Альпинисты Северной Столицы  




Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

 

 ГОРЫ – КАК ВАЖДНЕЙШИЙ СТРУКТУРО-ОБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ СКАЗОК, ЛЕГЕНД И МИФОВ РАЗНЫХ НАРОДОВ В СВЕТЕ ВОПРОСА О РОЛИ СТРАХА И СМЕХА В ИСТОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 

Игорь Виноградский, 
Заслуженный Работник Культуры РФ, 
Член Союза Литераторов России, 
КМС, инструктор

Комплексное исследование в 3 частях 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Постановка задачи

С самого раннего детства многие из нас помнят фразу, с которой, как правило, начинались все самые чудесные сказки: «За горами - за долами, за широкими морями…».

Не оттуда ли, из детства, пришла ко многим из нас наша искренняя любовь такой форме земного рельефа, как ГОРЫ?

Горы поражают наше воображение, они влекут нас, притягивают, кого-то пугают, но мы получаем наслаждение от преодоления этого сладкого страха, не так ли?

Более того, похоже, что именно эта начальная сказочная фраза «за горами - за долами», убеждала нас в том, что все замечательные чудеса непременно происходят где-то там, вдалеке, а рядом ничего такого особенного и интересного произойти никогда просто не может.

С одной стороны это вроде бы и не очень хорошо, с другой, - будит фантазию, генерируя у каждого из нас готовность тут же собраться и …«ехать за туманом, за туманом, за туманом и за запахом тайги», ну просто, куда глаза глядят. Неважно куда, главное чтобы отсюда. И как можно подальше. А лучше всего как считают многие, - в горы. Именно как антитеза этому горячему стремлению потом родилась известная сентенция, - «Чем дальше в горы, - тем ну их на фиг!».

И хотя Россия, - страна в основном равнинная, - одним из любимых народных сказочных персонажей у нас стала Хозяйка Медной Горы. И её напарник, - Данило-Мастер.

Правда, в сказке Бажова не утверждается, что это мастер спорта по альпинизму, или там спелеологии, - но по смыслу об этом нам самим нетрудно догадаться. Хотя современная молодежь может подумать, что этот Данилко, - знаменитый эстрадный артист создавший легендарный образ Верки - Сердючки. Такое причудливое переплетение мотивов далекого прошлого и наших дней вообще характерно для мифов, сказок и легенд разных народов мира.

В восточном фольклоре говорится о знаменитом Старце Горы, который якобы был родоначальником всех террористов на земле, наводя страх, ужас и панику на всех своих соседей.

Он, как говорят, вербовал молодых юношей из малообеспеченных слоев населения своей на самом деле сказочно богатой страны, приучал их к наркотикам, и вообще к красивой жизни, а потом посылал убивать своих непосредственных соседей, обещая этим ребятам в случае их гибели:

а) Немедленную аудиенцию у самого Аллаха,

б) Райские кущи, и плюс «бонус»,

в) По 74 молодых девственницы на брата.

Откуда возникла в арабском фольклоре такая странная и явно завышенная цифра - нам неизвестно. Но так как именно арабы когда-то изобрели те самые арабские цифры, которыми мы все пользуемся - нам остается только верить Старцу Горы.

Образы разных горных систем и конкретных вершин буквально пронизывают фольклор разных народов и стран. Почему? Потому что первая реакция на горы – страх. А вторая - радость его преодоления.

Это и Олимп, на котором обитали Боги древних греков, к которым мы еще вернемся. И Парнас - обиталище древней художественной интеллигенции. И Гора Арарат, к которой вроде бы после Всемирного потопа удачно причалил Ной на своем Ковчеге. И Голгофа, на которую нес свой крест Иисус Христос, который по заверениям нашего знаменитого художника и философа Николая Рериха потом, после того как был распят, каким-то непостижимым образом якобы очутился в Гималаях, где и прожил до 900 лет.

Мы помним легенду о Прометее, которого за кражу огня у Богов приковали к скале, где-то на Западном Кавказе, в районе Колхиды, и напустили на него видимо хорошо дрессированного орла, который каждое утро, как на работу летал туда клевать его печень.

