериям их оценивать вместе? Так же и в альпинизме. Как можно сравнивать маршруты пройденные мужской командой и женской, когда и там и там должна быть абсолютно разная техника и тактика восхождения? 

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru. При перепечатке ссылка обязательна.