|
ГОРЫ – КАК ВАЖДНЕЙШИЙ СТРУКТУРО-ОБРАЗУЮЩИЙ
ЭЛЕМЕНТ СКАЗОК, ЛЕГЕНД И МИФОВ РАЗНЫХ
НАРОДОВ В СВЕТЕ ВОПРОСА О РОЛИ СТРАХА И
СМЕХА В ИСТОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Игорь Виноградский,
Заслуженный Работник Культуры РФ,
Член Союза Литераторов России,
КМС, инструктор
Комплексное исследование в 3 частях
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Постановка задачи
С самого раннего детства многие из нас
помнят фразу, с которой, как правило,
начинались все самые чудесные сказки: «За
горами - за долами, за широкими морями…».
Не оттуда ли, из детства, пришла ко многим
из нас наша искренняя любовь такой форме
земного рельефа, как ГОРЫ?
Горы поражают наше воображение, они
влекут нас, притягивают, кого-то пугают,
но мы получаем наслаждение от
преодоления этого сладкого страха, не так
ли?
Более того, похоже, что именно эта
начальная сказочная фраза «за горами - за
долами», убеждала нас в том, что все
замечательные чудеса непременно
происходят где-то там, вдалеке, а рядом
ничего такого особенного и интересного
произойти никогда просто не может.
С одной стороны это вроде бы и не очень
хорошо, с другой, - будит фантазию,
генерируя у каждого из нас готовность тут
же собраться и …«ехать за туманом, за
туманом, за туманом и за запахом тайги»,
ну просто, куда глаза глядят. Неважно куда,
главное чтобы отсюда. И как можно
подальше. А лучше всего как считают
многие, - в горы. Именно как антитеза этому
горячему стремлению потом родилась
известная сентенция, - «Чем дальше в горы,
- тем ну их на фиг!».
И хотя Россия, - страна в основном
равнинная, - одним из любимых народных
сказочных персонажей у нас стала Хозяйка
Медной Горы. И её напарник, - Данило-Мастер.
Правда, в сказке Бажова не утверждается,
что это мастер спорта по альпинизму, или
там спелеологии, - но по смыслу об этом нам
самим нетрудно догадаться. Хотя
современная молодежь может подумать, что
этот Данилко, - знаменитый эстрадный
артист создавший легендарный образ Верки
- Сердючки. Такое причудливое
переплетение мотивов далекого прошлого и
наших дней вообще характерно для мифов,
сказок и легенд разных народов мира.
В восточном фольклоре говорится о
знаменитом Старце Горы, который якобы был
родоначальником всех террористов на
земле, наводя страх, ужас и панику на всех
своих соседей.
Он, как говорят, вербовал молодых юношей
из малообеспеченных слоев населения
своей на самом деле сказочно богатой
страны, приучал их к наркотикам, и вообще
к красивой жизни, а потом посылал убивать
своих непосредственных соседей, обещая
этим ребятам в случае их гибели:
а) Немедленную аудиенцию у самого Аллаха,
б) Райские кущи, и плюс «бонус»,
в) По 74 молодых девственницы на брата.
Откуда возникла в арабском фольклоре
такая странная и явно завышенная цифра -
нам неизвестно. Но так как именно арабы
когда-то изобрели те самые арабские цифры,
которыми мы все пользуемся - нам остается
только верить Старцу Горы.
Образы разных горных систем и конкретных
вершин буквально пронизывают фольклор
разных народов и стран. Почему? Потому что
первая реакция на горы – страх. А вторая -
радость его преодоления.
Это и Олимп, на котором обитали Боги
древних греков, к которым мы еще вернемся.
И Парнас - обиталище древней
художественной интеллигенции. И Гора
Арарат, к которой вроде бы после
Всемирного потопа удачно причалил Ной на
своем Ковчеге. И Голгофа, на которую нес
свой крест Иисус Христос, который по
заверениям нашего знаменитого художника
и философа Николая Рериха потом, после
того как был распят, каким-то
непостижимым образом якобы очутился в
Гималаях, где и прожил до 900 лет.
Мы помним легенду о Прометее, которого за
кражу огня у Богов приковали к скале, где-то
на Западном Кавказе, в районе Колхиды, и
напустили на него видимо хорошо
дрессированного орла, который каждое
утро, как на работу летал туда клевать его
печень.