В легенде, принадлежащей перу великого пролетарского писателя Максима Горького мы найдем слова о том, как «высоко в горы уполз Уж и лег там, свернувшись в узел и глядя в небо», перед тем как на его глазах разыгралась кровавая драма с птицей Сокол.

Даже в наши дни ходят упорные слухи, что нашему сегодняшнему всенародно выбранному президенту - горнолыжнику, добивающемуся проведения Зимних Олимпийских игр в горах возле Сочи, его поклонники хотят подарить специальный гимн, на мотив песни «Вон кто-то с горочки спустился…».

Продолжая эти наши исследования желающие могли бы не без пользы для науки проанализировать большое количество мифов и легенд связанных с жизнью уроженца центрального Кавказа Иосифа Джугашвили, тоже наводившего страх на пол мира, а в наши дни ставшего героем множества смешных пародий и карикатур, но мы обратимся к более древним и интересующим нас материалам, связанным с такой колоритной фигурой древне-греческой мифологии как Фавн. Или Пан. Этот персонаж точно также как Джугашвили-Сталин и Ульянов-Ленин тоже имел двойное имя.



ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Дела давно минувших дней



По легенде, отцом Пана-Фавна был быстроногий, хотя и хромой посланец или курьер Олимпийских Богов Гермес. Тот самый, который похитил у этой божественной компании огонь, после чего то ли отдал, а скорее всего, конечно продал его Прометею, а тот, добрая душа, - передал его людям, за что и подвергся репрессиям.

Матерью Пана-Фавна была одна из прекрасных молодых Нимф, достаточно легкомысленная в быту, как бы мы сказали сейчас, видимо из «отряда новичков», как и Пресвятая Дева Мария в свое время не устоявшая перед сомнительным обаянием «Божьего посланника», в данном случае Гермеса.

Ребеночек родился «весь покрытый шерстью, абсолютно весь», с рогами, хвостом и козлиными ногами, и сразу же разразился громовым хохотом, вызвавшим в окрестных горах обильные камнепады, напугав этим окрестное население.

Видимо, ему показалось смешным, что у окружающих его людей нет хвостов, нет таких как у него, как говорится - «рог» и ноги у них не козлиные…

Похоже, что именно с тех пор в русском фольклоре нет более оскорбительной фразу - «Ну, ты - козел!». Хотя детская сказка «Волк и семеро козлят» немного смягчает эту ситуацию.

Бедная Нимфа, по легенде, до этого ни разу никого не рожавшая, так испугалась, так запаниковала, что бросилась бежать, и бежала так долго, что совсем обессилила, упала на землю и тут же обратилась в стройный дубочек.

Такие странные трансформации в те годы происходили у древних греков, правда не считавших себя древними, - буквально на каждом шагу! Ну, хоть бы в рябинушку там превратилась она, или в ивушку плакучую, мы бы это поняли, так нет, видите ли - дубочком со страху она стала!

Но, видимо, что было то было, ибо так написано в мифе.

А папа-Гермес был очень доволен отпрыском, завернул его в теплую шкуру горного зайца, и понес на Олимп, - предъявить вещественное доказательство своей мужской дееспособности и поблагодарить за это Богов. И там новорожденный Пан - Фавн, как ни странно, произвел на Богов самое благоприятное впечатление, увидев этого мутанта, Боги так смеялись, так хохотали, что весь Олимп трясся как при землетрясении 1993 года в Домбае.

В итоге, они, эти Боги дали Пану-Фавну бессмертие, тогда это было проще, чем сейчас пенсионеру выйти на пенсию, и оставили его на Олимпе, так сказать на ПМЖ, чтоб он веселил их, как нас сейчас Максим Галкин, или та же Веерка - Сердючка. Именно там Фавну дали второе имя Пан, что в переводе означает «Понравившийся всем».

