|
Экологии нравственности
Александр Гофштейн,
прислал 02.11.07 – доклад на конференции
Проблема оказания помощи терпящим
бедствие на больших высотах на
сегодняшний день не утратила остроты.
Более того, все увеличивающийся поток
альпинистов, туристов и людей просто по
зову сердца выходящих к вершинам
увеличивается с каждым днем, принося и
радость покорителям и печаль по
безвременно погибшим.
Восходители-высотники всего мира
понимают, что эффективность спасательных
работ в горах далеко не всегда бывает
высокой, а если речь идет о вершинах
высотой свыше семи тысяч метров, то и
вовсе сомнительной. Мы не способны с
помощью традиционных средств защиты
организма и существующего снаряжения
обеспечить в полной мере безопасность
себе, не говоря уже о том, чтобы
осуществлять в зоне “не жизни” затяжные,
сложные и рискованные спасательные
работы. В лучшем случае, в составе
экспедиции или спортивной команды
найдется тот отчаянный резерв сил и воли,
чтобы оказать помощь своим же товарищам.
Специально выходить в горы, чтобы
проводить спасательные операции так, как
это делается в Альпах или на Кавказе, увы,
пока невозможно.
Результатом такого непреложного факта
является, во-первых, отлучение от гор тех,
кто из-за осторожности или просто боязни
не желает подвергать себя излишнему
риску. Но таких, слава Богу, меньшинство.
Во-вторых, постоянно увеличивается
скорбный список тех, кто остался навсегда
наверху, там, куда привела их судьба. Это
может случиться и по причине переоценки
собственных сил. Это может произойти из-за
несовершенства снаряжения или в
результате игры стихии. В любом случае,
груз безысходности попавших в
чрезвычайную ситуацию людей надлежит
снять.
Если руководствоваться
общечеловеческими ценностями, то никакая
мораль не сможет оправдать
действительность, когда восходители
вынуждены буквально перешагивать через
тела на пути к вершинам. Любой человек
имеет право быть погребенным согласно
религии и обычаям своего народа. Нельзя
позволить, чтобы все то прекрасное, с чем
ассоциируются горы в сознании
большинства из нас, разлагалось от
черствости, бессердечности и эгоизма.
До сегодняшнего дня десятки ведущих
альпинистов мира высказывались за то,
чтобы найти способ снять погибших
восходителей с вершин, дать возможность
родственникам, по их желанию, проститься
и совершить священный обряд погребения.
Тела тех, у которых родственников нет,
либо неопознанных людей, кремировать в
определенном месте и создать там же
мемориал подвижникам гор. Появился новый
термин - “экология нравственности”,
который нужно рассматривать не с
прагматических позиций, но с точки зрения
Человека Сознательного.
Стремление найти решение проблемы не
находило реального выхода, поскольку оно
лежит далеко за гранью физических
возможностей человека. Даже на обычном
восхождении альпинисты часто
сознательно переходят этот неуловимый
рубеж, чтобы сделать еще один (может быть
последний) шаг к желанной вершине.
Мы позволим себе повториться: совершать
дополнительную тяжелую работу,
отвлекаться от основной задачи, до сих
пор ни у кого не хватало ни сил, ни средств,
ни времени.
По разрабатываемой проблеме
неоднократно, в разное время, с 1968 по 2000
год высказывались практические
предложения самыми компетентными
восходителями и организаторами высотных
экспедиций России: Валентином Божуковым,
Александром Волгиным, Сергеем Ефимовым,
Юрием Скурлатвым Михаилом Туркевичем† и
многими другими. За организацию
мемориала героям и подвижникам
альпинизма выступали руководитель
первой результативной экспедиции на
Эверест лорд Джон Хант, первовосходитель
на Эверест сэр Эдмунд Хиллари, Патриарх
Всея Руси Алексий II, многие выдающиеся
представители спорта, государственные
деятели, религиозные, спортивные и
общественные организации. Однако, по
объективным причинам, проблема до сих пор
не решена.
В ХХ веке на склонах горной страны
Гималаи во время восхождений погибли
сотни альпинистов со всего мира.
Большинство из них осталось на
заоблачных высотах. Не захороненные люди
лежат на самых популярных маршрутах и
восходителям на пути к вершинам,
буквально, приходится переступать через
тела погибших. Моральная основа таких “временных
захоронений” не выдерживает критики. Это
свидетельство деградации и губительно
для нравственности восходителей. Это
также недопустимо и с позиций гуманизма,
по которым прах человеческий не может
являться предметом пренебрежения и
забвения.