В легенде, принадлежащей перу великого
пролетарского писателя Максима Горького
мы найдем слова о том, как «высоко в горы
уполз Уж и лег там, свернувшись в узел и
глядя в небо», перед тем как на его глазах
разыгралась кровавая драма с птицей
Сокол.
Даже в наши дни ходят упорные слухи, что
нашему сегодняшнему всенародно
выбранному президенту - горнолыжнику,
добивающемуся проведения Зимних
Олимпийских игр в горах возле Сочи, его
поклонники хотят подарить специальный
гимн, на мотив песни «Вон кто-то с горочки
спустился…».
Продолжая эти наши исследования желающие
могли бы не без пользы для науки
проанализировать большое количество
мифов и легенд связанных с жизнью
уроженца центрального Кавказа Иосифа
Джугашвили, тоже наводившего страх на пол
мира, а в наши дни ставшего героем
множества смешных пародий и карикатур, но
мы обратимся к более древним и
интересующим нас материалам, связанным с
такой колоритной фигурой древне-греческой
мифологии как Фавн. Или Пан. Этот персонаж
точно также как Джугашвили-Сталин и
Ульянов-Ленин тоже имел двойное имя.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Дела давно минувших дней
По легенде, отцом Пана-Фавна был
быстроногий, хотя и хромой посланец или
курьер Олимпийских Богов Гермес. Тот
самый, который похитил у этой
божественной компании огонь, после чего
то ли отдал, а скорее всего, конечно
продал его Прометею, а тот, добрая душа, -
передал его людям, за что и подвергся
репрессиям.
Матерью Пана-Фавна была одна из
прекрасных молодых Нимф, достаточно
легкомысленная в быту, как бы мы сказали
сейчас, видимо из «отряда новичков», как и
Пресвятая Дева Мария в свое время не
устоявшая перед сомнительным обаянием «Божьего
посланника», в данном случае Гермеса.
Ребеночек родился «весь покрытый шерстью,
абсолютно весь», с рогами, хвостом и
козлиными ногами, и сразу же разразился
громовым хохотом, вызвавшим в окрестных
горах обильные камнепады, напугав этим
окрестное население.
Видимо, ему показалось смешным, что у
окружающих его людей нет хвостов, нет
таких как у него, как говорится - «рог» и
ноги у них не козлиные…
Похоже, что именно с тех пор в русском
фольклоре нет более оскорбительной фразу
- «Ну, ты - козел!». Хотя детская сказка «Волк
и семеро козлят» немного смягчает эту
ситуацию.
Бедная Нимфа, по легенде, до этого ни разу
никого не рожавшая, так испугалась, так
запаниковала, что бросилась бежать, и
бежала так долго, что совсем обессилила,
упала на землю и тут же обратилась в
стройный дубочек.
Такие странные трансформации в те годы
происходили у древних греков, правда не
считавших себя древними, - буквально на
каждом шагу! Ну, хоть бы в рябинушку там
превратилась она, или в ивушку плакучую,
мы бы это поняли, так нет, видите ли -
дубочком со страху она стала!
Но, видимо, что было то было, ибо так
написано в мифе.
А папа-Гермес был очень доволен отпрыском,
завернул его в теплую шкуру горного зайца,
и понес на Олимп, - предъявить
вещественное доказательство своей
мужской дееспособности и поблагодарить
за это Богов. И там новорожденный Пан -
Фавн, как ни странно, произвел на Богов
самое благоприятное впечатление, увидев
этого мутанта, Боги так смеялись, так
хохотали, что весь Олимп трясся как при
землетрясении 1993 года в Домбае.
В итоге, они, эти Боги дали Пану-Фавну
бессмертие, тогда это было проще, чем
сейчас пенсионеру выйти на пенсию, и
оставили его на Олимпе, так сказать на ПМЖ,
чтоб он веселил их, как нас сейчас Максим
Галкин, или та же Веерка - Сердючка. Именно
там Фавну дали второе имя Пан, что в
переводе означает «Понравившийся всем».