Больше всех был доволен Дионис, Бог вина и веселья, которому давно не хватало товарища и собутыльника, и он просто за милую душу зачислил Пана в свою свиту. А тот - рискнул, согласился, так и сказал, а чего там, пусть будет так, «или пан или пропал!».

Но вскоре Пану стало скучно на Олимпе, - так тоже бывает даже в альплагерях, особенно в пересменок или в плохую погоду, и он сбежал из высокогорья на землю, в цветущие и полные разных соблазнов долины. Весь божий день он карабкался по скалам, как сказано в мифе, - «к снежным вершинам», а потом садился где-нибудь под камушком и играл на свирели. По этому сигналу к нему сбегались разные нимфы, хохотали над ним, над его ужасающим видом, и весело плясали вокруг урода, а он на них за это очень обижался.

Обижался он на этих нимфеток - обижался и в результате – побожился, дал слово - никогда никого не любить. Вот так! Гордый был. Среди уродов это не редкость.

Но все не так просто было в той самой Древней Греции! На этой почве Пан-Фавн поспорил, поссорился и даже подрался со своим коллегой Эротом. Набил ему морду. То есть победил. За это подлый Эрот запустил ему в сердце стрелу вечной любви к нимфам, что стало приносить Пану одни страдания.

В результате характер у него от всех этих нервных перегрузок вконец испортился, и он стал мстить всем и каждому, напускать на людей панический страх и сеять панику. А паника в горах – это ж страшное дело! Это все знают.

Ну а когда его «отпускало», приходила «расслабуха» он сразу шел к другу Дионису, пил с ним настоящие натуральные вина, хорошие коньяки, и играл на свирели. Так у Пана Фавна образовались как бы две профессии – «ПУГАТЬ» и «ВЕСЕЛИТЬ». В первом случае ему кричали: «ИЗБАВЬ!», а во втором – «Продли наш кайф, братан! Весели нас!».

И вот тут мы подошли к самому интересному обстоятельству. Оказывается, смех и страх в мозгу человека очень крепко связаны.

Недаром в наши дни один альпинист - экстремал, в одиночку прошедший траверс пика Победы, в статье опубликованной в журнале ЭКС, признается, что когда его с предвершинного гребня снесло лавиной метров на 200, и он леденея от страха с трудом задержался на краю четырехсотметрового отвеса, - первое что он сделал, остановившись, - он стал…ХОХОТАТЬ!

Вот и не верь после этого древним грекам, и называй их мемуары - мифами… Это чистая правда!

И таких случаев известно сегодня немало. Отсюда мы можем сделать твердый вывод, веселые, с чувством юмора люди, умеющие улыбнуться в лицо опасности, более приспособлены к жизни в высоких горах, они менее опасны на восхождении и более приятны в общении ниже снеговой линии.

И даже не спортивная, а просто классическая литература дает этой нашей мысли множество подтверждений.

Тут уместно вспомнить и А.С. Пушкина, описывающего случай, когда зимой пошедший кататься мальчик отморозил себе пальчик, но не побежал домой, а просто расхохотался. Помните:

«Шалун уж отморозил пальчик,

Ему и БОЛЬНО И СМЕШНО,

А мать грозит ему в окно…»

Впрочем, к вопросу о связи смеха, страха и поэзии мы еще вернемся.

А еще древняя легенда утверждает, что в сражении с персами в теснине ущелья Марафон, когда персы были уже в шаге от победы, внезапно их обуял невероятный страх, началась паника,

они бросились к своим галерам и срочно ретировались домой в солнечную Персию, а скороход Филиппид, кинулся сообщить об этой нашей победе, пробежал 42 километра 194 метра - крикнул - Мы победили! И тут же умер. Может быть потому что не использовал допинги.