Основными препятствиями в решении
проблемы оказания помощи терпящим
бедствие на запредельных высотах
являются:
- невозможность обеспечения безопасности
спасателей, учитывая тот факт, что
спасательные работы по трудоемкости и
риску требуют на порядок больше усилий,
квалификации, материальных ресурсов и
времени, чем при обычном восхождении;
- узкая целенаправленность экспедиций, в
которых не планируются средства и время
на мероприятия, не связанные напрямую с
конкретным восхождением;
- отсутствие организации, которая приняла
бы на себя заботы по взаимодействию со
странами, на территории которых
находятся погибшие, с родственниками
погибших, с организациями (страховыми
компаниями), которые могли бы взять на
себя проблему финансового обеспечения;
со страной или организацией, которая
сумела бы создать спасательный отряд
конкретного применения;
- отсутствие законодательной базы
функционирования такого отряда;
- отсутствие законодательной базы по
определению порядка захоронения или
кремирования тел погибших, чьи личности
не установлены;
- сложности физиологического процесса
акклиматизации и организации
кислородного дыхания на больших высотах
и, как следствие, невозможность
обеспечения должного уровня
оперативного реагирования на ЧС в горах;
- технические трудности эвакуации
пострадавших и тел погибших,
несовместимость этих операций с
гарантировано допустимым уровнем
безопасности спасателей;
- невозможность использования вертолетов
из-за их конструктивно низкого
статического потолка.
Россия, используя свой международный
авторитет, людские ресурсы и технические
возможности, имеет возможность
предложить в качестве международной
гуманитарной инициативы создание
международного спасательного отряда,
способного выполнить все задачи,
перечисленные выше. Она же может стать
новым инициатором организации мемориала
на Эвересте, и возглавить экологические
программы, связанные с горами.
Для реализации подобных инициатив на
сегодняшний день мы располагаем:
- достаточным числом восходителей
экстракласса, имеющих большой
организационный и технический опыт в
высокогорных районах мира;
- новыми разработками средств эвакуации с
гор, в частности, парапланами - роботами.
- новыми разработками в области равнинной
номобарической акклиматизации и
подготовки организма к подъему на
большие высоты;
- новыми разработками в области
организации кислородного дыхания и
систем жизнеобеспечения на основе
использования жидкого кислорода;
- мировым опытом превентивной
акклиматизации;
- мировыми достижениями в области новых
средств жизнеобеспечения.
В комплексе все вышеперечисленные
возможности реализуются при условии
достаточного финансирования, которое, в
генерализованном плане, предполагается
осуществлять за счет страховых взносов
на территориях горных государств,
отчислений международных альпинистских
ассоциаций, клубов, стран - организаторов
экспедиций, производителей
альпинистского снаряжения, питания и т. д.
Принципиальное включение в перечень
страховых услуг проведения поисково-спасательных
работ позволит упорядочить постоянное
финансирование международной группы
спасателей.
Естественно, что для реализации столь
серьезного проекта необходим ряд
международный акций со стороны России и
альпинистских организаций разных стран,
что позволит выработать
консолидированную позицию и
содействовать решительным шагам в
избранном направлении.
Эта часть осуществления проекта
хронологически не увязывается с
остальными составляющими и может быть
реализована в подходящие сроки.
Главными элементами международных акций
могут быть:
- формулирование Россией декларации о
намерениях в ООН и ЮНЕСКО;
- накопление информации в сети Интернет
по организации совместных действий;
- организация международного симпозиума
по озвученной тематике на территории
одной из стран - участниц проекта;
- обращение в НАТО, от имени симпозиума, о
возможности выделения средств для
осуществления проекта в рамках программы
«Партнерство во имя мира»;
- переговоры уполномоченных с
правительственными организациями горных
стран;
- переговоры уполномоченных со
страховыми компаниями;
- переговоры уполномоченных с
международными альпинистскими
ассоциациями и клубами;
- переговоры уполномоченных с
религиозными центрами, TV компаниями,
крупными журналами и газетами;
- переговоры с фирмами-производителями
альпинистского и туристского снаряжения,
питания и т.п.;
- законодательное утверждение статуса
специального международного отряда
спасателей и его юридического статуса.
Что касается технической части проблемы,
то, обобщая, можно сказать, что комплекс
мероприятий, средств и методик по
обеспечению безопасности работ в «зоне
смерти» включает в себя:
- определение места базирования
спасательного отряда;
- определение необходимой численности
спасательного отряда;
- формирование руководящего звена
спасательного отряда;
- отбор кандидатов для укомплектования
отряда спасателей
(психофизиологический, квалификационный);
- решение вопроса материально-технического
обеспечения;
- решение вопроса обеспечения
мобильности и готовности спасательного
отряда;
- индивидуальная отработка систем
жизнеобеспечения спасателей;
- обучение новым методам эвакуации
пострадавших и погибших;
- план подготовки группы спасателей (экипировка,
тренировка);
- план эвакуации тел погибших в разных
горных странах;
- определение повседневных задач
спасательного отряда.
ХХI век, с его глобальными проблемами,
лавинами информации, конфликтами,
терроризмом, всеобщим обесцениванием
человеческой жизни, бросает вызов
общечеловеческим ценностям, сводя смысл
существования Человека Разумного к
голому прагматизму. Альпинизм всегда
отличало особое отношение к благородству,
мужеству, высокому пониманию
человеческой морали. Делом чести каждого
альпиниста должна стать любая попытка
отстоять истинные завоевания
цивилизации. В этом ключе - создание
спасательного отряда быстрого
реагирования для оказания помощи
терпящим бедствие на максимальных
высотах, в любом высокогорном районе мира,
может быть определено не только как
гуманитарная акция, а как
консолидированное выступление
альпинистов планеты в защиту
общечеловеческих ценностей.
|