Больше всех был доволен Дионис, Бог вина и
веселья, которому давно не хватало
товарища и собутыльника, и он просто за
милую душу зачислил Пана в свою свиту. А
тот - рискнул, согласился, так и сказал, а
чего там, пусть будет так, «или пан или
пропал!».
Но вскоре Пану стало скучно на Олимпе, -
так тоже бывает даже в альплагерях,
особенно в пересменок или в плохую погоду,
и он сбежал из высокогорья на землю, в
цветущие и полные разных соблазнов
долины. Весь божий день он карабкался по
скалам, как сказано в мифе, - «к снежным
вершинам», а потом садился где-нибудь под
камушком и играл на свирели. По этому
сигналу к нему сбегались разные нимфы,
хохотали над ним, над его ужасающим видом,
и весело плясали вокруг урода, а он на них
за это очень обижался.
Обижался он на этих нимфеток - обижался и
в результате – побожился, дал слово -
никогда никого не любить. Вот так! Гордый
был. Среди уродов это не редкость.
Но все не так просто было в той самой
Древней Греции! На этой почве Пан-Фавн
поспорил, поссорился и даже подрался со
своим коллегой Эротом. Набил ему морду. То
есть победил. За это подлый Эрот запустил
ему в сердце стрелу вечной любви к нимфам,
что стало приносить Пану одни страдания.
В результате характер у него от всех этих
нервных перегрузок вконец испортился, и
он стал мстить всем и каждому, напускать
на людей панический страх и сеять панику.
А паника в горах – это ж страшное дело!
Это все знают.
Ну а когда его «отпускало», приходила «расслабуха»
он сразу шел к другу Дионису, пил с ним
настоящие натуральные вина, хорошие
коньяки, и играл на свирели. Так у Пана
Фавна образовались как бы две профессии
– «ПУГАТЬ» и «ВЕСЕЛИТЬ». В первом случае
ему кричали: «ИЗБАВЬ!», а во втором – «Продли
наш кайф, братан! Весели нас!».
И вот тут мы подошли к самому интересному
обстоятельству. Оказывается, смех и страх
в мозгу человека очень крепко связаны.
Недаром в наши дни один альпинист -
экстремал, в одиночку прошедший траверс
пика Победы, в статье опубликованной в
журнале ЭКС, признается, что когда его с
предвершинного гребня снесло лавиной
метров на 200, и он леденея от страха с
трудом задержался на краю
четырехсотметрового отвеса, - первое что
он сделал, остановившись, - он стал…ХОХОТАТЬ!
Вот и не верь после этого древним грекам,
и называй их мемуары - мифами… Это чистая
правда!
И таких случаев известно сегодня немало.
Отсюда мы можем сделать твердый вывод,
веселые, с чувством юмора люди, умеющие
улыбнуться в лицо опасности, более
приспособлены к жизни в высоких горах,
они менее опасны на восхождении и более
приятны в общении ниже снеговой линии.
И даже не спортивная, а просто
классическая литература дает этой нашей
мысли множество подтверждений.
Тут уместно вспомнить и А.С. Пушкина,
описывающего случай, когда зимой
пошедший кататься мальчик отморозил себе
пальчик, но не побежал домой, а просто
расхохотался. Помните:
«Шалун уж отморозил пальчик,
Ему и БОЛЬНО И СМЕШНО,
А мать грозит ему в окно…»
Впрочем, к вопросу о связи смеха, страха и
поэзии мы еще вернемся.
А еще древняя легенда утверждает, что в
сражении с персами в теснине ущелья
Марафон, когда персы были уже в шаге от
победы, внезапно их обуял невероятный
страх, началась паника,
они бросились к своим галерам и срочно
ретировались домой в солнечную Персию, а
скороход Филиппид, кинулся сообщить об
этой нашей победе, пробежал 42 километра 194
метра - крикнул - Мы победили! И тут же умер.
Может быть потому что не использовал
допинги.
После этого древние греки объявили
командира чуть не проигравшей сражение
армии Великим полководцем, а на своей
святой горе, чуть ниже Акрополя, вырыли
пещеру, в глубине которой поставили
памятник Пану, за ту панику, которую он
посеял среди врагов. Говорят, что и по сей
день перед каждой серьезной схваткой с
кем-нибудь греки, ходят туда к Пану и
просят его о помощи…
А с 1896 года, расстояние в 42 километра 194
метра стало Олимпийской марафонской
дистанцией. Так что может быть недалек
тот день когда и альпинизм станет
Олимпийским видом спорта. Несправедливо
получается и даже смешно, Олимп - гора, а
горовосходителей на Олимпиады не
приглашают!