После этого древние греки объявили командира чуть не проигравшей сражение армии Великим полководцем, а на своей святой горе, чуть ниже Акрополя, вырыли пещеру, в глубине которой поставили памятник Пану, за ту панику, которую он посеял среди врагов. Говорят, что и по сей день перед каждой серьезной схваткой с кем-нибудь греки, ходят туда к Пану и просят его о помощи…

А с 1896 года, расстояние в 42 километра 194 метра стало Олимпийской марафонской дистанцией. Так что может быть недалек тот день когда и альпинизм станет Олимпийским видом спорта. Несправедливо получается и даже смешно, Олимп - гора, а горовосходителей на Олимпиады не приглашают!

Во всяком случае, любители на Эльбрус уже бегают. И даже на Хан-Тенгри, говорят, тоже бегали. При этом вверх. Ну, а вниз-то при приближении непогоды со страху любой сбежит. И очень даже быстро…

Много интересного можно узнать, если анализировать «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой – страшно много, просто ужас как много…



ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

О самой сути дела



Что касается современного взгляда на страх, его возникновение, появление паники и их последствий, то в одной из статьей в газете «Россия» за 10 Октября 2006 года названой,-«ЧТО МЫ МОЖЕМ ВЫЛЕЧИТЬ?» говорится о том, что за последние 10 лет число разных болезненных страхов или «фобий» по научному возросло с 300 до 1030 (!!!).

Страх во всем мире сильно помолодел. В России 95 процентов инвалидов по этому виду психических заболеваний моложе 40 лет. Это уже почти эпидемия. И тут становится понятным, почему журнал «ЭКС» среди своих читателей - экстремалов объявил специальный конкурс на тему «Что такое страх и как с ним бороться». Явно, страх как и смех – явление заразительное. Бывает, что и журналисты-альпинисты ее подхватывают. А в упомянутой статье перечисляются имеющиеся сейчас в наличии на земле «Фобии».

Это, например, страх услышать хорошую весть – «евпофобия», «боязнь прогресса – «прософобия», страх облысеть – «фалакрофобия», страх растолстеть – «обезофобия», боязнь лежать на одном боку – «латерофобия», боязнь пристального разглядывания другими – «скоптофобия», боязнь китайцев – «синофабия», и даже навязчивый страх поэзии – «метрофобия», боязнь работы – «эрогфобия» и плюс «фобофобия» – боязнь вознкновения страха…

Конечно, сведения о том, что у кого-то в России есть «эргофобия» – боязнь работы, кажутся смешными. Мы никакой работы не боимся. У нас даже пословица есть – «работа не волк – в лес не убежит!». А вот над тем, что во многих журналах боятся печатать стихи, то есть обнаруживают заболевание «метро-фобией», может быть и стоит задуматься. И это нехорошо. И даже печально. Смешная ситуация возникает, работники библиотек говорят – сегодня стихов никто не читает! А работники редакций им возражают: А пишут и присылают – пудами!

И вправду смешно получается – все о своих душевных переживаниях говорят, но никто никого не хочет слушать…

Уже упоминавшийся журнал «ЭКС», объявивший целый конкурс рассказов бывалых людей на тему о том, что такое страх и как с ним бороться», в результате вывел такую формулу – легче всего прогнать чувство страха – улыбкой…

Похоже на то, что в нашем мозгу, топография которого изучена достаточно хорошо и детально – центр страха и центр смеха расположены невдалеке друг от друга и их деятельность как-то связана. Мы можем даже пойти дальше, и проявив известную смелость предположить, что животные, не умеющие смеяться, тем и отличаются от людей, и остаются животными потому, что всецело находятся во власти страха за свою жизнь. Боятся всего. Не умеют посмотреть на все с юмором. Улыбнуться в лицо опасности.

Именно появление в мозгу центра смеха, возможность в той или иной мере победить или локализовать чувство страха – чувством юмора привело к тому, что одна из ветвей человекоподобных существ дала жизнь всему современному человечеству?!

Вот к каким важным выводам можно придти, вступив на крутую тропу размышлений о роли Гор в Истории становления Человека - Человеком…

Вообщем, как это ни смешно, но согласитесь, - страшно интересно…

Не так ли? Тем более, что все это не сказки, не мифы, а чистая как ледниковая вода, правда! 

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru. При перепечатке ссылка обязательна.