Во всяком случае, любители на Эльбрус уже
бегают. И даже на Хан-Тенгри, говорят, тоже
бегали. При этом вверх. Ну, а вниз-то при
приближении непогоды со страху любой
сбежит. И очень даже быстро…
Много интересного можно узнать, если
анализировать «дела давно минувших дней,
преданья старины глубокой – страшно
много, просто ужас как много…
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
О самой сути дела
Что касается современного взгляда на
страх, его возникновение, появление
паники и их последствий, то в одной из
статьей в газете «Россия» за 10 Октября 2006
года названой,-«ЧТО МЫ МОЖЕМ ВЫЛЕЧИТЬ?»
говорится о том, что за последние 10 лет
число разных болезненных страхов или «фобий»
по научному возросло с 300 до 1030 (!!!).
Страх во всем мире сильно помолодел. В
России 95 процентов инвалидов по этому
виду психических заболеваний моложе 40
лет. Это уже почти эпидемия. И тут
становится понятным, почему журнал «ЭКС»
среди своих читателей - экстремалов
объявил специальный конкурс на тему «Что
такое страх и как с ним бороться». Явно,
страх как и смех – явление заразительное.
Бывает, что и журналисты-альпинисты ее
подхватывают. А в упомянутой статье
перечисляются имеющиеся сейчас в наличии
на земле «Фобии».
Это, например, страх услышать хорошую
весть – «евпофобия», «боязнь прогресса –
«прософобия», страх облысеть – «фалакрофобия»,
страх растолстеть – «обезофобия», боязнь
лежать на одном боку – «латерофобия»,
боязнь пристального разглядывания
другими – «скоптофобия», боязнь китайцев
– «синофабия», и даже навязчивый страх
поэзии – «метрофобия», боязнь работы – «эрогфобия»
и плюс «фобофобия» – боязнь вознкновения
страха…
Конечно, сведения о том, что у кого-то в
России есть «эргофобия» – боязнь работы,
кажутся смешными. Мы никакой работы не
боимся. У нас даже пословица есть – «работа
не волк – в лес не убежит!». А вот над тем,
что во многих журналах боятся печатать
стихи, то есть обнаруживают заболевание «метро-фобией»,
может быть и стоит задуматься. И это
нехорошо. И даже печально. Смешная
ситуация возникает, работники библиотек
говорят – сегодня стихов никто не читает!
А работники редакций им возражают: А
пишут и присылают – пудами!
И вправду смешно получается – все о своих
душевных переживаниях говорят, но никто
никого не хочет слушать…
Уже упоминавшийся журнал «ЭКС»,
объявивший целый конкурс рассказов
бывалых людей на тему о том, что такое
страх и как с ним бороться», в результате
вывел такую формулу – легче всего
прогнать чувство страха – улыбкой…
Похоже на то, что в нашем мозгу,
топография которого изучена достаточно
хорошо и детально – центр страха и центр
смеха расположены невдалеке друг от
друга и их деятельность как-то связана. Мы
можем даже пойти дальше, и проявив
известную смелость предположить, что
животные, не умеющие смеяться, тем и
отличаются от людей, и остаются животными
потому, что всецело находятся во власти
страха за свою жизнь. Боятся всего. Не
умеют посмотреть на все с юмором.
Улыбнуться в лицо опасности.
Именно появление в мозгу центра смеха,
возможность в той или иной мере победить
или локализовать чувство страха –
чувством юмора привело к тому, что одна из
ветвей человекоподобных существ дала
жизнь всему современному человечеству?!
Вот к каким важным выводам можно придти,
вступив на крутую тропу размышлений о
роли Гор в Истории становления Человека -
Человеком…
Вообщем, как это ни смешно, но согласитесь,
- страшно интересно…
Не так ли? Тем более, что все это не сказки,
не мифы, а чистая как ледниковая вода,
правда!
|